Найти в Дзене
Анна в Париже

Что меня бесит в Париже. Часть 1.

Поведение в метро. У парижан и гостей столицы полностью отсутствует культура поездок на метро, которая в Москве, как мне кажется, впитывается с молоком матери. Приветствую тех, кто впервые в моем канале! Уже 1,5 года я живу в Париже. Пишу про быт во Франции, борьбу с бюрократией и свои наблюдения глазами недавно релоцировавшейся. Добро пожаловать! По крайней мере я (родилась в Москве) с детства знала, что в ожидании поезда надо отойти от дверей, чтобы дать дорогу выходящим пассажам. А вот в парижском метро об этом не слышали. Пассажиры с платформы пытаются влезть в поезд, не давая дороги выходящим. Последние еле выходят гуськом. В результате - давка и долгая посадка. Ну и еще: В двухэтажных поездах RER (аналог московского МЦД) отдельные одаренные личности встают или садятся (!) на ступеньках лестниц, ведущих на верхний или на нижний ярус. Соответственно, пройти в основную часть поезда становится проблематичным, приходится стоять в тамбуре. Что у них в голове - мне не дано понять. В

Поведение в метро. У парижан и гостей столицы полностью отсутствует культура поездок на метро, которая в Москве, как мне кажется, впитывается с молоком матери.

Приветствую тех, кто впервые в моем канале! Уже 1,5 года я живу в Париже. Пишу про быт во Франции, борьбу с бюрократией и свои наблюдения глазами недавно релоцировавшейся. Добро пожаловать!

По крайней мере я (родилась в Москве) с детства знала, что в ожидании поезда надо отойти от дверей, чтобы дать дорогу выходящим пассажам. А вот в парижском метро об этом не слышали. Пассажиры с платформы пытаются влезть в поезд, не давая дороги выходящим. Последние еле выходят гуськом. В результате - давка и долгая посадка.

Ну и еще:

  • Зайдя в вагон, все просто... останавливаются. Ни у кого не "щелкает", что надо пройти в центр вагона. Даже если им относительно далеко ехать - они стоят у дверей. В результате нередка ситуация, когда напротив дверей адская давка, а чуть дальше - относительно свободно. Но если ты начнешь "пропихиваться" в свободную зону, то рискуешь еще услышать пару ласковых слов в свой адрес.
В двухэтажных поездах RER (аналог московского МЦД) отдельные одаренные личности встают или садятся (!) на ступеньках лестниц, ведущих на верхний или на нижний ярус. Соответственно, пройти в основную часть поезда становится проблематичным, приходится стоять в тамбуре. Что у них в голове - мне не дано понять.
  • Не готовятся к выходу заранее. Поезд остановился, двери открылись, и вот пассажир встал с места в центре вагона и, расталкивая всех (не забывая извиняться, спасибо и на этом) устремился к выходу. Но это сделать не так просто, потому что в поезд уже активно заходят пассажиры с платформы, которые не уступают дорогу выходящим... как мы обсудили в начале статьи.
В голове сейчас звучит фраза из московского метро "готовьтесь к выходу заранее, не задерживайтесь...". Не, не слышали.
  • Заходят или выходят после звучания сигнала о закрытии дверей. Справедливости ради, это происходит и в Москве. Факт: в Париже было минимум два летальных случая, когда у такого любителя экстрима зажало элемент одежды, и поезд потащил незадачливого пассажира по платформе... Но это не останавливает их: влетают, как бешеные! На автоматизированных линиях метро специально для таких случаев двойные двери - в вагоне + на платформе. Если кто-то пытался "влететь" и застрял в одних или в других дверях, поезд не тронется. Но! Я своими глазами видела, как женщину зажало между (!!!) дверями вагона и дверями платформы. Если бы не быстрая реакция пассажиров, умудрившихся разжать двери, итог мог бы быть печальным. Этой женщине было 50+, казалось бы, можно уже думать научиться...
  • Не снимают рюкзаки. Вроде даже в московском метро это относительно новый культурный код, а в парижском об этом еще не слышали. Так что ехать в час пик, прижавшись к рюкзаку другого пассажира - это парижская реальность. А невысокие люди рискуют получить незабываемые ощущения, впечатавшись в них лицом.
  • Громко говорят по телефону. В отличие от московского метро, парижское - довольно тихое, и, наверно, говорить там удобно. Но невежливо по отношению к другим пассажирам громко разговаривать о личном на весь вагон.

Сравнительно недавно парижские власти попытались намекнуть пассажирам о правилах поведения, развесив креативные плакаты. Мне они понравились, и с юмором, и справедливо. Однако, сейчас их уже нет, и я не заметила какого-то улучшения в культуре поездок.

Ниже эти плакаты, взятые с сайта парижского метро (RATP). По-моему, очень позитивно и креативно. Листайте галерею.

Справедливости ради должна сказать, что французы практически всегда придерживают двери для идущих за ними пассажиров. Также, они стоят на эскалаторе справа и проходят слева. Тут только одна проблема - мало самих эскалаторов. Ну и, как я ранее писала, даже в давке, пропихиваясь и на бегу они извиняются перед другими за причиненное беспокойство. Нет проблем и с уступанием мест пожилым и пассажирам с детьми.

Еще про метро и цены на него:

Комментарий мужа по поводу ситуаций, когда мы с ним пропихиваемся в центр вагона, чтобы иметь возможность дышать, или протискиваемся к выходу мимо пассажиров, которым ехать еще 10 остановок, но они стоят у самых дверей: "Мы ведем себя нагло, но правда за нами".

Конечно, я понимаю, что парижан не изменить, и пытаться объяснять людям в метро, что нужно проходить в центр вагона - это утопия. Хотя иногда на станциях дежурят сотрудники, которые сами дают подобные указания. Но я верю, что когда-нибудь это изменится, и культура поездок в парижском метро повысится.

Ваша пассажирка метро - Анна в Париже