Чем меня встретил Париж 2023 - повышением цен на транспорт. Для меня это не стало неожиданностью)) у меня нет телевизора, но я читаю новости и паблики в интернете.
Итак, ударило самое большое повышение за последние годы. Чтобы понять его масштаб, надо кратко рассказать о том, какие есть проездные.
Если без даталей, то основных всего 2 типа:
- Для жителей региона Иль-де-Франс (куда входит Париж) - безлимитный проездной Навиго, позволяющий в течение месяца сколько угодно ездить на любом транспорте в пределах 5 зон, а в выходные еще и на пригородных поездах. Он именной, с фото, не подлежит передаче другим людям. Цена повысилась с 75,2 до 84,1 евро в месяц - 11,2%.
- Для тех, кто ездит редко (и для туристов) - разовые проездные. Было 1,9 евро за 1 поездку (или 14,9 за 10 поездок). Стало 2,1 за 1 поездку (или 16,9 за 10 поездок). Повышение на 10,5 и 13,4% соответственно.
Это весьма существенное повышение вызвало бурю негодования и долгие дебаты. В частности, говорили, что цена безлимитного Навиго вырастет до 100 евро. К счастью, этого не произошло.
Что касается разовых проездных, Париж постепенно отказывается от доисторических картонных билетиков и переходит на формат нашей "Тройки" - называется Navigo Easy. Ее можно зарядить на нужное количество поездок, выгоднее всего 10. Если вы будете покупать картонные билетики, цена будет выше.
Для туристов есть и другие варианты безлимитных проездных на 1-5 дней - но это уже частные случаи.
Если посмотреть динамику цен с 2015 года, то цена разовой поездки выросла на 16,6%, а цена месячного безлимитного абонемента - на 20%.
Эти цифры меня насторожили, и я решила посмотреть, что же в Москве?
С этого года в Москве тоже выросла стоимость поездки - с 46 до 50 рублей (+8,6%). Месячный абонемент вырос на 7,6% и стоит теперь 2540.
Если брать курс 70 руб, то одна поездка в Париже стоит почти в три раза дороже, чем в Москве. Безлимит на месяц стоит в два раза дороже.
Ну что, расходимся, товарищи? Идем ругать загнивающий запад? :)
Не так быстро. Как говорится, есть нюанс.
Во Франции работодатель обязан компенсировать как минимум половину стоимости проездного сотрудника.
Наш работодатель, живи он до 100 лет, компенсирует 75% стоимости. Поэтому я ездила в прошлом году безлимитно за 19 евро в месяц, а в этом году буду ездить за 21 евро (~1400 рублей).
В два раза дешевле, чем я ездила бы в Москве. Если бы мой работодатель компенсировал 50%, то я бы платила 42 евро в месяц - почти как в Москве. И не забываем, что в выходные и в школьные каникулы я могу ездить и на пригородных поездах бесплатно (в ином случае цена начинается от 10 евро).
Вернемся к динамике цен. Цена одной поездки в Москве в 2015 году составляла 31 рубль, сейчас 50 рублей. Рост цен - 61% (по сравнению с 16% во Франции). Цена месячного абнемента выросла за тот же период выросла на 27%.
Честно говоря, в Москве я никогда не пользовалась месячным безлимитом. Часть времени я ездила на машине, поэтому тратила в среднем 1000 р. в месяц на общественный транспорт. Здесь у меня машины нет, и я ОЧЕНЬ много езжу на общественном транспорте.
Уже написав этот огромный текст я поняла, что по Москве я смотрела только зону "Центр". Если брать зону "Пригород", цены будут выше. А в Париже в данную цену выключены все 5 зон.
Сделаем краткие выводы:
- В Париже цена разовой поездки почти в три раза выше, чем в Москве. Цена месячного безлимита в два раза выше, чем в Москве.
- За прошедшие 8 лет цена поездки в Москве выросла на 61%, в Париже - на 16%.
- Если вы официально работаете и используете общественный транспорт для поездок на работу, работодатель компенсирует вам 50% или более стоимости проезда. Таким образом, цена месячного безлимита становится примерно равна московской.
- Если вы турист, можно приобрести специальные карточки с безлимитным проездом на 1-7 дней. И в любом случае не покупайте картонные билетики - они дороже! Лучше купите аналог "Тройки" - Navigo Easy.
Я провела мини-исследование для написания этой статьи, поэтому буду благодарна за ваши лайки и комментарии!
Удачных вам поездок и, конечно, я с удовольствием отвечу на вопросы.
P.S. В Париже очень высокая плотность станций метро, один перегон - где-то минута. По сравнению с Москвой относительно часто случаются перебои (становится плохо пассажиру или поломка), которые выбивает из строя целую линию на 2-3 часа. По моим наблюдениям, в Москве такое происходит гораздо реже, и все ЧП ликвидируются быстрее. Ах, ну и еще в Париже бывают забастовки =)
#транспорт #метро #цены #проезд #париж