Найти тему
Пушкин в Африке

Героический партизан в сердце Африки

Всемирно известный кубинский революционер, фотографию которого сегодня можно увидеть на футболках и плакатах по всему миру, который стал одним из символов молодёжи и антиимпериализма - Эрнесто Че Гевара - прославился не только как партизан и государственный деятель на Кубе, но и как борец за свободу народов Латинской Америки и даже Африки. О том, как его занесло на самый жаркий континент и чем это закончилось, вы узнаете в нашей этой статье. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.

Известнейшее фото Че, получившее название "Героический партизан"
Известнейшее фото Че, получившее название "Героический партизан"

Начать следует с того, что образ Э. Гевары обычно преподносят либо в излишне романтизированном свете, либо же наоборот демонизируют его до уровня фарса. Каким бы ни было отношение к взглядам храброго аргентинца, отдать должное ему стоит хотя бы за то, что он был весьма последователен в убеждениях и на практике делал всё, чтобы их реализовать. Одной из ключевых заслуг Че была разработанная им "теория очага", о которой мы говорили в статье, посвящённой конфликту в Тыграе. Если кратко - социалистическая революция в наиболее отсталых странах может произойти без наличия сложившейся революционной ситуации и многочисленного промышленного пролетариата - достаточно возникновения очага партизанской войны, который будет своими действиями мотивировать недовольное население поддерживать герилью и ослаблять правящий режим. Этой тактикой по сей день пользуются партизаны-коммунисты на Филиппинах, в Индии и Колумбии. Единственное важное условие, обычно упускаемое из виду в контексте данной теории заключается в том, что на самом деле кубинская революция случилась в результате комплекса факторов, среди которых партизанское движение сыграло важную, но далеко не единственную роль. Так вот, после победы революции на Острове Свободы Че Гевара занялся работой по созданию кубинской промышленности, и пробыл на министерском посту 5 достаточно успешных лет. Однако по собственному убеждению он считал, что мирным строительством на Кубе мировой империализм не может быть побеждён, что побудило его отправиться в другие страны, внутри которых зрели серьёзные конфликты.

Фидель Кастро и Эрнесто Гевара после победы Кубинской революци
Фидель Кастро и Эрнесто Гевара после победы Кубинской революци

Надо сказать, что вскоре после победы барбудос (от исп. "бородачи") и их соратников на Кубе Че был отправлен в продолжительное турне по иностранным государствам из расчёта на заключение выгодных торговых соглашений с молодым кубинским правительством. В рамках серии деловых поездок Че Гевара посетил и африканские государства, идейно близкие СССР и Кубе. В их число, помимо арабских стран, таких как Египет и Алжир, входило и Конго, первым руководителем которого был легендарный Патрис Лумумба. О нём мы, кстати, тоже ранее уже писали. Эрнесто очень понравился этот энергичный молодой человек, и он видел в нём, по собственным заявлениям, настоящего революционера. Сложно сказать, насколько точной была характеристика, данная Лумумбе, но свою сознательную жизнь он действительно посвятил освобождению своей страны от бельгийского владычества, за что снискал славу не только на родине, но и далеко за рубежом.

Че Гевара и Г.А. Насер
Че Гевара и Г.А. Насер

В 1961 году Патрис Лумумба был жестоко убит своими противниками под руководством Жозефа Касавубу при поддержке Соединённых Штатов Америки. Это стало большим ударом по всему африканскому революционному движению, сумевшему добиться больших успехов в освобождении от колониальных оков в 1960-м году. Разумеется, внутри самого Конго тогда случился настоящий социальный раскол. Верные делу Лумумбы люди не были готовы мириться с владычеством тех, кто жестоко попрал его идеалы, отчего в стране созрела база для внутреннего конфликта. Главной проблемой было то, что у сторонников Лумумбы не было чёткой социальной базы. В Конго на тот момент ещё не сложился многочисленный промышленный пролетариат, а крестьянство всё ещё было раздроблено по племенному принципу, а также по степени благосостояния. Городское население также было сравнительно небольшим. А вот пришедшая к власти национальная буржуазия, стоявшая в авангарде борьбы с колониализмом наоборот была довольна сложившимся положением дел. Она стала управлять государственными делами, а состояние зависимости от Бельгии и США её вполне устраивало, ведь это не ставило под сомнение её жизненные интересы. Поэтому лумумбистам было довольно сложно найти опору. Жозеф Касавубу, кроме прочего, использовал достаточно грамотную тактику лавирования между интересами иностранцев и местного населения. Несмотря на то что премьер-министром страны был Моиз Чомбе - ярый антикоммунист, стоявший за убийством Патриса Лумумбы, Касавубу использовал социальные лозунги и проводил ряд умеренных преобразований, предусмотренных в программе Лумумбы, за счёт чего предотвращал вспышки общественного недовольства. Хитрость, с которой действовал Касавубу, в дальнейшем помогла ему удержаться у власти.

Джозеф Касавубу (слева) и убитый с его согласия Патрис Лумумба (справа). Из-за устройства избирательной системы в Конго Лумумба предоставил Касавубу и его партии места в правительстве, отчего прозападная оппозиция сразу получила место во власти
Джозеф Касавубу (слева) и убитый с его согласия Патрис Лумумба (справа). Из-за устройства избирательной системы в Конго Лумумба предоставил Касавубу и его партии места в правительстве, отчего прозападная оппозиция сразу получила место во власти

Че Гевара, разозлённый убийством Лумумбы, внимательно следил за событиями в Конго, и, начиная с конца 1964-го года стал готовить отряд для заброски в Конго. Обосновывал он это тем, что Конго - "это самая горячая точка в мире...", что социалистическая революция в стране может привести к серьёзному поражению империалистических держав в мировом масштабе. Утверждение по любым меркам было спорным. В тот момент Конго, даже несмотря на большие запасы ресурсов, не было центральным местом, откуда капиталистические страны черпали жизненные силы. Конечно, это было одно из звеньев цепи, но далеко не ключевое. В общем, сложно сказать, чем руководствовался Эрнесто в рассуждениях. Возможно, им двигало глубокое негодование в связи с убийством Лумумбы, а оно, надо сказать, было зверским. Его расстреляли, тело расчленили, а потом растворили в кислоте. Интересным фактом является то, что египетский президент Г. А. Насер - известный просоветский лидер, с которым Че имел близкие отношения, отговаривал последнего от совершения конголезской авантюры, но ему этого не удалось.

Конголезский дневник Че Гевары, изданный на английском языке
Конголезский дневник Че Гевары, изданный на английском языке

Несмотря на чересчур смелый расчёт, Гевара весьма основательно подошёл к реализации своих замыслов. На Кубе была подготовлена очередь из чернокожих бойцов (на Кубе часть населения является чернокожей в результате того, что их предки были завезены туда в разгар американской работорговли), которых должны были забрасывать в Конго через Алжир, Египет и Танзанию для подготовки местных партизан и создания того самого революционного очага на востоке страны. 1 апреля 1965-го года с первой группой бойцов-кубинцев во главе с самим Че прибыл попрощаться сам вождь Кубинской революции Фидель Кастро. Считается, что именно тогда он произнёс пророческие слова, ставшие названием известнейшей песни "Hasta siempre, Comandante", что в переводе означает: "Прощай навсегда, команданте!". И хоть конголезская эпопея не стала для Че последней, к мирному строительству на Кубе он больше не возвращался.

Известные слова даже стали лозунгом. Песню, кстати, советуем послушать - очень душевная
Известные слова даже стали лозунгом. Песню, кстати, советуем послушать - очень душевная

Проблемы начались практически сразу после прибытия часть партизан, прибывших из соседней Руанды, не говорили на суахили, что крайне осложняло процесс коммуникации между бойцами. Более того, тактические навыки присоединившихся к Че конголезцев тоже были, мягко говоря, не на высоте. По его собственным воспоминаниям, они стреляли из автомата с закрытыми глазами и первое время имели крайне невысокий боевой дух. С этим во многом связано первое крупное поражение в местечке под неблагозвучным для русского читателя названием Бендера - там бойцы должны были уничтожить электростанцию и казармы, но потерпели сокрушительное поражение, чуть не попав в окружение. Тутси, прибывшие из соседней Руанды, разбежались практически сразу, а конголезцы потеряли треть бойцов ещё до вступления в бой. Кубинцы же обошлись куда меньшими потерями - погибло всего 4 человека, но противник, обыскав их тела, обнаружил документы, свидетельствовавшие о кубинском происхождении партизанских инструкторов. Зачем было брать с собой паспорта на задание - решительно неясно, но это привело к тому, что столкновения на востоке Конго стали предметом открытого международного скандала, к которому охотно подключились Соединённые Штаты и Великобритания. После поражения под Бендерой, Че Гевара сам несколько пал духом. В своих дневниках он писал о конголезском движении:

...Руководители движения проводят большую часть своего времени вне страны... Организационная работа не ведется, кадры среднего уровня ничем не занимаются, не знают, что они должны делать и не внушают никому доверия... Недисциплинированность и недостаток самоотверженности - главные признаки этих борцов. С такими войсками выиграть войну немыслимо.

В этих записях достаточно объективно отражено положение дел в Конго, особенно с политической точки зрения. Лидеры потенциального революционного движения Гастон Сумиало и Лоран-Дезире Кабила действительно ютились в эмиграции, где на советские средства могли позволить себе неплохо жить, а неучастие в жизни собственных подопечных оправдывали наличием больших дел по поиску зарубежной помощи. Это означало, что политическая работа фактически также ложилась на плечи кубинцев, а это никак не могло служить залогом успешной реализации поставленных целей. Будет ли местное население браться за оружие по призыву иностранцев, какими бы харизматичными они ни были? Вопрос риторический. Короче говоря, та общая ситуация в стране, обрисованная выше, давала Эрнесто Че Геваре понять, что он, вероятно, допустил ошибку в своей изначальной ставке. Однако он не отчаивался, ведь к концу лета 1965-го кубинских специалистов, целенаправленно обученных для ведения боевых действий в Африке насчитывалось уже более 100 человек.

Че Гевара проводит инструктаж бойцов в конголезских лесах
Че Гевара проводит инструктаж бойцов в конголезских лесах

Для противостояния кубинско-конголезским партизанам правительство Чомбе обратилось к услугам также широко известного сегодня командира наёмников - Майклу Хоару - отставному майору британской армии, собравшему на территории ЮАР целый белый батальон на выделенные американцами деньги и технику. К концу 1965-го года две фигуры Холодной войны столкнулись в смертельной схватке. Оба понимали, что имеют дело с серьёзным противником, отчего в ход шли все средства, имевшиеся в арсеналах командиров по обе стороны фронта. Хоар применял авиацию, вертолёты и даже канонерскую лодку, имевшуюся в его распоряжении, однако, даже сумев воспользоваться всеми преимуществами регулярной армии, имевшимися у него на руках, не сумел нанести сокрушительного поражения герилье, хотя партизаны и оказались фактически окружены в Лулуабурге.

Майкл Хоар - британский командир наёмников. Кстати, он дожил до 100 лет и умер в 2020-м году, в отличие от своего противника Че Гевары. Какой разной бывает судьба!
Майкл Хоар - британский командир наёмников. Кстати, он дожил до 100 лет и умер в 2020-м году, в отличие от своего противника Че Гевары. Какой разной бывает судьба!

Решающего сражения так и не состоялось, поскольку случилось неожиданное. На саммите Организации Африканского Единства в Аккре, Гана, Касавубу сделал заявление, что 13 октября 1965-го года Моиз Чомбе отправляется в отставку, а все белые подразделения наёмников выводятся с территории Конго. Это была не капитуляция, а крайне хитрый расчёт. Касавубу стремился легитимизировать свою власть в глазах мирового сообщества, показав наличие у него мирных намерений и стремления прийти к общественному согласию и спокойствию. Ещё летом в результате государственного переворота из цепи поддержки кубинских партизан выбыл Алжир, а после заявления Касавубу отказалась от дальнейшего сотрудничества и Танзания - ключевой перевалочный пункт, через который на помощь герилье приходили и грузы, и пополнения. В начале ноября Че получил от Фиделя телеграмму, в которой тот предлагал ему самостоятельно распорядиться судьбой кубинцев, находившихся у Гевары в подчинении, и после неудавшихся обращений к Египту и даже Китаю, Че Гевара принял решение о выводе сил из Конго. 20 ноября через Таганьику переправилась вся сотня кубинцев и четыре десятка конголезцев, не желавших продолжать борьбу. Принявшие решение остаться на противоположном берегу местные партизаны были уничтожены спустя некоторое время. Об этих минутах Че Гевара написал в своём дневнике следующее:

В последние часы в Конго, - писал позже Че Гевара, - я чувствовал себя настолько полностью одиноким, как никогда, ни на Кубе, ни где еще.

Героический партизан потерпел здесь первое крупное поражение, но не столько из-за технических нюансов, связанных с военным делом или критических неудач в боях. Основной причиной провала операции стал изначально неверный выбор страны, где следовало вести войну. Выбор Конго был продиктован скорее личными мотивами, интересом, азартом, но никак не глубоким расчётом, в ходе которого были просчитаны риски и взвешены плюсы и минусы. Че отправился в авантюру, ударившую по его здоровью (у него обострились приступы малярии, которой он страдал с детства) и морально-психологическому состоянию. Нет никаких сомнений, что сражался он храбро и воевал достаточно успешно, по крайней мере, для непрофессионала, но одного этого, равно как и безграничной харизмы, в которой Че было не занимать, было недостаточно, чтобы выиграть войну. Джозеф Касавубу, лично не совершивший ни одного выстрела и не посетивший зону противостояния, выиграл в конфликте чисто политическими методами, что доказывает одну очень простую, но не всегда очевидную мысль - в политике нужно руководствоваться не чувствами, пусть даже и светлыми, а логикой и фактами. Вероятно, именно отказ следовать этому принципу приведёт Че к гибели в горах Боливии спустя 2 года после конголезских событий. И хотя Эрнесто потерпел в Конго поражение, те проблемы, против которых он самоотверженно выступал, терзают страну до сих пор, а всё потому, что убившие Патриса Лумумбу лидеры продолжили вести Конго по курсу сближения с западным капиталистическим миром, отчего недрами и богатствами огромного государства по сей день владеют западные корпорации, наживающиеся на дешёвом труде, в котором задействуют даже малолетних детей. Поступок и жертва Че Гевары в Конго была, вероятно, несвоевременной, но отнюдь не напрасной, и потому забывать об этом бесстрашном человеке и его подвигах ни в коем случае нельзя.

Че Гевара и его бойцы в Конго слушают радио
Че Гевара и его бойцы в Конго слушают радио

С 96-м днём рождения, Команданте!

Подписывайтесь на "Пушкин в Африке", не забывайте ставить лайки и делитесь мнением о прочитанном в комментариях! Это поможет сделать контент ещё более интересным и качественным! Распространяйте понравившиеся материалы среди знакомых и друзей, это тоже помогает охвату!