Как-то у меня однажды все наперекосяк пошло с Калининградом. 1999 год. И мы отправились во второй автобусный тур по Европе. Но в этот раз не из самого Санкт-Петербурга, а сначала на поезде до Калининграда, а затем уже на автобусе на Прагу, Дрезден, Париж, Антверпен, Амстердам и обратно. И так отлично шел поезд до границы с Калининградской областью. И на границе всё прошло гладко. А вот потом он встал. Часа на два. В результате, в Калининград мы опоздали, автобус, конечно, группу ждал. А потом еще произошла заминка на польской границе. В общем, вместо прибытия в Прагу ранним утром, мы там оказались уже после обеда. Самое интересное, что и назад все прошло не гладко. Возвращались мы 9 мая. И в одном из поселков между границей и Калининградом началась демонстрация / парад, и дорогу перекрыли. Какими-то огородами водитель доставил нас на вокзал, но до отправления поезда оставалось 15 минут вместо 3-х часов, которые мы рассчитывали погулять по городу.
Но давайте вспомним, какие поезда ходили в этот балтийский город в разные годы. Причем вспоминать будем преимущественно совсем дальние поезда (там в 60-е и даже 70-е годы по Калининградской области очень активно ходили пригородные поезда, которые показывались в справочниках под ред. Таулина. Янтарный, Балтийск, Мамоново, Багратионовск. Все эти города самого западного региона страны мы опустим.
Итак, 1961 год. Аж пять поездов уходили на Москву. Да, не все ежедневно, один - сезонный и по особому назначению. Но в целом можно сказать, что сообщение было очень развитым. Более того, шли они разными маршрутами. Основной маршрут - это понятно, что Вильнюс, Минск, Смоленск. Но был еще и замысловатый маршрут через Клайпеду, Радвилишкис, Даугавпилс, Витебск, Смоленск. Естественно, что и время в пути отличалось - от 21 часа до 36.
Еще один поезд уходил на Ленинград. Время в пути 24 часа 11 минут. А два - на Ригу. Время в пути около 13 часов. Был поезд и до другой столицы прибалтийской республики - на Вильнюс. И в заключении - Харьков. Время в пути 36 часов 51 минута. Шел он через Вильнюс, Минск, Гомель, Бахмач, Кременчуг.
1969 год. Сохраняются все те же поезда. Самый быстрый до Москвы теперь в пути 19 часов 21 минуту, а до Риги - 9 часов 10 минут. Особенно серьезно до Риги ускорили. Ну и до Ленинграда теперь быстрее чем за сутки. И даже быстрее, чем за 22 часа. А в Харьков через Ворожбу быстрее вообще аж на 8 часов.
В 1980 году до Москвы уже быстрее, чем за 19 часов. До Ленинграда чуть больше, чем 21 час. Но нет ни одного поезда до Риги.
К 1989 году Рига не появилась. До Москвы теперь 17,5 часов, до Ленинграда - менее 19 часов. А вот до Харькова снова очень долго - 38 часов 17 минут. А кроме них появился еще поезд на Горький - 33 часа 05 минут, и Гомель - 15 часов 31 минута.
1995 год. Удивительно, но появляется снова Рига. Шел поезд через Шяуляй за 11 часов. До Москвы с кучей паспортных контролей самый быстрый теперь 25 часов. До Санкт-Петербурга - 23 часа, то есть быстрее, чем до Москвы. Кстати, до Санкт-Петербурга поезд шел через Вильнюс и Псков. Оставался и Харьков, но здесь даже быстрее - 35 часов. Ну и появляется весьма экзотичное направление Калининград - Челябинск. Время в пути ровно 75 часов через Вильнюс, Минск, Смоленск, Ряжск, Самару и Уфу.
В 2004 году ко всем уже многократно упомянутым добавляется Калининград - Гдыня (север Польши) и Калининград - Анапа. Тут время в пути 59 часов 06 минут.
Где-то в 2000-х ходил поезд до Берлина. Выглядели вагоны вот так:
Ну а в 2024 году, несмотря на все проблемы с транзитом через Прибалтику, сохраняется масса поездов, которые связывают бывший Кёнигсберг с другими российскими городами. Адлер, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск,
Спасибо, что читаете! До встречи! И этот цикл я продолжу в лучшем случае послезавтра, так как завтра ну вот прямо совсем некогда.