Продолжение истории Второго вального обвода Кёнигсберга. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы.
НИЖНИЙ ФРОНТ КРАУЗЕНЕК.
Сегодня линия этого фронта идёт от Астрономического бастиона на юг к реке Преголя.
◆◆◆
АУСФАЛЬСКИЕ ВОРОТА (нем. Ausfallstor, совр. адрес: юго-западнее пересечения Гвардейского пр. и ул. Генерал-фельдмаршала Румянцева) можно перевести как «пропускные» или «ворота для вылазок», что отлично характеризует их предназначение. Они были построены по проекту архитектора и военного инженера Людвига фон Астера в 1866 году на месте той простой конструкции, что стояла здесь со времён работ по Первому вальному обводу XVII века. Ворота находятся ниже уровня транспортной магистрали - именно в таком виде их и строили.
Аусфальские ворота имели один вытянутый проход, предназначенный только для пешеходов. Это подтверждается узким мостом и лестницей с внешней стороны. По бокам от тоннеля располагались казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Наружные стены ворот, выходящие в ров, облицованы тёсаным камнем. Над проездом располагалась боевая платформа с зубчатым парапетом.
На момент возведения ворот, за их внешними стенами было открытое пространство, севернее – территория кладбищ сразу трёх городских приходов, а южнее - железнодорожная ветка на Пиллау (совр. Балтийск). Со стороны города они выходили в Народный парк. Ворота спрятали так хорошо, что даже кенигсбержцы называли их «самыми незаметными воротами».
После того как в 1910 году оборонительный обвод передали от военного ведомства городской администрации, единственный проход ворот заложили. Во время Второй мировой войны внутреннее пространство поделили на отсеки бетонными стенами, которые разделяли массивные металлические двери. В изначально прекрасно замаскированном обширном бункере расположился пункт управления воинскими частями.
В первые послевоенные годы бывшие городские ворота использовались в качестве склада, затем их оборудовали под бомбоубежище школы милиции. На данный момент через ворота выведен коллектор сточных вод.
С 1993 года исторический объект получил узнаваемый элемент – на верхней платформе, выходящей на Гвардейский проспект, архитектор Попов построил из красного кирпича часовню святого Георгия Победоносца, которую посвятили памяти солдатам, погибшим во время штурма Кёнигсберга.
В 2007 году Аусфальские ворота получили статус объектов культурного наследия регионального значения и были переданы Областному историко-художественному музею.
◆◆◆
БАСТИОН «БУТТЕРБЕРГ» (нем. Bastion Butterberg, не сохранился) получил название от расположенной в западной части города возвышенности Буттербег -Масляная гора. Сегодня этого бастиона нет, но место его расположения определяется легко – территория Мемориального комплекса у братской могилы 1200 советских воинов.
Согласно данным Эрхарда, бастион «Буттерберг» представлял собой простую конструкцию из боевого рва, окружённого водным рвом. На валу было оборудовано пять артиллерийских площадок и четыре казематированных траверса, орудия и снаряды поднимали с помощью боковых аппарелей.
Бастион «Буттерберг» довольно быстро стал мешать городу. Дело в том, что момент возведения Второго вального обвода совпал с прокладкой путей Прусской Восточной железной дороги, а рельсы на Пиллау неминуемо проходили через бастионный боевой вал. Так при бастионе «Буттерберг» появились первые железнодорожные ворота.
По мере развития железной дороги её рельсы «пробили» валы ещё в нескольких частях, потому подобных ворот в Кёнигсберге было несколько что и породило городскую шутку: мол, военные так стараются в вопросе обороны, что готовы остановить даже технический прогресс, устанавливая на пути паровозов средневековые и морально изжившие себя элементы фортификации.
Естественно, после того как в 1910-х годах военное ведомство передало городу элементы Второго вального обвода, бастион «Буттерберг» попал под снос в числе первых.
◆◆◆
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОРОТА (нем. Eisenbahnhof Tor, под пешеходной частью Гвардейского пр.) возводились в два этапа в 1866 и 1889 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера. Это они стали причиной сноса бастиона «Буттерберг», т.к. разорвав оборонительный вал, взяли на себя функцию обороны этого участка Кёнигсберга, где были проложены железнодорожные рельсы в сторону Пиллау.
Железнодорожные ворота имели два пролёта, оформленные арками стрельчатых очертаний из фасонного керамического кирпича различной модификации. По бокам – казематы с амбразурами и бойницами, с внешней стороны – кордегардия с мощными амбразурами для артиллерии. Также со стороны города сохранились два мощных столба, к которым в прошлом крепились створки распахивающихся ворот.
Отличительной особенностью ворот были штрабы - что-то вроде защитных жалюзей – большие брёвна вставлялись горизонтально в двойные пазы квадратного сечения с изгибом в верхней части в сторону обороняющихся, поэтому извлечь их можно было только со стороны города.
После того как муниципалитет выкупил элементы фортификации у военного ведомства, вдоль бывшего вального кольца проложили улицу Дойчорденринг (совр. Гвардейский проспект), которая прошла над воротами.
В 1926 году был запущен Двухъярусный мост через Прегель, изменивший направление железнодорожной ветки. Движение через Железнодорожные ворота прекратилось, но сама конструкция сохранилась, а вот остальные подобные строения были демонтированы.
Уже в новейшей истории неиспользуемые рельсы разобрали, а через арки ворот была проложена прогулочная дорожка, ведущая от Московского проспекта в парк за памятником 1200 гвардейцам. В 2007 году Железнодорожные ворота получили статус объектов культурного наследия регионального значения и были переданы Областному историко-художественному музею.
В 2012-2013 годах проведён ремонт Железнодорожных ворот, в ходе которого южный пролёт был застеклён. С 2017 по 2022 годы внутри размещался «Центр популяризации наук имени Фридриха Вильгельма Бесселя», в рамках которого работал мультимедийный планетарий и музей Кёнигсбергской Королевской обсерватории. Сегодня это пространство передано волонтерскому движению «Хранители руин», эти активисты занимаются крайне важным делом - поддержанием в порядке и популяризацией объектов исторического наследия на территории Калининградской области.
◆◆◆
ХОЛЛЭНДЕРБАУМСКИЕ ВОРОТА (нем. Holländer Baum Tor) и БАСТИОН «ЛААК» (нем. Bastion Laak, не сохранился) – невидимки Второго вального обвода – на картах и в описи присутствуют, но нет ни одного фото и чертежей с ними. Остаётся лишь догадываться. Если говорить о бастионе, то название он получил от находящегося поблизости района Лаак. Что же до наименования ворот, то оно относит нас к эпохе ещё Тевтонского ордена, когда западная часть реки Прегель перекрывалась так называемым «Голландским бревном», представлявшим собой бревенчатую преграду (шлагбаум), элементы которой перемещались цепями (позже использовалась боновая система). Здесь располагался таможенный пункт, собиравший оплату со всех идущих со стороны Пиллау судов.
По всей видимости, ворота и бастион располагались рядом и были финальной частью обороны на правом берегу Прегеля. Судя по очертаниям рва, бастион «Лаак» имел не бастионное, а полигональное очертание, а вот ворота были его выдвинутым блокгаузом.
Известно, что в 1910 году ворота и бастион снесли, а позже в этом месте будет построен промежуточный Холлендербаумский железнодорожный вокзал, в котором сегодня располагается Калининградская областная таможня (Гвардейский проспект, 30).
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws