Найти тему
Чайный меч

Позвольте вас поправить!

- Почему меня на занятиях не поправляют?
- Почему меня на занятиях правят слишком часто?


Думаю, что многим коллегам приходиться слышать подобное, а кто то, возможно, узнает в этих вопросах себя...).
Предлагаю порассуждать и нам на эту тему.

И так, каждый инструктор/тренер имеет свой взгляд на правки во время занятий. В свою очередь, не разбрасываясь на частности, выделил бы следующее:

1) Исправление имеет своей целью постепенное приближение к некому эталону стиля. Для всех нас естественно ровняться в практике на наших соратников, более опытных соратников, однако есть общепризнанные образцы техники и понимания школы. На пример, для Катори Синто рю Отакэ ха таким человеком был сам Отакэ Рисукэ сэнсэй. В современном Чэнь ши тайцзи цюань это вне сомнений мастер Чэнь Сяован.

2) Исправляя новичка в какой либо технике хорошо бы иметь представление о:
- степени предварительной подготовке, т.е. имеется ли определенный бэкграунд и как его можно использовать;
- сформированы ли новичком цели и задачи в занятиях, или же в этом пока нет определенности. В свою очередь задача инструктора помочь такому новичку определиться , в том числе и в том, нужна ли ему данная практика или более продуктивно будет развиваться в чем то другом.
- важнейшим фактором является знание о состоянии здоровья новичка, как актуальном так и учитывая травмы/болезни прошлого. Обычно все взрослые новички сами рассказывают о таком, но и в интересах инструктора также подробнейше расспросить новичка.

3) Смысл любого исправления это фиксация результата исправления. Если занимающийся или инструктор не заинтересованы в повышении качества от занятий, то и сам смысл подобного взаимодействия под большим вопросом.

4) Фиксация результата исправления возможна лишь при ментальном усилии со стороны занимающегося. Иными словами, кто намерен заниматься, тот ищет повод, кто не намерен, тот ищет причину. В этой связи при добросовестной работе инструктора и слабой мотивации занимающегося мы имеем ожидаемо низкий результат , и перекладывание ответственности на инструктора здесь не уместно.

5) Даже при активном участии в обучении мотивированного занимающегося количество исправлений за одну единицу тренировочного времени ограничено. Это необходимо учитывать инструктору, особенно при большом желании добиться совершенства за одну тренировку.

6) Задачи в исправлениях могут быть как тактические, так и стратегические. Тактические обычно решаются за 1-2 единицы тренировочного времени. Решение стратегических задач невозможно без четкого планирования, ясного понимания инструктором метода и ответственного отношения к занятиям со стороны занимающегося, в том числе касаемо проработки исправлений.

7) Говоря о стратегических задачах инструктор должен иметь понимание, каким образом и за какой временной период занимающийся приобретет то или иное необходимое качество.

8) Чтобы результат исправления фиксировался занимающимся нужно чтобы образно говоря было, что исправлять. Если у новичка внешняя форма еще не стабильна, а "внутренние наработки" еще не актуальны, то и исправлять еще просто нечего. Это не значит, что новичка следует на этот период оставить без внимания, но и идти на поводу его "хотелок" тоже не следует, пока не сформируются первичные усилия, способные исправления удерживать.

9) Реагируя на степень внимания к себе со стороны инструктора занимающийся скорее отдаляется от качественной наработки, чем приобретает её. Здесь также важен вопрос доверия инструктору/школе/методу. Не имеет значения. что думает занимающийся по поводу того, как именно его необходимо обучать.

10) Не нести себя в практику, а культивировать практику в себе. Следуя этой простой истине, каждый - занимающийся и инструктор - будет честно совершенствоваться в своих задачах.