Что мне нравится в политике азербайджанских властей, что для них, как и для граждан, бывших бакинцев (граждан Азербайджана) не бывает.
Казалось бы, прошло полвека с тех пор, когда Инна Рыскаль блистала на волейбольных площадках мира. Живет в другой стране. Но к ней все равно приходит большая делегация от посольства, от фонда Гейдара Алиева, от азербайджанской диаспоры в России, и поздравляют с 80-летием.
Цветы, подарки, поздравления... думаю и стол гости накрыли.
Инна Валерьевна, тьфу-тьфу не сглазить, выглядит прекрасно. Но еще прекраснее ее слова, сказанные гостям:
Я всем рассказываю, что и я, и все члены моей семьи родились в Баку. Азербайджан – замечательная страна, и народ моей страны замечательный. Я очень часто вспоминаю родной Баку.
"Моей страны" — только за эту фразу, я готов расцеловать прославленную спортсменку. А так как возможности такой нет, то ограничусь статьей в честь юбилея.
Инна Валерьевна Рыскаль
Инна потомственная бакинка, родилась 15 июня 1944 года, в семье одного из лучших мотогонщиков СССР Валерия Рыскаля.
Валерий Рыскаль был человеком известным в Баку. Носил прозвище «Смертник», и пользовался авторитетом, как у милиции, так и среди блатных.
Из воспоминаний Инны Валерьевны:
… Моего отца в Баку называли «Смертником». Да, его знали все. Валерий Яковлевич Рыскаль гонял с сумасшедшей скоростью! И, что удивительно, ни разу, ни одной аварии! Тогда было мало машин. Но он был совершенно отчаянным. Когда он сажал меня на свой мотоцикл, я просто сжималась от ужаса и, прикрыв глаза, прижималась к его спине. Его знали все милиционеры, но не останавливали, нет. Даже отдавали честь: «Валера-джан, салам»! Папа был своего рода бакинской достопримечательностью.
Послевоенный Баку — это, должна я вам сказать, во многих отношениях был довольно опасный город. В нем царствовала шпана. Ребята дрались двор на двор, улица на улицу…
И в этих драках мой папа всегда кидался в бой первым. Его имя гремело с детских лет. Однажды это спасло жизнь его сестре, Гале. Поздно вечером, в темноте она возвращалась домой. На скамеечке сидела нехорошая компания. Их было несколько человек. С девушкой в такой ситуации могло случиться все, что угодно. Галя уже приготовилась к самому худшему. И вдруг произошло нечто особенное: один из этих парней сказал по-азербайджански другому: «Не трогай ее, это сестра «Смертника». И Галя спокойно прошла мимо. Компания не шелохнулась. Папу знали и уважали даже те, кому от него доставалось в драках… За смелость. Он был большой авторитет.
Детство
Инна была невысокого роста, поэтому ее отдали на спортивную гимнастику. Для моторной и заводной девочки это было мученье.
Тренер посоветовала родителям отдать ребенка на легкую атлетику, распознав в малышке феноменальную резкость и природную силу в ногах.
Однако однообразие легкоатлетических тренировок, несмотря на хорошие результаты, заставили Инну Рыскаль искать другой вид спорта.
В 12 лет, она пришла на волейбол. В секцию только созданного спортивного общество «Мэхсул». К 30-летнему тренеру Шамилю Шахмалову. Будущему заслуженному тренеру СССР.
Это стало "попаданием в десятку". Прыгучая девушка небольшого роста с легкостью перебивала высокорослых блокирующих.
В 1960 году волейбольный клуб «Мэхсул» занимает первое место в первенстве республики. В 1961 году приказом Спорткомитета Азербайджанской Республики Шамиль Шамхалов переводится в ЦС ДСО «Нефтчи» и назначается главным тренером женской команды мастеров «Нефтчи» и сборной Азербайджана.
Но к тому времени, Инна уже два года как в главной команде республики, куда попала в 15 лет. Сотрудничество тренера и волейболистки продолжается.
С 1961 по 1972 гг. команда «Нефтчи», входила в пятёрку лучших женских клубных волейбольных команд в чемпионате СССР, а в 1966 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР. Женская сборная Азербайджана, руководимая Шамилем Шамхаловым, в 1965 году завоевала золотые медали на Спартакиаде профсоюзов, а в 1967 году — серебряные медали на Спартакиаде народов СССР.
Во многом это была заслуга Инны Рыскаль, которая на всю жизнь осталась предана клубу, хотя и имела предложения от ведущих команд Союза.
Спортивный взлет
Феноменальную "малышку" заметили и в сборной СССР, куда она попала в 16 лет. С тех пор ни разу не выпадала из обоймы достигнув уникального результата — медали на четырех Олимпиадах (две золотые и две серебряные).
Тренер как-то увидел меня 16-летнюю во время матча в Туле, сказал: «Детка, подойди ко мне. Вот смотри, я твою фамилию записываю в сборную команды СССР». Это был 1960 год. Когда он мне это сказал, я обалдела. Я тогда подумала про молодёжку, а он мне сказал, что приглашает в основную сборную СССР готовиться к чемпионату мира. Когда я приехала, во взрослую команду попала не сразу, но с девочками было интереснее. Не то,что со старушками. Всё равно я была на виду у основы, за мной следили. Уже в 1962 году я играла в главной женской сборной на чемпионате мира, который прошёл у нас в Москве. Правда, мы тогда завоевали серебро, что было неожиданно.
В пике своей спортивной карьеры, а он у нее продолжался добрый десяток лет, на Рыскаль ходили персонально. Именно тогда она получила прозвище «Каспийская гроза» — за высокий прыжок и резкий неотразимый удар.
Поднимаясь с командами на пьедестал на Олимпийских играх, я радовалась, что мне удавалось затеряться в толпе девчонок, что все внимание достается не мне, иначе я не знаю, как я это пережила. Да, наверное, это очень смешно с точки зрения современности, слова «пиар» мы тогда не слышали, а славы своей скорее стеснялись. Мы играли не за деньги, а за свою прекрасную страну «СССР», которой мы все гордились.
В СССР жизнь была очень хорошей, удивительная, прекрасная была жизнь. Гейдар Алиев так заботился об Азербайджане, это был политик мирового масштаба – тонкий, умный, очень добрый человек. И Леонид Ильич Брежнев… Он очень ценил Гейдара Алиевича. Брежнев любил приезжать в Баку. И перед смертью, видимо что-то уже предчувствуя, он приехал к нам в Баку словно попрощаться. Мы жили в центре, и прямо напротив нашего дома остановилась его машина, к нему вышел Гейдар Алиев, поддержал его, помог выйти. Это были сильные, теплые отношения двух настоящих людей, которые заботились о своем народе.
В замечательном фильме ниже, на 3-ей минуте идет представление сборной СССР по волейболу на чемпионате мира. Обратите внимание на реакцию зрителей, когда называют фамилию Рыскаль. Это много стоит.
Замужество
Мы с Сашей оба бакинцы, но ни разу не встречались до этого момента. А тут меня пригласили в гости, и в комнату вошел Саша. Приятный такой, светленький, очень вежливый, спокойный. Мы просто поговорили за столом, а потом он уже, конечно, начал звонить, назначать свидания… Я как-то сразу почувствовала: «Это мой человек».
До Саши за мной на сборах в Москве очень настойчиво ухаживал прекрасный дзюдоист, четырехкратный чемпион Европы Анзор Кикнадзе. Женщины, работавшие в ЦСКА, меня не понимали: «Инна, зачем ты отвергаешь Анзора, такой жених…». И дальше шепотом: «И такой богатый». Анзор и правда был сказочно богат, ему в Тбилиси принадлежал ликеро-водочный завод. Но это для меня не имело никакого значения. Он был чужим, а в Саше я сразу почувствовала что-то родное.
Мужем Инны стал известный бакинский футболист, защитник клуба "Нефтчи", Александр Семин.
Александр всего один матч провел за сборную СССР (с Австрией), но зато играл с капитанской повязкой.
Это была звездная бакинская пара и счастливая семья.
Парой мы были хорошей. Тут от женщины многое зависит. Не нужно показывать свой независимый характер, не нужно отталкивать мужчину какими-то колкостями, критикой, а просто создавать ему уют, комфорт, создавать такую обстановку дома, чтобы мужчине хотелось туда возвращаться, чтобы ему было хорошо. Мужчина – это голова, а женщина – шея. Никогда не стоит об этом забывать. Мужчина – глава семьи, он принимает решения. А ты их поддерживаешь. Если следовать этим простым правилам, и, если мужчина хороший, нормальный – все будет хорошо. Он откликнется и оценит. И для своей любимой женщины, и для детей тоже сделает все…
После спорта
В 1977 году, после Монреальской Олимпиады-76, где Рыскаль взяла четвертую олимпийскую награду, 33-летняя волейболистка решила перейти на тренерскую работу.
Стала работать с детьми в женской волейбольной спортшколе Баку.
Для прославленной спортсменки, защищавшей честь Советского Союза на самых крупных и представительных соревнованиях, приход Горбачева к власти и начало Перестройки, стало сильным ударом.
А когда в Баку проникла националистическая зараза от западных соседей...
Пусть у нас тогда не было баснословных гонораров – мы играли не за деньги. Мы стояли на пьедестале со слезами на глазах, и это были искренние слезы. Слезы гордости. Те, кто развалил СССР – преступники… Поверьте, так думаю не только я. Когда начались все эти события с разрушением нашей великой страны, мы много говорили с соседями. Мы в Баку жили дружно: русские, евреи, азербайджанцы, лезгины, грузины, армяне, дагестанцы… Каких только национальностей не было. И все дружили, общались. Я не мусульманка, но Новруз Байрам до сих пор остается моим любимым праздником. Потому что соседи готовили такие сладости и угощали всех нас – это было что-то… У мусульман я многому научилась. Они никогда не бросят своих родителей. И дедушки, и бабушки, а прадедушки, и внуки, и правнуки, каждая их кровиночка всегда с ними. В Баку никогда не было домов престарелых. И детских домов не было, они появились только после войны. Потому что вся семья была на войне убита, некому было позаботиться. Если бы не война, никогда бы этого не случилось!
Поэтому я никогда не хотела уезжать. Что мне только не обещали! Приезжали гонцы от самых высокопоставленных министров Советского Союза, клали передо мной ключи от квартиры в центре Москвы, я была непреклонна. Ни свой город, ни свою команду, в которой я выросла, я ни за что, ни за какие блага мира не соглашалась бросить.
Но уехать все-таки пришлось — по настоянию врачей.
Бакинское солнце, которое Инна обожала с детства, стало наносить ущерб ее здоровью.
Сначала был Ставрополь, потом Калининград, остановились на городе Королев в Московской области.
Слава
К сожалению, Инну Рыскаль почти не помнит современное поколение, а ведь она была не просто известной спортсменкой, а выдающейся (даже не по меркам СССР, а в мире).
Достаточно сказать, что когда выбирали лучшую волейболистку XX века, Рыскаль заняла второе место, незначительно уступив только кубинке Регле Торрес.
В 2000 году Инна Рыскаль была включена в Волейбольный Зал славы, находящийся в Холиоке (штат Массачусетс, США), который принято считать местом рождения волейбола. Стала первой волейболисткой СССР И РФ, которая удостоилась этой чести.
В 2001 году ФИВБ (Международная Федерация Волейбола) вручила Инне Рыскаль специальный приз «За выдающиеся достижения в мировом волейболе»
Я скучаю по Баку. Как не скучать… Но я с огромной радостью слежу за тем, что происходит в Азербайджане. Ильхам Алиев – это достойный сын своего великого отца.