“Она подошла к столику,...” - начинать статью так, как в фильме это делает главный герой, моя мечта. Сразу и безоговорочно понятно, что писал это мастер художественного слова. Раз и читатель, хотел он этого или нет, ныряет непосредственно в самую гущу повествования. Неудивительно, что когда на днях на канале зашла речь о бардах и о том, знаю ли я такие фамилии, как Визбор, Окуджава и Галич, я сразу же остановился на последнем. И признался, что для меня (невежды в плане советской бардовской песни) он в первую очередь выдающийся драматург и словесник. И “Дайте жалобную книгу” не просто превосходный тому пример, но и фильм, который бы я непременно перевел на разные языки и начал бы неистово раскручивать на YouTube прямо сейчас.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
К сожалению, все имеет свойство стареть. За редчайшим исключением. Речь тут, как правило, о том, что однажды прозовут “классикой”. Но и тут судьба произведения искусства (или иного продукта) бывает несправедливой. Когда я изучаю различные списки “лучших из лучших” советских фильмов, просматриваю рейтинги на кинопорталах или пытаюсь понять, что из проверенного временем в России “на слуху”, достойнейших картин называют немало. Особенно в этом преуспели и многие из подписчиков: в комментариях мне частенько советуют шедевры. Но некоторые из жемчужин так и остаются немного в тени. Уверен, о них не забыли. Но как бы и не вспоминают. Может быть, потому, что они слишком знакомы: как что-то настолько очевидное, что о нем даже странно и говорить. А может быть, потому, что некоторым звездам судьба оставаться в забвении.
Среди массы чудесных советских комедий “Дайте жалобную книгу” я выделяю сразу по нескольким причинам. Картин, в которых драматургия прописана без провисаний, если вдуматься, очень немного. Даже в самых выдающихся фильмах бывают затянутые диалоги и натянутые сцены. Но только не здесь: от начала до конца все написано автором столь густо, что кажется, даже я мог бы снять по этому сценарию достойный фильм. Отточено все - от персонажей и взаимоотношений между ними, до отдельных реплик и шуток, многие из которых даже не нуждаются в озвучке. Чего только стоят жесты героя Папанова, “зам.зав.” кафе, который то и дело норовит потушить сигарету о гардину, ухватить официантку за укатистое бедро (от скуки, заведомо не имея на нее никаких видов) или прибить муху даже там, где ее нет.
Сама по себе история человеку воспитанному в капитализме понятна лишь отчасти. Кафе, где как будто никто не заинтересован в клиентах, чиновники в сфере торговли, которые хвалятся тем, что “большинство клиентов не обсчитывают”, а “жалоб не так уж много” - все это воспринимается как едкая пародия на коммунистическую плановую экономику. Но, вопреки представлениям некоторых моих русских знакомых, в Германии далеко не каждый такой уж капиталист:) Засилье бюрократии в стране давно и уверено довело государственный сектор до состояния, мало чем отличающегося от “товарища Постникова” - карикатурного лицедея, который “делает все, чтобы ничего не делать”. А повсеместная социальная защищенность нередко приводит к тому, что в коммерческом секторе никто особенно не старается и конкуренции не боится.
И в этом плане фильм рядовому немцу даже более близок и понятен, чем мне, из которого в университетах ковали “европейского американца”, знающего, что все в этом мире берется только в борьбе, что побеждает сильнейший, что “как потопаешь, так и полопаешь”. Совершенно вне времени и сам любовный треугольник, где молодая и амбициозная, не утратившая горячего сердца, деловая женщина образца 50-х/60-х выбирает между самоуверенным до нахальства, очаровательным и крайне успешным, но уж очень прагматичным давним другом и живым, ироничным и ярким представителем творческой интеллигенции, журналистом-визионером, живущим с открытым забралом и неподдельным чувством ко всем и всему.
Что же касается апогея всей комедии, которую я скорее вижу умным и ироничным сатирическим опусом, то для меня это безусловно незабываемая сцена в министерстве торговли. Сцена, в которой за считанные минуты автор разбирает по косточкам всю лживость недобросовестных работников сектора по обе стороны Железного Занавеса, разносит в пух и прах стандартные стереотипы “а Вы вдумайтесь, что она Вам улыбается: за деньги ведь!” и показывает, как простая гражданская инициатива порой способно двигать горы. Параллельно автор доводит зрителя до коликов в животе - вместе с Папановым, который и сам очевидно хохочет до умопомрачения над своим же родным Театром Сатиры.
Отдельного “пальмового Оскара” я бы вручил актрисе, исполняющей роль второго, если не третьего плана. Официантка Клавдия Распопова со всеми ее невероятными переходами и диапазоном во “все четыре с хвостиком октавы” просто бриллиант, который мне бы хотелось увидеть и в главных ролях. Как человек бытово-музыкальный не могу я не выделить и все песенные вставки. Палитра которых распростерлась от замечательной музыкальной пародии до настоящего эстрадного хита. “Добрый город” из финального трека для меня лично ода Москве. Именно такой я ее и ощущаю. Спустя световые годы после выхода этой картины. И эта способность не стареть присуща и всей картине в целом.
Я лично в восторге. И вам того желаю: если хочется поднять себе настроение, посмотрите эту картину. В первый ли или в сотый раз - уверен, она вас не подведет. Каждый gag, каждая сценка, даже если вы помните их наизусть, заставят засмеяться как в первый раз. А послевкусие, безоблачное и кристально чистое останется с вами надолго после титров. Как и с каждым немцем, которому бы эту картину показали. Но где же, где же незаметные для государственной казны “3 копейки” на перевод и раскрутку фильма в сети? Ведь именно такие знакомства с народом в корне меняют к нему отношение. И тогда уже и любые СМИ становятся бессильны. Ведь правду и любовь не заглушишь рутинным агитпропом.
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
УЛЫБАЮСЬ ВАМ И БЕЗ ДЕНЕГ, НО С НИМИ ВЕСЕЛЕЕ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.