Найти тему
Записки на холстах

«Очень редко случается так, чтобы прекрасное одновременно было популярным» (Гете)

Знаковых-гениальных художников совсем немного.

Сейчас доступны материалы для живописи, а некоторым хватает планшета и специальной программы, и, по их собственному мнению, они тоже художники - подобных тьмы и тьмы.

Большинство, конечно, отсеется и растает очень быстро. Но кто-то останется, кого-то вспомнят, может быть, и через века.

Сколько забытых художников, сколько их вообще было, тех, кто прославился на минутку или 10 лет и/или только в своем кругу, и тех, кто славы не увидел вообще, вовсе не плохих, просто так сложилось.

«Забытая мельница» – работа в какой-то период почти забытого, но известного и популярного в ХIX веке Александра Александровича Киселева (1838-1911 гг.), академика живописи, талантливого художника и преподавателя.

Занятный парадокс в том, что именно эту работу часто копируют учащиеся художественных школ, университетов, академий, начиная со времен Императорской академии художеств. Большую популярность имели почтовые открытки с изображением этой мельницы.

"Забытая мельница", 1891 г. Источник https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20080
"Забытая мельница", 1891 г. Источник https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20080

Киселев дворянских кровей, воспитывался в петербургском кадетском корпусе, учился в университете, и только в 40 лет решился бросить банковское дело и посвятить себя только живописи, что было очень рискованным шагом, и материально усложнило его жизнь.

Он писал лиричные пейзажи в реалистической манере. В его исполнении были очень популярны заболоченные пруды, лунные ночи и масса вариантов мельницы, где он менял детали пейзажа - изгиб реки, лодка «плавала» по реке, пропадали-появлялись рыбак и коровы и т.п. Первый вариант этой картины был написан в 1882 году.

Киселев явно был талантливым преподавателем, он давал и частные уроки, и был руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. А главным его наказом ученикам было: «Делайте так, чтоб на меня не было похоже».

Его работы покупали многие именитые коллекционеры, например, Николай П и Павел Третьяков, один из вариантов Мельницы как раз находится в Третьяковской галерее.

В 2000-х Киселева вспомнили, в конце 2010 - начале 2011 гг., в Государственной Третьяковской галерее даже состоялась выставка «Александр Александрович Киселев и его ученики». Но заметного ренессанса не случилось. На различных торгах его работы оцениваются от 10000 до 400000 $.

"Старый Сурамский перевал", 1891 г. Источник https://gallerix.ru/storeroom/1954/N/37/
"Старый Сурамский перевал", 1891 г. Источник https://gallerix.ru/storeroom/1954/N/37/

Грустновато, что в наше время определение-оценка гениальности, популярности зависят не столько от таланта, сколько от успешных продаж. Понятия ценности и цены стали равнозначны.

Зачастую сложно понять, что влияет на популярность.

Почему вдруг спустя несколько веков по-новому прозвучал Эль Греко (1541-1614 гг.)? Он был невероятно популярен большую часть творческой жизни, затем мода на его работы почти пропала, а в 18 веке их называли нелепыми, цвет - раздражающим, фигуры – искаженными. И вдруг в середине 19 века его заново «открыли», его творчество вновь объявляется гениальным, работы – шедеврами.

Хотя в настоящее время, похоже, этого бы не случилось, т.к. в продаже работ Эль Греко не наблюдается, а теперь в первую очередь рынок определяет популярность художника.

"Вид Толедо", 1596—1600 гг. Источник https://gallerix.ru/storeroom/442445070/N/1022654459/
"Вид Толедо", 1596—1600 гг. Источник https://gallerix.ru/storeroom/442445070/N/1022654459/

Вот примеры недавнего прошлого, не такие громкие имена, из россиян)

В 2000х неожиданно подорожали работы «певца радуг и поцелуев» -многогранного Константина Сомова (1897-1939 гг.). Интерес к его работам никогда не пропадал, их любят коллекционеры за особый стиль, несколько ироничную стилизацию никогда не существовавших времен - его арлекины, дамы и кавалеры на маскарадах – почти кукольные персонажи, созданные в попытке спасти мир красотой. Также постоянными темами в творчестве Сомова были короткие праздники и их яркие завершающие аккорды –фейерверки, а также недолговечные чудесные радуги.

"Дама в голубом" (Портрет художницы Е. М. Мартыновой), 1897-1900 гг. Источник https://gallerix.ru/album/Somov/pic/glrx-1940332962
"Дама в голубом" (Портрет художницы Е. М. Мартыновой), 1897-1900 гг. Источник https://gallerix.ru/album/Somov/pic/glrx-1940332962

В 2007 году как раз полотно «Радуга» (1927 г.), написанное художником в эмиграции, было продано за 6,5 млн $, что соответствует ценам на лучшие работы художников мирового уровня.

"Радуга", 1927 г. Источник https://anabelle215.livejournal.com/90368.html
"Радуга", 1927 г. Источник https://anabelle215.livejournal.com/90368.html

Или в мире коллекционеров заново открыли и оценили Сомова, и/или собиратели, покупатели, имеющие чисто коммерческий интерес, в отсутствие другой альтернативы, а, может быть, и с учетом модной за рубежом ориентации, обратили внимание на творчество достойного – необычного – интересного-талантливого художника прошлого, для беспроигрышного вложения денег?

Еще пример, о котором довольно много писали.

В декабре 2010 года британский аукционный дом «MacDougall's» не самую лучшую картину не самого известного и популярного до этого российско-американского художника Николая Фешина «Маленький ковбой» продал более чем за 10 млн $.

Его же картина «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» в 2019 году на другом аукционе оказалась значительно дороже работ Шишкина и Айвазовского. Понятно, что не все работы всемирно известных и популярных художников одинаково прекрасны, были и у них плохие дни, и размерами они тоже отличаются, но все-таки удивительно, что просто хорошая работа Фешина вдруг «ушла» по стоимости около 3 млн $.

После таких торгов в эпитетах искусствоведов художник сразу стал самобытным, мощным новатором, а его работы – бесспорными шедеврами. Тут же состоялись выставки, в т.ч. в России.

И теперь он в топах самых-самых лучших = продаваемых художников, иногда обходя Айвазовского, Верещагина, К. Маковского, Нестерова и многих других признанных российских «светил».

Занятно, что в конце 1980-х — 1990-е годов его сопоставимые по уровню работы стоили от 20 000$, причем особого ажиотажа не наблюдалось. И эпитеты искусствоведов были не такими громкими. Следует отметить, что после «всплеска» работы Фешина продаются за более адекватные цены.

В настоящее время зарубежные аукционные дома очень выборочно подходят к работам российских авторов. Проходят «конкурс» в основном родившиеся в Российской империи и совсем хорошо, если они жили за рубежами России. Их работы оказываются, например, на аукционах европейской живописи XIX века.

Очень любопытно, кто будет следующей российской сенсацией. Практика показала, что раскрутить можно кого и что угодно, главное, чтобы нашлись состоятельные и заинтересованные люди. И еще хоть чуть-чуть таланта, везения-удачи.

Может быть, откроют опять кого-нибудь в российском прошлом)

Хочется надеяться, что истинные любители живописи, настоящие коллекционеры все-таки присматриваются и к современным художникам, но пока безусловного фаворита ни на публичном, ни на непубличном рынке вроде бы не наблюдается). Если знаете, не скрывайте, пжста!)