Два непримиримых лагеря сторонников и противников формы итогового экзамена в школе - это суть зеркало общего отношения к системе образования. Проблема не только в бескомпромиссности позиций. Естественно, что эта тема активно используется и различными политическими силами. Как способ воздействия на аудиторию или электорат. (зависит от обстоятельств).
Впрочем, пока противники и сторонники отстаивают своё мнение, сама система образования претерпевает заметные изменения. Заметны они не всем, но если убрать ширму собственных убеждений, то многое станет очевидным.
В начале июня стало известно об очередном успехе российских школьников на международной олимпиаде. На этот раз речь об Азиатской физической олимпиаде прошедшей в Малайзии. Откуда наши талантливые ребята увези пять золотых и три серебряных медали.
Соревнования среди школьников проводятся с 2000 года по правилам Международной физической олимпиады. Для российских участников это последний отборочный этап перед главным состязанием по физике, которое состоится 21–29 июля в Иране.
Большинство школьников, достигающих успехов на олимпиадах высокого уровня по физике, учатся в классах проекта «Математический класс». Благодаря проектам «Математическая вертикаль», «Инженерный класс в московской школе», «Академический класс в московской школе» ученики могут освоить инженерные профессии.
Эта новость, как и большинство подобных, прошла незамеченной в общем информационном потоке. Где куда больше внимания и интереса аудитории вызывают новости о том что сказал Джо Байден или Урсула Фон Дер Ляйне. Конечно, подобные успехи - наглядный пример того, что потенциал и интеллектуальный ресурс у нас достаточно велик. И никакие "ЕГЭ" помешать этому не могут. А могут ли помочь?
Главной целью единого экзамена было способствовать решению двух задач. Избегать субъективной оценки знаний со стороны преподавателя. Но это скорее второстепенная. Основная - возможность подачи документов в несколько вузов одновременно и дистанционно.
Насколько удачно это получилось? Споры об этом тоже имеют место. И на каждое "жертвы ЕГЭ" найдётся масса примеров того, как не имевшие шансов раньше получили образование в "престижном ВУЗе".
Но очевидно, что решение этой проблемы в другом.
Другая тема касается уже высшего образования. Желания на определённом этапе интегрироваться в мировую (читай - западную) систему и взаимного признания дипломов. Вот здесь точно ничего путного не получилось. Поскольку образование стало одним из инструментов "воспитания и пропаганды". И в этой системе координат значение имеет не столько реальные знания и компетенции, сколько то место, где "образование" получено.
Страны Запада действовали по двум направлениям. Оставляя приоритет для своих (даже самых захудалых) перед нашими (даже самыми передовыми) и параллельно насаждая "своих" и на нашей территории.
С моей точки зрения здесь всё однозначно и в текущих геополитических реалиях это путь в никуда. К счастью, осознание этого есть и в руководстве страны.
О решении выйти из Болонской системы было объявлено ещё в 2022. А сейчас пришло время поговорить о создании новой системы. И о ней поговорили пару дней назад в Казани.
Где прошла встреча министров образования стран БРИКС. Участники обсудили приоритетные направления сотрудничества, в том числе в области гуманитарных наук и цифровизации, взаимного признания квалификаций, обеспечения справедливой оценки вузов государств объединения. Они договорились:
- расширить список приоритетных направлений подготовки в Сетевом университете БРИКС
- увеличить число вузов, присоединившихся к этому проекту до 20 от каждой страны
- создать рабочую группу по вопросу взаимного признания квалификаций
- подготовить документы для проведения пилотной Международной олимпиады БРИКС
- усилить совместную работу по повышению экоклиматической грамотности, в том числе в запуске международных программ мониторинга.
Ещё ни одна сотня копей будет переломана в спорах о форме, о том что необходимо добавить, изменить, убрать. В том числе и в существующей системе. В целом этот бесконечный процесс, который реагирует на внешние факторы. В том числе и геополитику. Акценты смещаются и важно, чтобы их расставляли не в ответ на, а в преддверии грядущих перемен. Тогда система образования всегда будет идти в ногу со временем, а лучше и с опережением. Но это скорее философия. Что на счёт конкретики?
Здесь самое важное и интересное.
Первая часть касается начального, среднего образования. Создание условий при которых ученик имел возможность раскрывать свой потенциал ещё на стадии получения среднего образования. И пример участия в международных олимпиадах с которого я начал - лучше всего иллюстрирует это.
К моменту выбора ВУЗа и направления выпускник не только сам должен понимать, что ждёт его в выбранной области. Но и находится под присмотром опытных наставников и специалистов. Помогающих не споткнуться на том, что может и не имеет отношения к будущей профессии.
Вторая часть касается развития специального и профессионального образования. Понятие "престижный ВУЗ" часто искажает роль образования и значение диплома. Создавая излишнюю конкуренцию в одном месте и "пустоты" в другом. Возможность получить качественное образование в своём регионе - может помочь избавить абитуриентов от тех проблем, которые должно было решать ЕГЭ. Введённое совершенно в иных реалиях.
Третье. Вовлечённость крупного бизнеса и государственных предприятий. Это касается не только рекрутинга талантливых студентов, назначение специальных стипендий и тд. Но и возможность получения практического опыта и погружения в профессию ещё до того, как настанет момент вручения диплома.
В сущности это куда более существенно и важно, нежели споры о форме сдачи экзамена. И уж тем более, когда форма экзамена является вызовом на чисто технические сложности в поступлении.
И если уж на то пошло, то рассуждающие о "жертвах ЕГЭ", конечно, сами являются жертвами... заложниками своих зашоренных убеждений. Что, впрочем, не отменяет и факта неоднозначных или негативных примеров, связанных с формой.
Спасибо за внимание к публикации,
Дмитрий Матвеев ||DM_812
В ВК vk.com/dm_812