Найти в Дзене
Майор Гром

Макрон довёл до ручки. Океания выступила за деколонизацию Новой Каледонии

В новостных сводках как-то поутихли сообщения из далёкой Новой Каледонии – французской колонии в Океании. Формально этот регион имеет статус заморской территории Пятой Республики. По факту же правительство Эммануэля Макрона взяло курс на ликвидацию самостоятельности острова, что вызвало бурю общественного негодования и привело к массовым беспорядкам. Напомним, из-за чего весь сыр-бор. Движение за независимость Новой Каледонии активизировалось в 1980-х гг., причём оно приняло форму вооружённой борьбы. В 1998 году подписаны Нумейское соглашение, в соответствии с которым должны были состояться несколько референдумов о независимости. Избирательное право получали коренные жители и те, кто на момент заключения договора имел десятилетний ценз оседлости.

Париж недавно захотел провести электоральную реформу, распространив избирательное право на тех, кто в принципе имеет десятилетний ценз оседлости. То есть участвовать в выборах смогли бы все прибывшие на остров за последние двадцать с лишним лет европейцы. В будущем такой финт ушами позволил бы просто заселить Новую Каледонию колонистами под прикрытием реализации какого-нибудь громадного инфраструктурного проекта или переселения мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Поэтому канаки, здешние аборигены, начали громить всё вокруг, требуя свернуть конституционные преобразования. Макрон сдал назад и приостановил реформу. Оно и понятно: впереди Летние Олимпийский игры и парламентские выборы. Если ко дню выборов действующий президент преподнесёт французам очередную войну, то получит не 15%, а все 5%.

Впрочем, положение вещей для Франции в Океании продолжает ухудшаться. Майские массовые беспорядки нанесли серьёзный ущерб экономике на сумму 200 миллионов долларов. До сих пор не работает аэропорт, напрочь лёг туризм, иностранцев вывозят военными самолётами австралийцы и новозеландцы, потеряно 7000 рабочих мест. До сих пор стоят неразобранными баррикады, перегородившие важные улицы. Столкновения периодически продолжаются, хотя режим чрезвычайной ситуации снят. Христианские миссии начали выводить своих людей из Новой Каледонии.

Однако более серьёзны международно-правовые последствия. Фиджи и Папуа-Новая Гвинея выступили в Организации Объединённых Наций в поддержку канаков и потребовали от представителя комитета ООН по деколонизации прибыть на мятежный остров. Ввод французских войск в Новую Каледонию островные государства резко осудили. Канаки обратились за помощью к маори – коренному населению Новой Зеландии, чей политический вес вырос за последние десятилетия многократно. На Гавайских островах прошёл Фестиваль тихоокеанской культуры, участники которого выразили протест против подавления канаков. В Париже прошёл масштабный митинг левых сил в поддержку движения за независимость.

Кстати, к вопросу о легитимности французских властей в колонии: если в целом по Пятой Республике явка на выборы в Европейский Парламент 9 июня составила 52%, то в Новой Каледонии – всего 8,8%. На столь позорный результат повлиял не только политический кризис, но и варварские действия французских силовиков. Около 1200 человек арестованы, девять распрощались с жизнью. По данным Human Rights Watch, с начала беспорядков "правоохранители" изнасиловали 23 женщины, половина из которых моложе 16 (!) лет. Просто вообразите, что было бы, если б такое случилось где-нибудь в Белоруссии. А тут "норм". Ну изнасиловали и изнасиловали – Франции можно.