1. Подготовка к чтению стихотворения.
- Кто из вас проводил ночь в лесу, например, в походе с родителями или в лагере?
- Опишите, что вы видели во время ночёвки, чем занимались, что чувствовали.
- Сегодня мы прочитаем стихотворение о ночёвке в лесу косарей.
- Кто такие косари? (люди, которые косят траву)
- Весь день от рассвета за заката косари работали, они устали и остались на ночёвку около поля в лесу.
Поэт Иван Саввич Никитин жил в 19 веке и много наблюдал за работой крестьян, жалел их за тяжкий труд. Поэт в своих стихотворениях много внимания уделал красоте русской природы. Всё это отражается в произведении, которое мы сегодня прочитаем.
2. Первичное чтение стихотворения. Читает учитель.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Почему косари захотели, несмотря на усталость, петь и танцевать?
- Какие картины нарисовал Иван Никитин?
3. Чтение стихотворения детьми про себя.
Найдите в тексте стихотворения образные слова:
- олицетворения (лес глядит, месяца сиянье падает, чаща молчаливая);
- эпитеты (сонный лес, золотые нивы, песенник лихой).
- Какие звуки были слышны в лесу?
4. Выразительное чтение стихотворения.
- Найдите строки, описывающие лунную ночь, и прочитайте их медленно, с любованием.
- Найдите строки, описывающие пляску парня, и прочитайте их быстро, задорно.
- Найдите рифмующиеся слова.
- Прочитайте стихотворение целиком выразительно, передавая переживания людей и любуясь красотой природы.
5. Домашнее задание. Приготовить выразительное чтение стихотворения; выбрать строфу для заучивания наизусть и письма по памяти.