Найти тему

Самолеты Второй мировой войны: ДБ-2ВК-108

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Летом 1944 года КБ Мясищева приступило к параллельной разработке семейства из трех скоростных дневных бомбардировщиков под обозначениями ВМ-16 (двухместный), ВМ-17 (трехместный) и ВМ-18 (четырехместный). Все три версии, официально обозначенные ДБ-2 ВК-108, должны были быть построены на новом 12-цилиндровом жидкостном двигателе охлаждения ВК-И08 Климова, обеспечивающем 1800 л. с. (1342 кВт) взлетной мощности. Двигатель должен был приводить в действие новый четырехлопастный винт изменяемого шага диаметром 3,1 м. Крыло и хвостовое оперение были одинаковыми для всех версий. Самолет размахом,8 м и имел площадь крыла около 43,0 м2.

Основные стойки шасси убирались назад в гондолы двигателей, и убирающееся хвостовое колесо. Все три версии могли быть легко преобразованы в дальние истребители сопровождения с бомбовыми отсеками, вмещающими две дополнительные 37-мм или 45-мм пушки. Фюзеляжные и крыльевые баки обеспечивали вместимость для 1000 кг топлива, а в условиях перегрузки можно было перевозить до 1780 кг топлива. Все три имели бронезащиту для экипажа, и были предусмотрены радиостанции РСБ-3бис. ВМ-16 (ВМ обозначало В. Мясищев) был спроектирован для размещения экипажа из двух человек в одной кабине. Четкий обзор вниз обеспечивался застекленной нижней носовой частью, которая отличала ВМ-16 от других вариантов семейства ДБ-2ВК108. Штурман также выполнял функции стрелка и имел поворотное сиденье, позволяющее ему управлять дистанционно управляемой 20-мм пушкой Б-20, расположенной в хвосте. Аналогичное неподвижное оружие в носовой части имело 150 снарядов. Бомбоотсек в средней части фюзеляжа, сразу за кабиной, нес нормальную бомбовую нагрузку 1000 кг. В перегрузочном состоянии можно было нести до 3000 кг бомб, включая одну 2000 кг бомбу в бомбоотсеке. Расчетная дальность полета с такой нагрузкой, с взлетным весом 11400 кг и топливом весом 1000 кг, составляла 950 км. При нормальной загруженной массе, с 1790 кг топлива и взлетным весом 10251 кг, бомбардировщик, как ожидалось, должен был иметь дальность полета 2500 км. Начатая в августе 1944 года, разработка прототипа была завершена в декабре, а в июне 1945 года были завершены летные испытания разработки. При взлетном весе 9400 кг самолет достиг максимальная скорость на уровне моря 575 км/ч, а на высоте 6000 м максимальная скорость возросла до 700 км/ч. Расчетный практический потолок составлял 10000 м. В связи с окончанием войны необходимости в серийном производстве такого бомбардировщика не было, и ВM-16 не был представлен на государственные испытания. Трехместный бомбардировщик ВM-17 отличался усиленным оборонительным вооружением. Помимо стационарной пушки Б-20 с 150 снарядами в носовой части он имел пушки Б-20 с 200 снарядами за сиденьем пилота, а третий член экипажа, стрелок, был оснащен установкой 12,7 мм пушки и пушкой Б-20 и 200 снарядами. С той же бомбовой нагрузкой, что и у ВМ-16, нормальный взлет мог быть выполнен с помощью твердотопливных ракетных ускорителей. В июне 1945 года начались опытные испытания ВМ-17. Его характеристики были немного хуже, чем у ВM-16 из-за установки воздушных тормозных решеток и большего взлетного веса, и он имел максимальную скорость 545 км/ч на уровне моря и 670 км/ч на высоте 6000 м. Практический потолок составлял 10000 м. С нормальной бомбовой нагрузкой 1000 кг и 1790 кг топлива, ВM-17 имел дальность полета около 2200 км, в то время как с бомбовой нагрузкой 3000кг и 1000 кг топлива дальность полета составляла 850км. Судьба ВM-17 была такой же, как и у ВM-16. Четырехместный прототип ВM-18 также был построен в июне 1945 года. По сравнению с другими двумя прототипами он имел более длинный нос с отсеком штурмана и не имел нижнего носового остекления. Вооружение и его расположение были такими же, как у ВM-17, за исключением неподвижной носовой пушки. В перегрузочном состоянии общая бомбовая нагрузка была увеличена до 4000 кг, включая 2000 кг в бомбоотсеке. Было предусмотрено преобразование ВM-18 в дальний истребитель сопровождения, в конфигурации которого бомбоотсек мог быть оснащен двумя 37-мм или 45-мм пушками с общим боезапасом 90 снарядов. При нормальном взлетном весе 10530 кг расчетная максимальная скорость ВM-18 составляла 542 км/ч на уровне моря, 660 км/ч на высоте 5800 м и 570 км/ч на высоте 8520 м. Расчетные характеристики включали подъем на 5000 м за 6,3 минуты, практический потолок 10 000 м и дальность 1900 км. Чтобы увеличить дальность полета, сохранив бомбовую нагрузку, была предусмотрена установка альтернативных внешних панелей крыла, которые увеличили размах с 17,8 м до 20,6 м и площадь крыла с 43 до 48 м2. Информация об испытаниях ВM-18 не сохранилась. Незадолго до окончания войны семейство бомбардировщиков пополнилось высотным двухместным самолетом, обозначенным ВM-19. Прототип был оснащен двумя двигателями жидкостного охлаждения Климова ВK-I09 с многоскоростными турбонагнетателями. Максимальная мощность ВK-109 составляла 1530 л. с. (1141 кВт) на высоте 8000 м и 1800 л. с. (1342 кВт) на высоте 6500 м, с 2075 л. с. (1547 кВт), доступными для взлета.

Двигатели приводили в движение трехлопастные винты изменяемого шага. Нормальная бомбовая нагрузка 1 000 кг размещалась в бомбоотсеке, подобном таковому у ВM-16. В условиях перегрузки до 2000 кг) бомб в бомбоотсеке могли быть дополнены двумя 500 кг бомбами, подвешенными снаружи под крыльями.

5 марта 1945 года макет бомбардировщика был утвержден, и началась сборка прототипа. Информации об испытаниях нет.