Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Тайное влечение (2023 г.) мелодрама о муках творчества театральных артистов и режиссёров, их любви и ненависти.

Студентка театрального института, уверенная в себе Вета, страдает от невнимания педагогов, усердно выполняет творческие задания и невольно занимается функциями второго режиссёра по постановке отрывка из Анны Карениной. Она, как многие двадцатилетние, особенно учащиеся театральных ВУЗов, влюбчива, наивна, агрессивна и в меру глупа. Таким простительно многое, но только не предательство. Такие готовы прощать всех, даже бросившего её отца. Им просто с другими, но трудно с собой. Наверное, поэтому Вете легко в режиссёрском кресле ставить трагедию матери, бросившей сына, и открыто проявившей свои чувства в ортодоксальном христианском обществе. Молодая режиссерка Стася Венкова смело использует, кажется, где-то подсмотренные образы. Например, обнажённые в миндалевидной формы лодке, словно младенцы, не покинувшие лоно матери, первородные во-грехе. Или эксперименты с театральной постановкой Анны Карениной, когда надо выудить, придумать, что-то новое-круглое на оси. Но выглядит свежо, она уверенн
Кадр из фильма "Тайное влечение".
Кадр из фильма "Тайное влечение".

Студентка театрального института, уверенная в себе Вета, страдает от невнимания педагогов, усердно выполняет творческие задания и невольно занимается функциями второго режиссёра по постановке отрывка из Анны Карениной. Она, как многие двадцатилетние, особенно учащиеся театральных ВУЗов, влюбчива, наивна, агрессивна и в меру глупа. Таким простительно многое, но только не предательство. Такие готовы прощать всех, даже бросившего её отца. Им просто с другими, но трудно с собой. Наверное, поэтому Вете легко в режиссёрском кресле ставить трагедию матери, бросившей сына, и открыто проявившей свои чувства в ортодоксальном христианском обществе.

Молодая режиссерка Стася Венкова смело использует, кажется, где-то подсмотренные образы. Например, обнажённые в миндалевидной формы лодке, словно младенцы, не покинувшие лоно матери, первородные во-грехе. Или эксперименты с театральной постановкой Анны Карениной, когда надо выудить, придумать, что-то новое-круглое на оси. Но выглядит свежо, она уверенно вставляет метафоры и дополняет, без того, интересную историю броскими импрессио. В данном случае кино атмосферное, его больше чувствовать, нежели понимать, надо. Такое Муратова снимала, теперь Литвинова. И, в общем, фильм удаётся за счёт образов-дымок, которые густым облаком появляются, но, в зависимости содержания паров, скоро исчезают.

Кадр из фильма "Тайное влечение".
Кадр из фильма "Тайное влечение".

Тайное влечение не надо воспринимать как патетичное позёрство, это, скорее, рефлексия авторки, она проговаривает себе, не забывая про зрителя, которому так же волнительны и близки абзацы из произведения. Ведь всякий, делая для себя, делает это и для других. Ни один художник, положа руку на сердце, никогда не скажет – «Пишу для народа». Это всегда будет ложь, в крайнем случае – «За деньги», но эта риторика иного порядка. И тем больше симпатии творец вызывает, чем менее он скрывает эгоцентричный подход в искусстве.

Молодые актёры и мастера (Роза Хайруллина) наравне в одном кадре сверкают, одни молодецкими искрами, вторые опытом. Никто не подавляет, этого не чувствуешь. Сама история предполагает столкновение поколений, здесь это в рамках учебного процесса, за эти границы авторитет не переходит. Толстой остаётся Толстым на подмостках, Сергей Соловьёв в Польше, только неизвестный Роман в любых случаях пристально смотрит на девушек, но это исключение из правил, ведь он поляк.

Кадр из фильма "Тайное влечение".
Кадр из фильма "Тайное влечение".

Тайное влечение достойный дебют молодой авторки. В нём отражены все будущие её работы, которые, так или иначе, станут связаны с проработкой и закрытием попутных её жизни гештальтов не только Венковой, но и публики, частью которой являются все созидатели.