Найти тему

Путь от "нравственной стойкости" в "бездну" в повести Томаса Манна "Смерть в Венеции"

В рамках годового литературного квеста, вдохновленного Юлией @Ветер в книгах , июнь был объявлен месяцем "экранизированных романов".

Вообще, я не большой поклонник экранизаций. Стараюсь их вообще не смотреть, потому что очень редко фильм доставлял мне такое же удовольствие, как книга, а уж большее - ни разу. Решившись в это раз все-таки ознакомиться и с книгой, и с фильмом, я начала с фильма, чтобы дать ему фору. Но фильм меня скорее отпугнул, я его совершенно не поняла и совсем не прониклась симпатией к главному герою. Забегая вперед, скажу, что повесть ситуацию спасла. А это значит, что книга вновь победила. Это мое субъективное мнение))

Речь сегодня пойдет о повести Томаса Манна "Смерть в Венеции". И ее экранизации 1971 года от итальянского режиссера Лукино Висконти.

Первый, поверхностный слой этой истории, т.е. сюжет, можно пересказать в нескольких словах. Это история увлечения стареющего художника (выбираю это общее слово для всех творческих профессий, т.к. в повести речь идет о писателе, а в фильме - о композиторе) красотой 14-летнего мальчика.

Но за этой, несколько скандальной темой, и в книге, и в фильме скрываются размышления о природе искусства и о назначении искусства, или даже шире - размышления о человеческой природе и о познании, ведь искусство в каком-то смысле тоже форма познания.

В фильме этих размышлений меньше. Собственно, вся содержательная часть фильма заключается в диалогах главного героя (Густава Ашенбаха) с неким, выдуманным для фильма же персонажем (чуть позже к нему вернусь), а в остальном это немые сцены и тревожная музыка. Поэтому в какой-то момент мне показалось, что это попытка оправдать и объяснить однополую любовь, что у меня (при всей моей терпимости к этой теме) сочувствия не вызвало. Про разницу в возрасте я вообще молчу.

Повесть гораздо глубже и многограннее.

В фильме увлечение Ашенбаха мальчиком Тадзио с самого начала показано, как наваждение, как неспособность совладать с собственными чувствами. В повести мы имеем возможность увидеть, как это чувство зреет - от ироничного интереса - через восхищение безупречностью формы - через отеческую нежность (у Манна не зря подчеркивается в самом начале, что жена Ашенбаха умерла слишком рано, успев родить дочь, "а сына бог не дал") - через увлечение, которое сначала не парализует, а наоборот дает художнику вдохновение ("все возбуждение оказалось направлено на творчество... желание высвободить переживание силой слова стало необоримо") - и в итоге к любовному опьянению и безумию.

Когда я смотрела фильм, меня мучил вопрос, почему предметом увлечения Ашенбаха стал именно мальчик. Ведь там вся семья колоритная, девочки (сестры Тадзио) в фильме показаны слишком маленькими (6-7 лет), но их мать - шикарная женщина, и сходство матери и сына в фильме удивительное.

Поэтому мне особенно интересно было узнать, что в повести Тадзио - младший, его сестрам от 15 до 17 лет. Но они не могут пленить ум художника, т.к. ни в одной из них не видно индивидуальности:

Что еще ему бросилось в глаза, так это, судя по всему, разительный контраст в подходах к воспитанию сестриц и младшего брата, явленный в их одежде и манере держаться. Платья всех трех девочек, из которых старшая выглядела уже вполне взрослой барышней, были строги и чопорны до безобразия... Туго стянутые на голове, будто приклеенные волосы сообщали девичьим лицам монашескую отрешенность и пустоту, как бы вовсе лишая их выражения.

Справедливости ради, стоит отметить, что и фильм в некотором смысле больше, чем книга. Не случайно Висконти делает Ашенбаха - композитором. Мне показалось, что это отсылка в другому произведению Манна "Доктору Фаустусу", где герой как раз композитор, продавший душу дьяволу за возможность реализоваться в творчестве. Об этом же произведении я подумала, размышляя, зачем в фильме присутствует персонаж, которого нет в повести, тот самый собеседник Ашенбаха. Возможно, это как раз дьявол, какая-то галлюцинация Ашенбаха, которого кроме него никто не видит.

-2

В кино я совсем не разбираюсь, поэтому вернусь на знакомую территорию - к размышлениям о литературном произведении.

Почему все-таки Томас Манн делает героя писателем? Не потому ли, что именно в слове можно выразить свою позицию максимально четко, определенно, однозначно.

И Ашенбах прославился как раз тем, что сформулированная им позиция оказалась близка и понятна его современникам. "Нравственная стойкость" - это словосочетание используется в повести и для характеристики самого Ашенбаха, и для описания его героев:

Нравственная стойкость, явленная даже во внешнем облике - одна из наиболее характерных черт многих его персонажей.

В повести несколько раз упоминается одно из главных произведений Ашенбаха, рассказ "Ничтожество", который "вряд ли можно трактовать иначе, как выплеск отвращения к разнузданному психологизму эпохи":

Чеканная сила слова, с какой заклеймлена здесь низость человеческая, знаменовала категорическое отречение от моральной двусмысленности, от любых заигрываний с бездной.

И именно то, что всю свою жизнь Ашенбах придерживался такой, очень категоричной позиции, делает финал повести таким драматичным.

-3

Упомянутый Федр отсылает читателя к "Федру" Платона, в котором (согласно Википедии) запечатлены важные стороны учения Платона об «идеях», об их познании, о прекрасном, о постижении прекрасного и любви к прекрасному.

Платона я не читала, поэтому не могу оценить, насколько точно его цитирует Манн (возможно, он свои мысли перемежает с идеями Платона), но главная идея всего этого фрагмента в том, что познание - не просто "питает симпатию к безднам, оно и есть бездны". Поэтому собственно путь Ашенбаха от "нравственной стойкости" в "бездну" был не только предсказуем, но и предопределен.

Духовный и чувственный опыт жизни не могут быть отделены друг от друга. Об этом нам сообщают все великие писатели. Но как их гармонично соединить, так никто и не понял.

Повесть в 110 страниц - концентрат размышлений, каждое из которых - клад. Я не помню случая, чтобы в книге мне хотелось отметить каждое второе предложение, чтобы я по три закладки на одну страницу помещала)))

-4

Поэтому всем, кто еще не читал, очень рекомендую. Это "визитная карточка Манна-рассказчика", как сообщает аннотация.

Напоминать про лайки и комментарии после таких цитат кажется неуместным, но вы ведь помните про эти способы поддержки без напоминания, правда?))