Найти тему

128 глава. Обретение имения умения.

127 глава. Обретение имения умения.

Мир сотворён весьма хорошо. Это аксиома. Обсуждать этот факт бесполезное, несомненно вредное и даже опасное занятие, влекущее безумие.))) А что человеку хорошо обрести или привнести за время своей временной жизни, чтобы не испортить то, что уже хорошо и без него? До зачатия этого человека было хорошо, появился новый человек в мир и хорошо бы, чтобы так же хорошо и осталось или хотя бы не хуже того, что было до появления.))) Улучшать нельзя, ибо лучшее - враг хорошего. Улучшать Божие Творение – не от большого ума. Вредная иллюзия. Бог не любит тех, кто пытается думать про себя и говорить другим, что он умнее, святее и совершеннее Бога, ибо он знает - как лучше. Хорошо – и хорошо, пусть так и будет. Лучше, чем надо – не надо. Очевидно, что если вновь появившемуся тоже будет хорошо, то общий уровень хорошести не изменится. Получается – народился новый человек – хорошо, умер бывший в употреблении – тоже не плохо.))) Ибо всё хорошо. Это Закон сохранения Божьего Творения: «То, что сотворено Богом хорошо, вечно остаётся таковым». Все твари и всё Творение непрерывно изменяются преображением, но остаются в целом весьма хорошим. То, что человек может привнести в это Творение, хорошо созидать вместе с Богом под Его началом, чтобы вносимое тоже было – хорошо. Совокупность объединённого хорошего тоже – хороша… сил нет.)))

Что оставляет после своей земной смерти человек из приобретённого им за жизнь? Какое имение? То, что ему даровал его Господь за период сотрудничества с ним. То, что человек сотворил с помощью Божией, как бы, из себя, подобно тому как Бог в своё время сотворил наш с Ним мир - из Себя. То, чему человек - автор. И конечно то, что Бог даровал человеку, без приложения к созиданию дара человеческих сил и иных ресурсов и без затрат времени жизни. Что такое Бог даровал Своим избранным? Каину сохранную грамоту от убийства. «И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.», (Быт.4:15). Помер Каин – первый братоубийца и первостроитель городов своей смертью, видимо, вдоволь намучившись угрызениями совести.))) Ною Господь даровал продолжение жизни на обновлённой потопом земле только со своими ближними, с которыми они были в одной лодке, названной ковчегом. Тоже испытание ещё то я вам скажу, когда кругом все сплошь свои родные, не в кого плюнуть и не к кому уйти, громко хлопнув дверью... Приходилось выпивать в одиночку и проклинать собственных внуков. А кого ж ещё?!))) Аврааму и Сарре поручено быть прародителями многих народов. Каково им там смотреть на то, что получилось из этой затеи? Уж больно разные получились отпрыски! Транспарентные трансгендерные трансвеститы расплодились, как кролики… Есть от чего впасть в транс прародителям, прости Господи.))) Моисею велено было быть вождём, законодателем и автором Пятикнижия, содержащем главные Законы, Творцом данные своим тварям. Наблюдать во что превратили его законы своими толкованиями разнообразные раввины, и как их ныне соблюдают Иудеи, тоже радости маловато будет.))) Давида Бог выбрал Сам для Себя царём, наградил его россыпью восхитительных талантов и подарил ему насыщенную подвигами и любовью жизнь. Давид – будущий Царь всего человечества, поэтому про него никаких шуток. Дело не шутейное. Соломону Господь по его просьбе дал величайшую мудрость и в придачу славу, богатство, отсутствие войн, а также 700 жён и 300 наложниц, чтобы Соломон не сдох от счастья.))) Ну, и таки далее... После смерти человека мы ещё живые видим остаток от его земного времяпрепровождения. Это - результаты исполнения заповеди «ПЛОДИТЕСЬ»: авторские дела (в сотрудничестве), наученные ученики, исцелённые живые души, записанные слова, музыка, написанные картины, построенные здания, сооружения, выращенные сады, произведённые машины... и результаты приказа «РАЗМНОЖАЙТЕСЬ»: выращенные, выученные и отпущенные в самостоятельную жизнь дети. Во всём этом, если человек умирает, то приносит много плода. На мой взгляд, это то, что из себя представляет человек в плане имения? Это имение отделимо от человека в части даров Господних. Как говорит Иов: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!», (Иов.1:21). Бог в своём праве. И только то, что Бог помог сотворить человеку, как соавтору творений, есть видимый нами результат жизни человека. Поэтому и родился шутейно-хохмический вопрос: «Человек имеет жизнь, или жизнь имеет человека»? И суббота для человека, и весь мир. 

Есть имения, которые даются Богом человеку и приобретаются человеком для жизни и им же потребляются, а есть те, которые остаются после его смерти.

Самое первое имение данное мне от Бога - дыхание - дух жизни. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.», (Быт.2:7). Бог вдунул в лицо человека Свой Святой Дух, чем «завёл» сердце человеческое, а человек после первого удара сердца выдохнул в сердцах то, что Бог положил ему выдыхать. И вот, ныне я имею эту земную Богом сотворённую жизнь, которая и есть прежде всего возможность продолжать дышать, благодаря работе моего земляного сердца, внутри которого живёт тот же мой Бог. Если так, то всё, что снаружи меня - есть Бог, всё что внутри меня - есть Бог, следовательно, ничего и никогда не было, нет и не будет, кроме Бога. Но тогда и отношений человека с Богом нет, ибо нет межличностного обмена. Земная смерть есть остановка сердца и последний вздох. А земная жизнь есть обмен. Чтобы обмениваться нужно иметь необходимое имение пригодное для обмена.

Как обретается это имение для обмена? Про имение в Новом Завете Иисус Христос говорит, как в части обретения имения материального, потребного для продолжения земной жизни, и умения с ним обращаться, так и в части обретения имения духовного, умения слушания Слов Бога. Про «матчасть» Слова Христа передают почти одинаково Матфей: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет;», (Мф.25:29); и Лука: «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;», (Лк.19:26) – за исключением такого деяния, как «приумножение». Это два принципиально разных процесса, когда тебе дают что-то сверх того, что ты уже имеешь. Это может быть нечто из того, чего у тебя вообще не было, нечто новое, нечаянное, оглушительно невообразимое... В случае приумножения у тебя увеличивается количество того, что у тебя уже есть, и ничего нового. Деньги к деньгам.))) Скукота... Нужно ли при этом имеющему просить, чтобы дано было или достаточно просто быть имеющим? Если просить нужно, тогда исключается элемент неожиданной радости от того, что дал Бог то и так, о чём и думать то не смел, не то что просить. Что имел Путин в себе такого, за что Бог дал ему быть президентом России? А Горбачёв с Ельциным?))) 

Имеющему здоровье дано будет. Имеющему власть дано будет. Имеющему деньги дано будет. Имеющему славу дано будет. Имеющему знания... Имеющему умения... из наблюдений за жизнью и людьми очевидно, что у тех, кто имеет, бывает по-разному. От тюрьмы и от сумы не зарекайся.))) А вот у тех, кто не имеет? Если не имеешь здоровья, отнимут что? Если не имеешь власти, что заберут? «Где тонко, там и рвётся»? - Так мал-по-малу начинаешь понимать, что, возможно Христос не совсем то имел в виду, что буквально написано.

Я так думаю, что во всех случаях речь идёт о совместном процессе научения и познания. Имеешь желание, стремление, жажду познания, алчешь правды и истины - даны будут и ум, и разум, и мудрость со многими знаниями и умениями их применять. Не имеешь - отнимут и тот умишко последний и станешь лишенцем пустоголовым. Как только на пути познания ты остановился, решив, что уже и так хорошо, так начался обратный процесс, не давания прибавлением и умножением, а отнимания и деления. Шибко грамотный дурак хуже безграмотного балбеса.)))

Такая догадка подтверждается иными притчами Христа, посвященными тому, кто как слушает Его Слово. Про слушание Своих Слов говорит Христос, а Матфей и Марк так излагают: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;», (Мф.13:12), (Мк.4:25). По форме почти одинаковое правило, которое применяется к благам материальным. Это не удивительно, ибо всё в этом мире взаимосвязано и взаимнообусловлено.

Но, совсем иначе пишет об этом Лука: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.», (Лк.8:18). Это про слушателей Слова Божьего. Им рекомендуется хранить услышанное слово в добром и чистом сердце и приносить плод в терпении. Словом услышанным, пропущенным через своё сердце, предварительно сдобренном и очищенном, оплодотворённым терпеливым не торопливым встраиванием его в твою систему миропонимания и мироздания, и описанием обновлённой системы своими словами нужно светить всем входящим в горницу твоего мировозрения, делая тайное явным и сокровенное известным. Это про научение, про познание и просвещение... Не достаточно только сохранить, нужно ещё и принести плод, то есть умножить. Нужно обретать умения применения усвоенных знаний или совершённых открытий. Бездеятельная вера - тщетна. Напрасное занятие. Пустая трата времени и сил. 

Итак, удивительно насколько глубже, шире и выше всех услышал Слово Христово Лука и сподобился донести его до нас!!! Столь разительное отличие Луки от остальных Евангелистов, по моему мнению, основано на том, что он - есть живое, необходимое и достаточное доказательство истинности этого закона. Что имел Лука до момента начала обучения у Христа? Он был врач-целитель, он был художник, он был правовед и, по всей видимости, не только. Остальные – простые рыбаки и мытари, конечно, не могли с ним сравняться. «Ты должен быть готов, когда придёт большая рыба». И в дальнейшей истории человечества «чистые» богословы, не обезображенные иными познаниями в области математики, физики, химии и прочих естественных наук, на мой взгляд, существенно беднее мыслят и хужее излагают свои досужие домыслы, чем богословы, имевшие кроме богословского образования, знания в области медицины и иных естественных наук. Примерами для меня служат митрополит Крымский Лука и митрополит Сурожский Антоний. Талантливый человек может стать талантливым во всём вплоть до культа личности. Богословие без математики и физики – словоблудие. Всяк кулик своё болото хвалит, и я не исключение.)))

Наблюдение над тем, как я слушаю вообще, а тем более над тем, как слушаю я Слово Божие, является, по мнению Христа, основой обретения мною богатства, богопознания и блаженства. Слушание в данном случае есть триединство слышания, понимания и применения, то есть исполнения. Наблюдение за этим процессом как раз и обогащает новыми знаниями и умениями. Даёт Бог только тому, кто в состоянии принять дар и умножить его. В этом суть сотрудничества Бога и человека. Учителя и ученика. Мастера и подмастерья. Учитель может поднять самого способного ученика только до своего уровня в деле познания, выше – не может. Выше – может только сам ученик, если может.

Наблюдение является инструментом, методом и самим процессом познания. «Не бойтесь»! - говорит Господь Бог - Познавайте Меня, себя, своих ближних и весь мир. Наблюдайте за Мной, за собой, за своими ближними, за всеми тварями. Слушайте Меня, себя и своих ближних... Обретайте животворящий Дух познания и творения, то есть Дух обретения нового знания и умения его применять. Потрудитесь описать своими словами то новое, что познали и научились применять и просветите этим желающих ближних. 

При моем общении с человеком или с иной Божьей тварью я могу услышать больше или меньше, или вообще - ничего. То же и при общении с книгой. Наблюдение есть процесс познания и обретения умения. В данном случае познания слышания и обретения умения слушать и слышать. Когда кто-то говорит кому-то ныне ставшую расхожей фразу, что «я тебя услышал» - это почти всегда не правда. Кто может честно сказать, что он понял говорящего так, как он понимал, когда говорил? - Только обманщик или дурак. Нельзя прожить чужую жизнь. Лицедеи играют, а игра - не настоящая жизнь, это притворство, пародия. Мы научились, имея уши, не слышать собеседника. 

Не просто это сделать - наблюдать звук... Христос предлагает нам наблюдать процесс слушания Его слов, а также слов своих и чужих. Наблюдение - это не только видение, но и слышание, и вдыхание запахов, и получение иных ощущений и чувствований. Существует запах слова (благовоние или зловоние), аромат звука. Также в мире, видимом и невидимом, есть образ слова, образ звука, наряду с подобием слова и подобием звука. Кроме того, мне известен вкус слова и вкус звучания, их послевкусия, вкус и послевкусия образов, запахов, ощущений, чувств...

Услышать образ или видение, не видев их, это умения из гармонии наблюдения.

Учитесь слушать... Я услышал блеск твоих глаз... Я вдохнул аромат твоих слов... Я вкусил звучание движений твоего тела... 

Послевкусие от нашего разговора открыло мне новое видение влияния аромата общения на стиль моего мышления и придало иное звучание гармонии моего слышания Слов Господа... Это игра слов или реальность обретения умения слышать гармонию Слов Бога?

Личное общение с учителем отличается от общения с видео или аудиозаписью его лекций, с его книгой. А я вынужден читать тех, кто сам слышал Христа. При личном общении один на один я получаю от учителя максимум информации, ибо ты видишь, слышишь, чувствуешь запахи, тепло руки или объятий... Иногда губы говорят одно, а глаза другое... Максимум информации и минимум воображения. С книгой ситуация обратная. Общаясь с книгой, я могу приписать автору свое понимание его слов, придать им свой привкус, аромат, тональность, тембр... С книгой запускается процесс самообучения. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.», (Ин.20:29). Один на один с учителем - истинное научение. Обретение умения. Один на один с его книгой – максимальное развитие понимательных способностей с риском ошибочного понимания, но этот путь – путь наибольшего блаженства. Конечно, оба пути по-своему хороши. Эх, если б научиться их гармонично сочетать! 

Чтобы истинно понять Христа должна быть искра личного общения с Ним, как это было, например, у Антония митрополита Сурожского при первом прочтении Евангелия от Марка. Тогда есть шанс, что из искры разгорится пламя. Очень ценное наблюдение за процессом созидания света сделал светлейший князь Одоевский «Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя»… Без искры – вечный блуд во тьме. Истинное Христопонимание возникает только от искры Самого Христа. Остальные искрят даром, как следствие короткого замыкания.)))

Что можно отнять у того, у кого ничего нет, а он только думает нечто заиметь? – Только потенциальную возможность чему-то научиться. Шанс стать тем, кем ты мог бы стать. «Думает иметь»? – «Дурень думкой богатеет» - любит говорить моя бабушка. Я с ней абсолютно согласен, правда, без мечты тоже жизнь станет похожа на сплошную дурнину и рутину.))) 

Наблюдение за тем, как я слушаю, процесс обоюдный. Для того, чтобы услышать ответы во мне должны созреть вопросы, то есть родиться их умные, честные и добросовестные формулировки без страха быть не понятым или понятым превратно. Кроме того, услышанное надлежит проверять перед размещением его на хранение и творческую терпеливую переработку в своё сердце. «Доверяй, но проверяй. На Бога надейся, но сам не плошай!». 

Кто имеет вопросы, тот получит ответы. «Просите и дано вам будет. Ищите и обрящите. Стучите и отворят вам.»- так говорит Сын Божий. «Дорогу осилит идущий» - вторят Ему многие мыслители попроще.))) «Всякому имеющему дастся и приумножится», при этом «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут», (Лк.12:48). Большому кораблю – большое плавание. Закон Всемирного тяготения в современном его понимании говорит о том же. Вся Вселенная вращается притяжением ко своему Творцу от мельчайших частиц и невесомых волн до чёрных дыр и галактик.

Всё в этом мире находится во взаимосвязи, ибо все Начала сотворены Одним Творцом из Самого Себя и им же запущены все процессы взаимодействия. Во взаимосвязи находятся процессы звукового, зрительного, обонятельного, тактильного и иного восприятия наблюдательного человека. Цветной слух и звучащие видения распространённые умения в любом звуковом кино и в цветных снах. И это превращает кино в уже пожёванную режиссёром жвачку. А вот кто автор этих наших на разные цвета звучащих снов? Один у нас Автор. Его хвалим, ибо мир сотворён Им весьма хорошо. А нам досталось великое блаженство наблюдать как мы Его слушаем. Аминь.