Я уже не раз говорил о том, что производство катеров в России и вообще всё что связано с темой активного отдыха на воде является прекрасным отражением происходящих в стране изменений. Хотя, кое-что совсем не меняется.
Хотя я смело могу отнести себя к части данной индустрии, выставки катеров и яхт посещаю достаточно редко. А конкретно эту - Moscow Yacht Show 2024 проходящую в Royal Yacht Club (типа "Королевский яхт-клуб) расположенный на берегу Химкинского водохранилища города-порта пяти морей и вообще впервые. Тем интереснее было взглянуть на происходящее в индустрии. В том числе и под призмой времени, канувшей в лету Питерской "Бот-шоу", когда-то проходившей аккурат в начале июня на территории Ленэкспо.
Выставка хотя и называется "Московский яхт-шоу", яхт здесь почти ни одной. Если, конечно, не считать те частные моторные лодки, что окружили отведённую под экспозицию территорию клуба "Водный". И парочки "брокеражных", представленных на выставке.
На это можно смотреть с разных точек зрения. Для тех, чей стакан почти пуст: понижение статуса и сужение рынка. Но не думаю, что дело только в этом. Насколько я знаю, спрос на такие лодки практически не меняется. Другое дело, что привозить их в Россию стало дорого и сложно. Держать за пределами - опасно и ненадёжно. А вот российских производителей в данном сегменте пока нет.
Встречают, впрочем, отнюдь не лодки. Хотя автомобильная тема всегда крутилась рядом. С той лишь оговоркой, что в былые годы организаторы стремились затащить на территорию кого-нибудь из категории "лухари", маститых западных марок (из Германии, Англии или Италии). В этот раз гостей встречает троица от старейшего из КНР производителя Changan, Мне знакома большая часть модельного этого производителя, в том числе и двое из трёх на фото.
Небольшая "наземная" экспозиция разделена на две части. Потенциальный покупатель катера предпочитает решать вопросы в комплексе и какие-то "частности" не слишком интересуют. Возможно от того и так "скудновато". Но скорее причина в другом. Всё что касается допов - свободная ниша российского производства. И представлять здесь себя просто некому. А производители катеров самостоятельно обеспечивают свои лодки всем необходимым. По желанию и согласованному с заказчиком прайсу.
Подумать только. Ещё лет пять назад китайский лодочный мотор при одном только упоминании вызывал кривую гримасу. Да и выбор ограничивался небольшими мощностями. Сегодня есть модели под капотом которых 60 и даже 115 л.с. Не так чтобы много по современным меркам, но всё же.
Основное внимание приковано к марине. Где на относительно небольшом пирсе выстроились несколько моделей катеров. И парочка тех, кого можно назвать "моторной яхтой". Как бы оправдав название мероприятия.
Практически все представленные здесь модели произведены в России. И это совершенно немыслимо, если вспомнить "бот-шоу" начала века. Когда из наших были только пвхашки и несколько топорных моделей из АМГ и пластика.
Дело не только в происхождении лодок. Но и в современном качестве производства. Оно уже ни чем не уступает импортным производителям и необходимость в них (иномарках) де-факто отпала. Вот где "импортозамещение" состоялось. Хотя и с оговорками. Мотор, навигация и прочие электронные системы - всё это привозное.
В производстве применяется современное оборудование, а в разработке системы моделирования, аналогичные тому, как проектируют самолёты. Кстати, некоторые производители имеют в штате настоящих авиаконструкторов. Нашедших себя в этой сфере.
Эстетика и наполнение дополнительными девайсами. Всё это уже давно стало естественным. Что и понятно. Ведь отдых на воде давно перестал быть сугубо мужским занятием, перейдя в ранг семейного.
Что точно не меняется - так это девочки промоутеры. Как и прежде, привлекая внимание посетителей к экспозиции. Эта музыка будет вечной и батарейки ей не нужны!
Парусным здесь не разгуляться. Строй моторных яхт как бы с высока смотрит на суету экспозиции.
Этот рынок в какой-то степени уже сформировался. Но в России пока есть лишь робкие попытки строить моторные яхты в старшем классе. Вполне возможно, что дойдёт и до этого. Ведь в разных городах реализуются крупные инвест-проекты по строительству современных марин. Казань, Краснодарский край, "Новые территории" на подходе. Приморье. Проект "Санкт-Петербург марина". Всё это в дополнение к тому, что уже есть. А ведь 15-20 лет назад не было ничего! Если не считать нескольких спортивных и парусных клубов.
А значит рынок будет развиваться. И вполне вероятно, что некоторые из тех, кто уже поднатаскался в строительстве катеров, в будущем вырастет в нечто большее. Появятся у нас свои "Принцессы" и "Азимуты". Чему, кстати, способствует и развитие в ОСК. Двигатели, судовое оборудование и навигацие - вот главная проблема.
Делать "лухари" используя дерево и кожу мы давно уже умеем и очень хорошо!
Отмечу лишь, что этот рынок развивается совершенно автономно и без каких-то прямых контактов с руководством страны. Подобно тому, как это происходит в других секторах экономики. В частности судостроении. И яхтенная выставка - это не больше, чем выставка. Возможность оценить предложение на рынке. Обзавестись мечтой или эту мечту осуществить. Каких-то дискуссий на тему развития отрасли, проблем и их решения не ведётся. Максимум - это частный обмен мнениями.
А стоило бы.
Спасибо за внимание к публикации,
Дмитрий Матвеев ||DM_812
В ВК vk.com/dm_812