Найти тему
DM_812

В Москве показали, а я оценил: "Куда держит курс российское катеростроение"? Или спрос толкает предложение!

Я уже не раз говорил о том, что производство катеров в России и вообще всё что связано с темой активного отдыха на воде является прекрасным отражением происходящих в стране изменений. Хотя, кое-что совсем не меняется.

Чтобы увидеть строй моторных яхт давно уже не нужно ехать куда-нибудь на Средиземку. Впрочем, далеко не всех восхищает и вдохновляет эта картина.
Чтобы увидеть строй моторных яхт давно уже не нужно ехать куда-нибудь на Средиземку. Впрочем, далеко не всех восхищает и вдохновляет эта картина.

Хотя я смело могу отнести себя к части данной индустрии, выставки катеров и яхт посещаю достаточно редко. А конкретно эту - Moscow Yacht Show 2024 проходящую в Royal Yacht Club (типа "Королевский яхт-клуб) расположенный на берегу Химкинского водохранилища города-порта пяти морей и вообще впервые. Тем интереснее было взглянуть на происходящее в индустрии. В том числе и под призмой времени, канувшей в лету Питерской "Бот-шоу", когда-то проходившей аккурат в начале июня на территории Ленэкспо.

Выставка хотя и называется "Московский яхт-шоу", яхт здесь почти ни одной. Если, конечно, не считать те частные моторные лодки, что окружили отведённую под экспозицию территорию клуба "Водный". И парочки "брокеражных", представленных на выставке.
На это можно смотреть с разных точек зрения. Для тех, чей стакан почти пуст: понижение статуса и сужение рынка. Но не думаю, что дело только в этом. Насколько я знаю, спрос на такие лодки практически не меняется. Другое дело, что привозить их в Россию стало дорого и сложно. Держать за пределами - опасно и ненадёжно. А вот российских производителей в данном сегменте пока нет.

Встречают, впрочем, отнюдь не лодки. Хотя автомобильная тема всегда крутилась рядом. С той лишь оговоркой, что в былые годы организаторы стремились затащить на территорию кого-нибудь из категории "лухари", маститых западных марок (из Германии, Англии или Италии). В этот раз гостей встречает троица от старейшего из КНР производителя Changan, Мне знакома большая часть модельного этого производителя, в том числе и двое из трёх на фото.

-3

Небольшая "наземная" экспозиция разделена на две части. Потенциальный покупатель катера предпочитает решать вопросы в комплексе и какие-то "частности" не слишком интересуют. Возможно от того и так "скудновато". Но скорее причина в другом. Всё что касается допов - свободная ниша российского производства. И представлять здесь себя просто некому. А производители катеров самостоятельно обеспечивают свои лодки всем необходимым. По желанию и согласованному с заказчиком прайсу.

Феномен китайского производства разгадать не просто. На фото представитель японского и китайского производителей.
Феномен китайского производства разгадать не просто. На фото представитель японского и китайского производителей.

Подумать только. Ещё лет пять назад китайский лодочный мотор при одном только упоминании вызывал кривую гримасу. Да и выбор ограничивался небольшими мощностями. Сегодня есть модели под капотом которых 60 и даже 115 л.с. Не так чтобы много по современным меркам, но всё же.

Тема конечно мужская, но и представительниц прекрасного пола она манит. Девушек и женщин из общего числа посетителей, кажется, не меньше чем мужчин. На эту тему есть давняя яхтенная шутка!
Тема конечно мужская, но и представительниц прекрасного пола она манит. Девушек и женщин из общего числа посетителей, кажется, не меньше чем мужчин. На эту тему есть давняя яхтенная шутка!

Основное внимание приковано к марине. Где на относительно небольшом пирсе выстроились несколько моделей катеров. И парочка тех, кого можно назвать "моторной яхтой". Как бы оправдав название мероприятия.

Стоит отметить, что российские катера пользуются заслуженным спросом не только на внутреннем рынке. Фактически вытеснив с него "иномарки". Но и на рынке Западном. Впрочем, сейчас его освоение дело почти нереальное. Но потенциал есть и он большой.
Стоит отметить, что российские катера пользуются заслуженным спросом не только на внутреннем рынке. Фактически вытеснив с него "иномарки". Но и на рынке Западном. Впрочем, сейчас его освоение дело почти нереальное. Но потенциал есть и он большой.

Практически все представленные здесь модели произведены в России. И это совершенно немыслимо, если вспомнить "бот-шоу" начала века. Когда из наших были только пвхашки и несколько топорных моделей из АМГ и пластика.

Моторы не только импортные, но и... не китайские. Поставки были налажены по новым схемам почти без паузы. Спрос толкает предложение.
Моторы не только импортные, но и... не китайские. Поставки были налажены по новым схемам почти без паузы. Спрос толкает предложение.

Дело не только в происхождении лодок. Но и в современном качестве производства. Оно уже ни чем не уступает импортным производителям и необходимость в них (иномарках) де-факто отпала. Вот где "импортозамещение" состоялось. Хотя и с оговорками. Мотор, навигация и прочие электронные системы - всё это привозное.

Года три назад мне довелось испытать американский аналог. Найдя его практически идеальной концепцией для отдыха на воде. Сегодня такие делают и у нас.
Года три назад мне довелось испытать американский аналог. Найдя его практически идеальной концепцией для отдыха на воде. Сегодня такие делают и у нас.

В производстве применяется современное оборудование, а в разработке системы моделирования, аналогичные тому, как проектируют самолёты. Кстати, некоторые производители имеют в штате настоящих авиаконструкторов. Нашедших себя в этой сфере.

-9

Эстетика и наполнение дополнительными девайсами. Всё это уже давно стало естественным. Что и понятно. Ведь отдых на воде давно перестал быть сугубо мужским занятием, перейдя в ранг семейного.

-10

Что точно не меняется - так это девочки промоутеры. Как и прежде, привлекая внимание посетителей к экспозиции. Эта музыка будет вечной и батарейки ей не нужны!

-11

Парусным здесь не разгуляться. Строй моторных яхт как бы с высока смотрит на суету экспозиции.
Этот рынок в какой-то степени уже сформировался. Но в России пока есть лишь робкие попытки строить моторные яхты в старшем классе. Вполне возможно, что дойдёт и до этого. Ведь в разных городах реализуются крупные инвест-проекты по строительству современных марин. Казань, Краснодарский край, "Новые территории" на подходе. Приморье. Проект "Санкт-Петербург марина". Всё это в дополнение к тому, что уже есть. А ведь 15-20 лет назад не было ничего! Если не считать нескольких спортивных и парусных клубов.
А значит рынок будет развиваться. И вполне вероятно, что некоторые из тех, кто уже поднатаскался в строительстве катеров, в будущем вырастет в нечто большее. Появятся у нас свои "Принцессы" и "Азимуты". Чему, кстати, способствует и развитие в ОСК. Двигатели, судовое оборудование и навигацие - вот главная проблема.
Делать "лухари" используя дерево и кожу мы давно уже умеем и очень хорошо!

-12

Отмечу лишь, что этот рынок развивается совершенно автономно и без каких-то прямых контактов с руководством страны. Подобно тому, как это происходит в других секторах экономики. В частности судостроении. И яхтенная выставка - это не больше, чем выставка. Возможность оценить предложение на рынке. Обзавестись мечтой или эту мечту осуществить. Каких-то дискуссий на тему развития отрасли, проблем и их решения не ведётся. Максимум - это частный обмен мнениями.
А стоило бы.

Спасибо за внимание к публикации,
Дмитрий Матвеев ||DM_812
В ВК vk.com/dm_812