15,5K подписчиков

"Тренто" - шаг 1, "Зара" - шаг 2 / Часть 2. "Линкоровская" броня на крейсере?

727 прочитали
Продолжаем тему, посвященную итальянским тяжелым крейсерам в целом, и крейсерам типа "Зара" в частности. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ.

Окончание.

...Итак, как мы выяснили в прошлый раз, основные вопросы по облику нового итальянского тяжелого крейсера были решены, осталось его создать. Работы по проектированию нового крейсера были поручены Комитету по проектам боевых кораблей под руководством инженера генерал-лейтенанта Фабио Мирабелли. Поиск резервов водоизмещения было решено вести по трем основным «направлениям»: по корпусу, по вооружению и по энергетической установке.

Итальянские "одноклассники" "Зары"
Итальянские "одноклассники" "Зары"

Так как для усиления защищённости новых крейсеров было решено ухудшить показатели мореходности, то на смену длинному и высокобортному гладкопалубному корпусу пришёл более короткий, с длинным полубаком. В итоге наибольшая длина крейсера уменьшилась до 182,7 м против 196,6 м у «Тренто» практически при неизменной ширине корпуса и осадке. Подобное решение позволило выиграть более 1100 т от веса корпусных конструкций: вес корпуса «Тренто» – 4205,2 т, вес корпуса «Зара» – 3099 т.

Тяжелый крейсер «Пола» (схема внешнего вида) – по сути, флагманская «Зара»
Тяжелый крейсер «Пола» (схема внешнего вида) – по сути, флагманская «Зара»

Вооружение на новом крейсере решили оставить неизменным за исключением торпедных аппаратов, от которых решили полностью отказаться, что позволило сэкономить ещё около 36 т. В то же время вес, который был выделен на артиллерийское вооружение новых крейсеров, был увеличен с 980,7 т на «Тренто» до 1372 т на «Заре». Такое увеличение выглядит странным при неизменности вооружения, тем более что новые крейсера должны были получить более лёгкие 203-мм/53 орудия «Ансальдо» Mod.1929. По нашему мнению, это можно отнести на усиление защиты орудий главного калибра и зенитной артиллерии.

Спуск на воду тяжелого крейсера «Зара»
Спуск на воду тяжелого крейсера «Зара»

С учетом того, что техническое задание на новые крейсера позволяло снизить скорость полного хода до 32 узлов (против 35 узлов у «Тренто»), то мощность ГЭУ в 150000 л.с. была признана избыточной. В результате для новых крейсеров предусматривалась энергетическая установка мощностью «всего» 95000 л.с., которая была в состоянии обеспечить требуемую скорость хода. В итоге новый проект предполагал ГЭУ в составе 8 котлов Торникрофта и двух ТЗА «Парсонса» вместо 12 котлов Ярроу и четырёх турбин. Такая замена позволила сэкономить на механизмах ещё около 800 т водоизмещения (уменьшение с 2292,4 т до 1407 т). Стремясь повысить защищённость новых крейсеров не только усилением бронирования, но и эффективным размещением отсеков и оборудования, итальянские конструкторы изменили компоновку энергетической установки. Вместо использованной на крейсерах типа «Тренто» эшелонной схемы размещения котлов и турбин (КО-КО-МО-КО-МО) новым проектом предполагалось их «шахматное» расположение (КО № 1 – МО № 1 / КО № 2 – КО № 3 – КО № 4 – МО № 2 / КО № 5).

Тяжелый крейсер «Зара» сходит на воду
Тяжелый крейсер «Зара» сходит на воду

В итоге всех мероприятий корпус новых крейсеров удалось сделать на 28 % легче, чем корпус крейсера типа «Тренто», а силовую установку – на 39 %. Но и таких мер оказалось недостаточно, чтобы оснастить новые корабли броневым поясом толщиной 200 мм – пришлось толщину пояса по ватерлинии уменьшить до 150 мм. Но даже такой шаг не позволял новым крейсерам оставаться в разрешённом договорами 10 000-тонном водоизмещении, превышая его почти на 1500 т. Тогда итальянцы пошли на фальсификацию, заявив, что новые крейсера имеют стандартное водоизмещение 10000 тонн. Надо сказать, в те времена такие действия были не редкостью, история знает много примеров, когда строившиеся корабли превышали установленные мировыми договорами и соглашениями нормы, а строители и политики спокойно заявляли о соблюдении всех требований.

Особенности бронирования корпуса крейсера типа «Зара»
Особенности бронирования корпуса крейсера типа «Зара»

Все проектные работы были закончены уже к 1928 году, и, согласно кораблестроительной программы 1928-1929 годов, в апреле 1929 года на верфи в Триесте был заложен крейсер «Фиуме», а чуть позже, в июле, на верфи в Муджано (пригород Специи) – крейсер «Зара», ставший головным и давший название всей серии. Третий корабль серии, «Гориция», строился по программе 1929-1930 годов и был заложен в марте 1930 года в Ливорно, а четвёртый крейсер, получивший название «Пола» – тоже в Ливорно, но на год позже, в марте 1931 года, по кораблестроительной программе 1930-1931 годов.

Крейсер «Пола» на достройке
Крейсер «Пола» на достройке

Строительство кораблей шло достаточно быстро, и к началу 1933 года все четыре тяжёлых крейсера вошли в состав Королевского итальянского флота. Интересно, что если на постройку головного «Зара» ушло 27 месяцев, а на «Фиуме» – 31 месяц, то два последних корабля («Гориция» и «Пола») вошли в строй через 21 месяц после их закладки!

Кормовые башни главного калибра тяжелого крейсера «Пола»
Кормовые башни главного калибра тяжелого крейсера «Пола»

От крейсеров типа «Тренто» новые крейсера отличались более коротким корпусом с полубаком, который занимал около 40 % от длины корабля. Вопреки опасениям изменение формы корпуса не отразилось на ходовых и мореходных качествах крейсеров типа «Зара», для этого они получили носовой бульб и увеличенный развал шпангоутов в носовой оконечности.

По внешнему виду они мало отличались от своих предшественников, имея две массивные широко разнесенные трубы, многоуровневую носовую надстройку с невысокой фок-мачтой и высокой грот-мачтой. Носовая надстройка на первых трёх кораблях серии была практически идентичной, исключение составляла надстройка крейсера «Пола». Этот крейсер заранее проектировался для использования в качестве флагманского корабля, и его надстройка была более крупной и протяжённой, не имела мостиков нижней части, а главное – смыкалась с первой дымовой трубой. Дымовые трубы у всех крейсеров не имели наклона, но в отличие от крейсеров типа «Тренто» сразу получили внушительные козырьки для защиты от задымления и были чуть выше.

Носовая надстройка крейсера «Фиуме», 1938 год
Носовая надстройка крейсера «Фиуме», 1938 год

Вооружение крейсеров типа «Зара» в целом повторяло вооружение крейсеров типа «Тренто», к отличиям можно отнести более лёгкие орудия главного калибра новой модели, отсутствие торпедного вооружения, а также некоторые отличия в составе зенитной артиллерии. Так на «зарах» установили двенадцать спаренных 100-мм зенитных орудий «ОТО» Mod.1927 в шести установках, а также четыре спаренных 37-мм/54 зенитных автомата «Бреда» Mod.1932.

Самым главным отличием новых крейсеров от первых итальянских «вашингтонцев» стало мощное бронирование, которое сразу сделало крейсера типа «Зара» нетипичными для итальянской кораблестроительной школы.

Схема внешнего вида крейсера "Зара" - носовая оконечность
Схема внешнего вида крейсера "Зара" - носовая оконечность
Интересно, что С.В.Патянин называет использованную систему бронирования «… поистине «линкорной», но в то же время достаточно простой по конструкции».

Основным элементом защиты на новых тяжёлых крейсерах стал главный броневой пояс длиной 88 м(15 броневых плит размерами 6-8 м), который уходил под воду на 1,5 м, толщиной 150 мм с постепенным уменьшением до 100 мм в нижней трети. Броневой пояс замыкался траверсами из плит переменной толщины: 120 мм – выше ватерлинии, 90 мм – ниже неё.

Схема внешнего вида крейсера "Зара" - кормовая оконечность
Схема внешнего вида крейсера "Зара" - кормовая оконечность

Однако главным поясом дело не ограничилось – выше него располагался второй пояс толщиной 30 мм. Для сравнения, броневой пояс «карманного» линкора «Дойчланд» имел толщину 80-50 мм (траверсы – 60 мм), а французский тяжёлый крейсер «Алжир», который многие эксперты считают «идеальным» по бронезащите среди кораблей данного класса, имел пояс толщиной 110 мм и 70-мм траверсы.

Британские и французские "одноклассники" "Зары"
Британские и французские "одноклассники" "Зары"

Горизонтальная защита тяжёлых крейсеров типа «Зара» также была достаточно солидной. Толщина главной броневой палубы, которая опиралась на верхнюю кромку основного броневого пояса, составляла 70 мм, уменьшаясь к бортам до 65 мм. В дополнение к ней в районе цитадели верхняя палуба имела 20-мм бронирование. Боевая рубка защищалась 150-мм броней по периметру, а отсек рулевой машины был выполнен в виде бронированной «коробки», защищённой сверху 30-мм броней, а с боков и снизу – 20-мм.

Тяжелые крейсера типа «Зара» были хорошо адаптированы для условий Средиземноморья
(Неаполь, 1935 год)
Тяжелые крейсера типа «Зара» были хорошо адаптированы для условий Средиземноморья (Неаполь, 1935 год)

Не забыли итальянские конструкторы и про защиту орудий главного калибра. Максимальная толщина лобовых плит башен достигала 150 мм, боковых – 75. Барбеты имели бронирование от 150 мм (над верхней палубой) до 120 мм (ниже главной палубы). Для сравнения, башни и барбеты тяжёлых крейсеров типа «Кент» имели бронирование 25 мм, а французского «одноклассника» – крейсера «Дюкень» имели 30-мм броню.

Французские и японские "одноклассники" "Зары"
Французские и японские "одноклассники" "Зары"

Общий вес брони, которую имел крейсер «Зара», составил 2688 тонн или 24,8 % всего водоизмещения корабля (у «Тренто» этот показатель составлял 888 т и всего 8,7 %). Такое бронирование теоретически позволяло крейсерам типа «Зара» противостоять 203-мм снарядам британских «вашингтонских» крейсеров на дистанции от 65 до 125 кбт. И вскоре Вторая мировая война предоставила шанс проверить эти расчёты на практике.

Тяжелые крейсера типа «Зара» оборудовались носовыми катапультами для самолетовразведчиков
Тяжелые крейсера типа «Зара» оборудовались носовыми катапультами для самолетовразведчиков

Итак, в начале 30-х годов ХХ века итальянский флот пополнился четырьмя новыми тяжёлыми крейсерами, отличавшимися от предыдущей серии типа «Тренто» улучшенной защищённостью. Все четыре новых тяжёлых крейсера получили названия в честь городов, которые отошли к Италии по итогам Первой мировой войны: «Зара», «Фиуме», «Пола» и «Гориция». Интересно, что в настоящее время итальянской осталась только Гориция, а остальные города принадлежат Хорватии и их названия произносятся иначе.

Разведывательный самолет на баке крейсера «Фиуме»
Разведывательный самолет на баке крейсера «Фиуме»

Удивительно, но после строительства этой «четверки», как это часто бывает, итальянский флот круто изменил свои взгляды на роль «вашингтонцев». И при строительстве следующего, седьмого крейсера итальянские военные и кораблестроители вновь вернулись к идее «быстроходного» тяжёлого крейсера, который и был воплощён в проекте «Больцано». Но это уже другая история.

Крейсер "Зара" на Адриатике
Крейсер "Зара" на Адриатике

В заключение отметим, что по совокупности боевых характеристик созданные итальянскими кораблестроителями крейсера типа «Зара» были достаточно удачными и эффективными кораблями, превосходящими большинство своих «одноклассников», по крайней мере "на бумаге". Однако судьбе было угодно сделать так, чтобы противниками итальянских «вашингтонцев» стали корабли других классов. И об этом мы обязательно расскажем.

Немецкие и американские "одноклассники" "Зары"
Немецкие и американские "одноклассники" "Зары"

Источники: Bargoni, F. Incrociatori pesanti classe Zara/F.Bargoni. – Roma: Fronte Terra, 1977.- 84 p; Fraccaroli, A. RN Zara/ Heavy Cruiser 1929-1941. – Warship Profile № 17, 2005.- 28 p.; Gordon, E.H. Italian Heavy Cruisers of World War Two/E.H.Gordon, St.Wiper – Warship pictorial № 23, 2004.- 74 p.; Stille, M. Italian cruisers of World war II/M.Stille.- New Vanguard, №258, 2018.- 50 p.; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Брагадин, М.-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.-А.Брагадин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.;
Брагадин, М.-А. Итальянский флот во Второй мировой войне/ М.-А.Брагадин. –
Екатеринбург: Зеркало, 1997.- 356 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй мировой
/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. –
М.: Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Лихарев, Д. Адмирал Эндрю Каннингхэм.
Борьба Великобритании за господство на Средиземном море в первой половине ХХ века /Д.В.Лихарев. – Санкт-Петербург, Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. – 200 с.; Макинтайр, Д. Битва за Средиземное море: Взгляд победителей /М.-Д.Макинтайр, С.Пак, Б.Б.Шофилд, П.К.Смит, Э.Уокер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 704 с.; Патянин, С. Суперкрейсера Муссолини. Если бы не адмиралы!/С.В.Патянин - М.: Яуза: ЭКСМО: 2011.- 128 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Трубицын, С. Тяжелые крейсера Италии (1927-1945)/С.Б.Трубицын. – СПб: ИКЦ АНО «Истфлот», 2004.- 52 с.; Материалы с интернет-ресурсов.