Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования налоговой политики в системе государственного регулирования региональной экономики
1.1. Налоговая политика как средство регулирования экономики региона
1.2. Региональные налоги и сборы как основа социально-экономического развития субъектов Федерации
1.3. Методология оценки налоговых доходов региональных бюджетов
Глава 2. Оптимизация налоговой политики как способ роста налоговых доходов регионального бюджета (на примере Волгоградской области)
2.1. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений бюджета Волгоградской области за период 2014-2018 гг.
2.2. Резервы роста доходов регионального бюджета в современных условиях
2.3. Основные проблемы и направления совершенствования региональной налоговой политики
Заключение
Библиографический список
Приложение
Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Актуальность темы исследования диссертации. Одним из условий сбалансированного социально-экономического развития субъектов Федерации является эффективная система бюджетно-налоговых отношений, которая направлена на оптимизацию региональных бюджетов. Налоговая политика, как составляющая финансово-экономической политики государства, играет определяющую роль в институциональных изменениях экономики. Анализ налоговой политики на региональном уровне дает возможность оценить ряд факторов социально-экономического развития субъектов Федерации, который будет сбалансированным и эффективным только при регионально-дифференцированных механизмах реализации общегосударственных целей с ориентацией на рост доходов бюджетов регионов.
Региональная налоговая политика, с одной стороны, отражает механизмы государственного регулирования с целью обеспечения оптимального налогообложения субъектов Федерации, т.е. перечень региональных налогов, процент регулирующих налогов, закрепленных на постоянной основе в соответствии с действующим законодательством за регионом. С другой – региональным властным структурам предоставлено право в рамках, определенных законодательством, предоставлять льготы плательщикам по уплате отдельных налогов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации. Система мер, которую предусматривает региональная налоговая политика, должна быть направлена на реализацию интересов государства в отношении регионов и внутренних интересов самих регионов.
В контексте повышения уровня экономического развития субъектов Федерации, важной задачей системы налогообложения является повышение финансовой устойчивости регионов. Эта категория является одной из основ современной государственной региональной политики, которая ориентируется на максимальную финансовую самостоятельность регионов в решении проблем социально-экономического развития.
В современных условиях хозяйствования основными направлениями совершенствование системы налогообложения в контексте повышения финансовой устойчивости регионов:
- совершенствование структуры доходных источников региональных бюджетов, в частности, повышение роли региональных налогов, закрепленных за бюджетами субъектов Федерации;
- снижение налогового давления на производителей, которое должно в определенной степени компенсироваться увеличением базы налогообложения и упорядочением практики предоставления налоговых льгот;
- повышение доли собственных закрепленных доходов в структуре бюджетов субъектов Федерации;
- совершенствование механизма формирования и исполнения региональных бюджетов, финансовые ресурсы которых направляются на социально-экономическое развитие субъектов Федерации.
Вопросы оптимизации формирования доходов региональных бюджетов и выявление резервов их роста приобретают особую актуальность в условиях рыночных трансформаций российского общества. Действующая система аккумулирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации характеризуется низким уровнем доли собственных доходов и наращиванием объемов межбюджетных трансфертов. Реальные финансовые возможности региональных органов власти значительно ограничиваются, что, в свою очередь, является тормозящим фактором демократических преобразований в государстве. Так, за 2017 г. доходы консолидированного бюджета Волгоградской области составили 107743,5 млн. руб., или 96,0% от годовых прогнозных назначений, что больше аналогичного показателя 2016 г. на 6 257,6 млн. руб. (+6,2%). За 2017 г. доля налоговых доходов в консолидированный бюджет региона составила 70,9% всех доходов бюджета (или 76 365,1 млн. руб.).
Зависимость между налогообложением и формированием доходов региональных бюджетов – теоретическая основа, без которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему. История экономической мысли и практика подтверждают органическую связь налогообложения с экономическим ростом, с одной стороны, и выполнением фискальных функций бюджета – с другой.
В настоящее время, проблемы планирования налогов и их администрирования относятся к острейшим как в экономическом, социальном, так и в политическом контекстах. В этой связи, необходимо установить такой уровень налогообложения, который бы, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой – не имел негативного влияния на экономику и население субъекта Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы исследования диссертации. Проблемам реформирования налоговой политики и повышения ее эффективности посвящено достаточно много трудов как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов, таких как А.Д. Арсланова, А.В. Грищенко, Д.А. Колдина, С.П. Сазонов, А.А. Сергиенко, М.С. Яндиева и др. Изучению региональных налогов и сборов как основы социально-экономического развития субъектов Федерации посвящены труды таких ученых, как: А.С. Баландина, И.В. Липатова, Д.А. Смирнов, А.С. Чуева и др. Направления развития теории налогового планирования получили распространение в работах: Е.С. Вылковой, А.Ю. Деревянко, Г.Л. Поповой, А.Е. Фатеевой, Л.А. Шидаева, Т.В. Щукиной, Л.В. Улыбиной и др. Механизмы управления и направления эффективного использования налогового потенциала территории являются предметом изучения и анализа в публикациях таких ученых, как В.А. Анисимов, А.А. Зайцева, Ю.С. Зима, Е.В. Наумова, А.А. Пугачев, Е.В. Федина и др.
Вместе с тем в современной литературе вопросам сочетания налогового планирования и налогового потенциала не уделено должного внимания, поэтому есть необходимость дальнейшего их исследования.
Целью магистерской диссертации является – выявление проблем и предложение направлений совершенствования налоговой политики Волгоградской области.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
- раскрыть сущность налоговой политики как средства регулирования экономики регионов;
- выявить роль региональных налогов в социально-экономическом развитии субъектов Федерации;
- обосновать методологию оценки налоговых доходов региональных бюджетов;
- проанализировать динамику и структуру налоговых поступлений бюджета Волгоградской области за период 2014-2018 гг.;
- выявить резервы роста доходов регионального бюджета в современных условиях;
- разработать основные направления совершенствования региональной налоговой политики.
Предметом исследования диссертации являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации, а также закономерности, принципы, методы региональной налоговой политики.
Объектом исследования диссертации являются налоговые доходы бюджета Волгоградской области за 2014-2018 гг.
В работе определены направления развития системы стратегического налогового планирования, учитывающие специфику конкретных регионов и позволяющие связать государственные и региональные стратегические цели и механизмы их достижения. Стратегическими задачами государственной налоговой политики должны выступать:
- расширение имеющихся, а также поиск альтернативных возможностей роста налоговых доходов бюджетной системы в условиях оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
- построение системы налоговых мер, направленных на стимулирование процесса реализации налоговых возможностей региональной экономики;
- увеличение налогового потенциала региона в целях эффективного налогового планирования.
По итогам первого раздела научного исследования сформулировано следующее положение, выносимое на защиту:
С целью рационального использования имеющегося ресурсного потенциала регионального развития и реализации эффективной налоговой политики на региональном уровне, считаем целесообразным предложить следующие векторы модернизации налоговой политики субъекта РФ:
- определение налогового потенциала региона и оценки программного обеспечения его инновационного и научно-технического развития;
- разработка организационно-экономических основ обеспечения конкурентоспособности субъекта РФ;
- осуществление мониторинга финансово-экономического развития субъекта РФ;
- осуществление стратегического планирования и прогнозирования развития региона, его отдельных сфер и отраслей экономики.
По итогам первого раздела научного исследования сформулировано следующее положение диссертации, самостоятельно полученное автором:
1. Интегративные, целостные свойства, присущие налоговому потенциалу как экономической категории проявляются в процессе его формирования, целью которого выступает максимальное использование налоговых ресурсов региона при потенциальном росте его налоговых возможностей и полном исполнении налоговых обязательств. Предлагаем выделять предельный, целевой, реализованный и скрытый налоговый потенциал.
2. Предложена методология оценки налогового потенциала региона. Включение налогового потенциала в процесс налогового планирования ориентировано на повышение его функциональной роли в первую очередь как индикатора преобразований в налоговой системе, а также как источники роста налоговых ресурсов и как фактора инновационного развития.
3. Разработана модель налоговой стратегии региона, соответствующая всем формальным признакам системы долгосрочного налогового планирования.
По итогам второго раздела научного исследования сформулировано следующее положение, выносимое на защиту:
На основе исследования проблем и направлений совершенствования региональной налоговой политики, установлена тесная взаимосвязь налогового потенциала, формирование которого осуществляется под воздействием региональной налоговой политики и бюджета, доходы которого в основном формируется за счет налогов, что обусловливает постановку цели региональной налоговой политики: устойчивое формирование налоговых доходов бюджета субъекта РФ.
По итогам второго раздела научного исследования сформулировано следующее положение диссертации, самостоятельно полученное автором:
1. Проведенный статистический анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области за 2014-2018 гг. на основе абсолютных, относительных и средних величин, позволил выявить основные тенденции развития налоговой системы региона. Данный анализ свидетельствует о сложности и нестабильности налоговой политики региона. Отсутствие эластичной связи между налоговыми платежами и объектами налогообложения и низкий уровень эффективности налоговых льгот также является частичным объяснением современных проблем в аккумулировании налоговых поступлений. Учитывая проведенные расчеты стоит отметить, что налоговая система и налоговая политика требуют корректировки как на государственном, так и на областном уровнях (в пределах предоставленных полномочий). Имеют место такие негативные для экономики страны явления как теневая экономика, сокрытие налогов и уклонение от их уплаты.
2. Построены две регрессионные модели, представляющие влияния физических и юридических лиц на доходы субъекта РФ, в которых в роли Y выступил результирующий показатель - доходы бюджета региона.
3. Разработан организационно-экономический механизм управления налоговым потенциалом региона, который является компромиссным вариантом решения проблем социально-экономического развития субъектов РФ, позволяющим оптимизировать межбюджетные отношения, повысить налоговые доходы бюджета области. Показатели оценки результативности управления формированием, расширением и использованием налогового потенциала рассмотрены в взаимосвязи с показателями оценки уровня социально-экономического развития региона.
4. Проанализирована взаимосвязь социально-экономического и налогового потенциала региона. Авторский подход основан на учета системы взаимосвязей элементов социально-экономического и налогового потенциала региона, которая расширяет возможности государственного управления последним. Доказано, что учет элементов налогового потенциала, налоговых доходов бюджета области, обеспечивающий рост, является непременным условием решения социально-экономических задач региона. Предложена модель взаимосвязи социально-экономического и налогового потенциала региона, включающая потенциалы налогоплательщиков. Доказано, что государственное управление структурным взаимосвязью указанных потенциалов осуществляется через формирование, расширение и использование налоговой базы региона.
Методы исследования.Методологической основой магистерской диссертации являются теоретические наработки отечественной и мировой экономической науки, концептуальные положения современной экономической теории, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные исследованию проблем налогообложения и реализации налоговой политики. Для достижения поставленной цели и решения определенных задач использовался системный подход, который дал возможность проведения комплексного исследования формирования и реализации региональной налоговой политики.
В процессе исследования теоретико-методологических аспектов налоговой политики в системе государственного регулирования региональной экономики использовались такие общенаучные методы познания, как: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Для выявления направлений оптимизации налоговой политики как способа роста налоговых доходов регионального бюджета (на примере Волгоградской области) применялись методы сравнительного, статистического, корреляционного анализа; методы сравнения, группировок, анализа и синтеза; с целью наглядного изображения статистического материала, теоретических и практических положений – метод наблюдения, обобщения и графического изображения данных. Моделирование производилось при помощи программы IBM SPSS Statistics Base 22.0. В моделях были использованы данные по 85 субъектам РФ за 2017 г.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования налоговой политики в системе государственного регулирования региональной экономики
1.1. Налоговая политика как средство регулирования экономики региона
Развитие российской экономики и ее конкурентоспособность зависят от эффективности экономической политики государства, составной частью которой является налоговая политика. Главная цель налоговой политики – это создание стабильной налоговой системы, которая бы обеспечила достаточный объем поступлений в бюджеты всех уровней, эффективное функционирование экономики государства, а также справедливый подход к налогообложению всех категорий налогоплательщиков.
Проблемам реформирования налоговой политики и повышения ее эффективности посвящено достаточно много трудов как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов, таких как А.Д. Арсланова, А.В. Грищенко, Д.А. Колдина, С.П. Сазонов, А.А. Сергиенко, М.С. Яндиева и др.
В их работах исследовалось совершенствование нормативно-правовой базы, повышение эффективности систем администрирования налогов, сборов и обязательных платежей, а также расширение базы налогообложения, упрощение системы администрирования налогов и прочее. Несмотря на это, осталось достаточно много вопросов, которые требуют дополнительных исследований. Недостаточно изученным остается вопрос о реформировании и повышении эффективности региональной налоговой политики.
Экономисты по-разному характеризуют понятие налоговой политики, понимая под ним управленческие решения, меры, отношения, акты, действия государства в сфере налогообложения. Одни авторы определяют налоговую политику как "совокупность управленческих решений в области налогового планирования, регулирования и контроля, принимаемых высшим руководством страны". Другие считают, что налоговая политика – это "система взаимоотношений между налогоплательщиками и государством, а также стратегий их действий в различных условиях хозяйствования и экономических системах".
А.В. Грищенко и А.А. Сергеенков в своей публикации говорят о том, что "на современном этапе экономического развития страны налоговая политика выступает в качестве центрального звена финансовой политики государства. Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых заключается в том, чтобы установить оптимальный уровень налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач".
На основе изученных определений можно сделать вывод о том, что налоговая политика представляет собой систему государственных мер в сфере налогообложения, которые отражают направленность и степень государственного вмешательства в экономику.
При изучении государственной налоговой политики необходимо уделить особое внимание налоговой политике, проводимой на региональном уровне, поскольку для того, чтобы обеспечить экономический рост всего государства, для начала необходимо обеспечить развитие отдельных его субъектов Федерации.
Региональную налоговую политику можно определить как систему мероприятий, проводимых государством и местными властями в сфере налоговых отношений, направленных на совершенствование системы налогообложения субъектов Федерации с учетом их экономического развития и налогового потенциала.
Для стимулирования экономического развития на региональном уровне необходимо внедрять региональную налоговую политику, которая бы способствовала росту собственных доходов местных бюджетов, реальному снижению налоговой нагрузки, обоснованному назначению налоговых льгот, улучшению администрирования налогов и сборов.
Реализация рациональной региональной налоговой политики позволяет решать следующие задачи:
- обеспечение региона финансовыми ресурсами;
- создание условий для регулирования региональной экономики;
- сглаживание неравенства в уровнях доходов населения.
Цели региональной налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются социально-экономическая ситуация, сложившаяся в субъектах Федерации . Соответственно, методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к достижению которых стремятся органы государственной власти, в процессе реализации региональной налоговой политики.
На наш взгляд, региональная налоговая политика – довольно сложный, многоаспектный финансово-экономический процесс, который отражает территориальные особенности налоговой деятельности и специфику влияния системы налогообложения на социально-экономическое развитие субъектов Федерации и их финансовое обеспечение. Обеспечение процесса динамического роста экономики Российской Федерации и ее субъектов невозможно без эффективной налоговой политики. Ее формирование – достаточно сложный процесс, который характеризуется значительными противоречиями, связанными, в первую очередь, с несоответствием налоговой нагрузки уровню и задачам экономического развития субъектов Федерации. Такое несоответствие является одной из причин снижения мотивации у региональных органов власти к наращиванию собственной налоговой базы и, соответственно, роста доли трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.
Основные цели региональной налоговой политики в РФ представлены на рис. 1.1.
1.3. Методология оценки налоговых доходов региональных бюджетов
В системе управления налоговыми отношениями и совершенствование налоговой политики важное место следует отводить планированию. Значение этой функции управления в современных условиях возрастает.
Недостаточная теоретико-методологическая проработка и отсутствие концептуального системного подхода к исследованию налогового планирования, недоучет современного состояния экономических субъектов, специфики отдельных видов экономической деятельности, а также направлений деятельности финансовых и налоговых структур свидетельствуют о недостаточном использовании всех возможных резервов для планирования бюджетно-налогового процесса.
Вопросы налогового планирования становятся в современных условиях чрезвычайно актуальными, поскольку достижение максимально возможного уровня налоговых поступлений является важным условием поступательного развития государства.
Направления развития теории налогового планирования получили распространение в работах: Е.С. Вылковой, А.Ю. Деревянко, Г.Л. Поповой, А.Е. Фатеевой, Л.А. Шидаева, Т.В. Щукиной, Л.В. Улыбиной и др.
Механизмы управления и направления эффективного использования налогового потенциала территории являются предметом изучения и анализа в публикациях таких ученых, как В.А. Анисимов, А.А. Зайцева, Ю.С. Зима, Е.В. Наумова, А.А. Пугачев, Е.В. Фединой и др.
Вместе с тем в современной литературе вопросам сочетания налогового планирования и налогового потенциала не уделено должного внимания, поэтому есть необходимость дальнейшего их исследования.
Глава 2. Оптимизация налоговой политики как способ роста налоговых доходов регионального бюджета (на примере волгоградской области)
2.1. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений бюджета Волгоградской области за период 2014-2018 гг.
В целях выявления направлений оптимизации налоговой политики региона, проведем анализ динамики и структуры налоговых поступлений бюджета Волгоградской области за период 2014-2018 гг.
Таблица 2.1 - Динамика налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области за 2014-2018 гг., млн. руб.
В табл. 2.1 представлена динамика налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области за 2014-2018 гг., графически она отображена на рис. 2.1.
Как можно видеть из табл. 2.1, за весь анализируемый период величина налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области выросла на 15565,6 млн. руб. (с 52939,90 млн. руб. в 2014 г. до 68505,50 млн. руб. в 2018 г. Общий темп прироста налоговых доходов регионального бюджета за 2014-2018 гг. составил +29,4%.
2.3. Основные проблемы и направления совершенствования региональной налоговой политики
Региональная налоговая политика является важным инструментом влияния на размещение инновационного и интеллектуального потенциала, экономическое развитие депрессивных регионов. Она должна проводиться с учетом общегосударственных принципов и подходов к реализации налогообложения, а также учитывать особенности развития регионов, различия в их природно-климатических и социально-экономических условиях, наличие пространственных диспропорций в развитии производства, производственной и социальной инфраструктуры, а также исторически сложившуюся специфику производственного развития.
В экономической литературе традиционно факторы, оказывающие влияние на величину налогового потенциала региона группируются как объективные и субъективные, внешние и внутренние, экономические и социальные.
Ю.С. Ермакова выделяет следующие факторы, влияющие на налоговый потенциал региона: эффективность налоговой политики, бюджетная политика, недостатки и разночтения в законодательстве, территориально-экономическое размещение производства, дифференциация плательщиков налогов и судьба уплачиваемых ими налогов в бюджет региона, миграция, качество налогового администрирования, налоговая нагрузка на плательщика налогов, теневая экономика, налоговая культура[1]. Кроме основных факторов на налоговый потенциал региона влияют политические, финансовые, инфляционные, инвестиционные, инновационные, экспортные, трудовые, производственные и другие факторы.
С позиций менеджериального подхода на формирование, использование и расширение налогового потенциала региона, по нашему мнению, оказывает влияние ряд факторов (рис. 2.7).