В России за год не увеличилось количество двухэтажных вагонов нового модельного ряда. При этом РЖД продолжают закупать двухэтажки, но устаревшие – с неудобными верхними полками и без душа. Что еще о состоянии вагонов мы узнали из годового отчета ФПК за 2023 год.
Федеральная пассажирская компания – «дочка» РЖД. Именно этим перевозчиком мы путешествуем, когда едем в серых вагонах с красными буквами РЖД на борту. Каждый год ФПК публикует годовой отчет, из которого можно узнать о состоянии вагонного парка.
На сегодняшний день парк ФПК насчитывает 16349 вагонов. Это почти на 250 вагонов больше, чем годом ранее. Однако еще в 2016 году у ФПК была 21 тысяча вагонов.
Таким образом, количество вагонов у компании увеличилось по сравнению с прошлым годом, но существенно уменьшилось по сравнению с семью года ранее.
В парке ФПК – 7424 купейных вагона. Их средний возраст составляет 18 лет.
Компания располагает также 6795 плацкартными вагонами в возрасте 16,2 года.
Кроме того, у ФПК около 500 сидячих вагонов и столько же СВ.
СВ, кстати, закупаются наименее активно – всего десять штук за 2023 год (при этом было куплено 306 новых купейных вагонов и 209 плацкартных).
Значительная часть вагонов – двухвагонные сцепы с душем модельного ряда «2019». Таких вагонов в парке компании уже 1362. Это хорошие современные вагоны, однако не без недостатков. Например, в купейных вагонах на нижних полках место для вещей занимают сейфы, а матрасы постоянно западают между спальным место и стенкой.
Средний возраст вагонов ФПК составляет 17,4 лет (в прошлом году был – 17,3 года).
Компания владеет 902 двухэтажными вагонами. За год таких вагонов стало на сто больше. ФПК перевозит 12% пассажиров именно двухэтажными вагонами. Они курсируют на 22 маршрутах.
При этом количество вагонов модельного ряда «2020» по сравнению с прошлым годом не изменилось – их осталось 115. Это означает, что в ФПК перестали закупать обновленную модель (с душем, беспроводными зарядками и увеличенным габаритом второго этажа) и вернулись к вагонами прежней модификации.
Интересно, что при этом именно вагоны «2020» для ФПК являются основой имиджа компании. Такие вагоны выставили на выставке «Россия» на ВДНХ, фотографии вагонов «2020» украшают большинство рекламных буклетов компании.
Новые двухэтажные вагоны ходят всего в трех поездах – №31/32 Москва – Орск, №23/24 Москва – Казань и №103/104 Москва – Адлер. Причем в двух последних поездах из новых двухэтажек составлены не все составы.
В 2023-2024 году ФПК активно запускали двухэтажные поезда, однако по факту, как оказалось, они состоят из вагонов старого модельного ряда.
Помимо покупки новых вагонов, ФПК модернизирует старые. К сожалению, количество полюбившихся пассажирам плацкартных вагонов со шторками не увеличивается. Их как было 67, так столько и осталось.
А вот количество модернизированных купейных вагонов на базе немецких «Аммендорфов» растет – в этом году их стало 315. В прошлогоднем отчете в ФПК сообщали о 274 подобных вагонах.
В компании отметили, что кондиционерами оборудовано 90,7% парка вагонов, экологически чистыми туалетами – около 83,8% парка.
Доля пассажиров, путешествующих железнодорожным транспортом, в 2023 году продолжила рост по сравнению с 2021 и 2022 годом. Это связано в первую очередь с закрытием аэропортов юга России.
В 2023 году поездами перевезено 36,9% россиян (57,7% путешествовали самолетами, 5,4% автобусами).
При этом на железной дороге ФПК занимает доминирующее положение. Из 36,9% – 31,9% ехали именно поездами ФПК, 1,7% путешествовали поездами ДОСС РЖД (дирекция скоростного сообщения, обслуживает «Сапсаны» и некоторые «Ласточки»), 2,8% – поездами «Гранд Сервис Экспресса» (крымский перевозчик).
Интересно, что в 2023 году не значительно, но заметно изменилось количество пассажиров, выбирающих для поездок купейные вагоны. Если в 2022 году в купе ездили 33,7%, а в плацкарте – 55,5%, то в 2023 таких пассажиров было 36,7% в купе, а в плацкарте 53% пассажиров.
В ФПК считают, что изменения связаны не столько с заменой одноэтажных поездов с плацкартными вагонами на двухэтажные без плацкартных вагонов, сколько с «изменением транспортной активности населения». Что это значит, не поясняется.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.