5. "Новые времена": или как машины сделали Бродягу серьёзным человеком и революционером!
5-й великий фильм Чаплина с образом "Бродяги". Мой любимый! Не могу сказать, что лучший. Тут есть разночтения. Кому-то нравятся больше "Огни большого города" - вероятно, квинтэссенция стиля Чаплина, самый совершенный его фильм! Кому-то "Золотая лихорадка" - просто лучший фильм Чаплина и, наверное, самая великая комедия в истории! Без всяких аргументов дополнительных. А кому-то нравятся "Новые времена" больше, как мне! Пожалуй, мир делится на 3 эти секты! Ну есть ещё фанаты "Великого диктатора", или" Цирка", но их явно меньшинство...
Так вот. В этом фильме комедии все ещё очень много, но драмы становится намного больше. Только уже не только любовной драмы, но и социальной, практически революционной! "Новые времена" знаменуют собой начало нового этапа в жизни Чаплина, Америки и, возможно, мира. В нем уже есть звуковой эпизод, нетипичный для былого Чаплина. В нем раскрывается природа и судьба нового техногенного века, преодолевшего природу, а вместе с ней и человека! Чаплин тут продолжал "Метрополис" Фрица Ланга. Это что касается технической стороны...
Что касается психологии, тот тут Чаплин уже взрослый и умудренный опытом человек. Для него любовь, как и в "Огнях большого города", уже ответственность, семья, а не просто романтика и красота! Для себя ему много не надо было, даже когда его уволили с фабрики, он мог и бродяжничать, бомжевать с прежним энтузиазмом. Но когда пострадала от политики властей девушка-революционерка, которую он пожалел, а потом и полюбил, то он стал пламеннейшим революционером! А когда уже революция не вполне удалась, то он стал делать все просто ради неё. Ибо и революция была у него борьбой за друга и любовь, а не самоцелью!).
Кроме того следует отметить, что исполнительница главной роли (а потом и главной роли в "Великом диктаторе") одна из самых прекраснейших актрис и женщин в истории вообще, Полетт Годдар, стала возлюбленной и супругой Чаплина! Этот биографический факт тоже отражал, что Чаплин стал намного серьезнее и разборчивее в связях (прежде у него были или романы, или недолгие семейные отношения с героинями!). Да, в итоге их брак тоже не удался, но все же они прожили несколько лет, были очень счастливы, и многое дали друг другу!
Но при этом, любовная и техническая линия все равно не столь уже индивидуальны, как прежде! Они социальны, социологичны, типологичны и снова отражают эпоху и роста капитализма в Америке 20-30 и Великой депрессии и роста коммунистических, пролетарских настроений в мире! Чаплин показывает человека на сломе старого и рождении нового мира (я бы сопоставил этот фильм с "Счастьем" нашего Медведкина, вышедшим чуть ранее и отразившем примерно тоже самое только в Советском строе!).
В целом, "Бродяга" впервые становится серьёзен по настоящему: это уже драма! Но это не отменяет потрясающих юмористических сцен, особенно начале, когда Чаплин работает на фабрике, и чинит машины или работает на них, когда попадает во всевозможные переплеты, от этого ужасного и неуправляемого хаоса в мире машин! Это просто предтеча Терминатора, по антипрогрессивному, антимашинному пафосу...
Но главное все же это любовь! Именно она даёт Чаплину и Полетт Годдар надежду, когда они в конце гордо покидают Большой Город, не справившись с его ужасающей механической пастью). Ибо без любви все - это кимвал звучащий!).
Мой любимый фильм Чаплина). Возможно, из-за моей невероятной любви к Полетт Годдар (она очень похожа на Вивьен Ли и должна была играть Скарлетт ОХару, но это не состоялось из непонятных юридических и брачных казусов с Чаплиным). А возможно, просто любимый).
6. "Великий диктатор"(1940): или как диктатура и война почти закончили образ Бродяги.
Да, это не лучший фильм Чаплина, хотя многими любимый! Главное в нем, конечно, гениальное предсказание, пророчество судьбы Европы и мира. Снимаясь ещё только в процессе событий Гитлера и нацизма, он грозно предсказал, что ничто не остановит эту войну, кроме как добрая воля одного человека... Воля, которой не было в жизни... Которая была лишь в кино!
Вообще, удивительно, как похожи между собой оказались Гитлер и Чаплин. Эти гитлеровские усики Чаплина-Бродяги (появившиеся, за 15-20 лет раньше самого Гитлера во власти!), это нелепое актерское поведение Гитлера, которое мог не заметить только фанатичный идиот! То что они родились оба в апреле 1889 года, а Чаплин был старше всего на 4 дня. То что их детство прошло в нищете и на фоне ужасов Первой мировой. А как гениально Чаплин в фильме обыграл этот травматизм Первой мировой, что цирюльник заболел на голову после участия и ранения в Первой мировой. Ведь и Гитлер писал, что именно из неё он вышел другим человеком, не способным более к добру и миру! И вот из этого двойничества безымянного еврейского цирюльника и диктатора Аденоида Хинкеля, Чаплин и сделал свой пацифистский фильм-памфлет...
Тема гонений на евреев, тема аншлюса Австрии и союза с Муссолини, предчувствие войны, каких только ужасов истории не отразил прямо или
косвенно в этом фильме Чаплин! Кроме того, также важно, что Чаплин отдал все силы, чтобы снять этот фильм вопреки обвинениям правительства в коммунизме и нападках на Гитлера! А когда он его снял, началась Вторая мировая и все уже были готовы носить Чарли на руках...
Но не забыл он и о любви, снова с Полетт Годдар. А к тому моменту их брак уже был на волоске или даже обречён! Но он все-таки любил эту женщину, и, как в "Новых временах", они все также вместе и дружно сражались с нацизмом, с злым обществом, за любовь! Да, по сути концовка, обращение двойника - цирюльника к миру, с миротворческой миссией говорит, что Гитлер мог бы быть простым цирюльником и любить свою Еву Браун, а не убивать людей. Но что-то пошло не так. Возможно, даже и сам Гитлер не при чем... Это просто в природе людей: убивать другу друга!
Биографически же этот фильм, этот финал был обращением к уже далекой супруге - Полетт Годдар, благодарность за любовь, но понимание, что начался новый этап!
Этот фильм знаменовал собой определённый финал образа Бродяги и Чаплина, которого мы все знали как самого великого и известного комика и человека в мире! Война и диктатура, мир грохочущих машин, убили его как личность, сделав таким же как и все, одним из толпы страдальцев от мирового зла. Он потерял в этом мире даже последнюю личную опору - любовь... Но все-таки он отдал всего себя за мир во всем мире, за справедливость, любовь, добро, красоту! Выстраданный реализм победил желаемый юмор и оптимизм! Но разве от этого Чарли перестал быть настоящим?!).
И всё-таки он не умер в этом фильме... На мой взгляд, многие черты Бродяги мы ещё увидим и в "Месье Верду", и в "Огнях рампы" и даже в "Короле в Нью-Йорке". И в знаменитом индийском фильме Раджа Капура "Бродяга". Бродяга просто так не мог умереть! Это просто Чаплин постарел и устал быть в образе. А как бы он не был близок Бродяге, все-таки это некоторого рода маска... Так же как и у Гитлера, его Великий диктатор, возможно, был всего лишь маской, за которой скрывался маленький ребёнок... Джеки Куган, которому не хватило любви! И только Чаплин гениально понял это... И наверное, немножко пожалел даже этого страшного человека...
P. S. Все большие фильмы Чаплина на предмет образа Бродяги я ещё не проанализировал, вот и думаю добавить и сделать третью часть!
________________________________________________
А вот тут можно найти первую часть моей статьи о развитии образа Бродяги Чаплина. И продолжение - 3 часть!