Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Итальянский "кинотовар на все вкусы (кроме хорошего)"

"В расчете главным образом на подростков... создаются приключенческие фильмы, сдоб­ренные некоторой дозой се*са и жестокости, убогие по сюжету и мысли, снятые, видимо, в рекордно короткие сроки".

Читаем фрагменты старой статьи киноведа Георгия Богемского (1920-1995), опубликованной в 1985 году:

"Мы сосредоточили внимание на трех основных направ­лениях, по которым коммерческое кинозрелище ведет наступление на душу и кошелек итальянского зрителя.

Но буржуазная «массовая культура» стремится к всеобъем­лющему охвату своих потребителей: коммерческое кино, хотя и в несравненно меньших масштабах, производит и продукцию других типов и жанров, рассчитанных на лю­бой возраст и вкус.

Так, для тех, кому не по душе грубый се*с и жесто­кости, главным образом для женской половины зрительно­го зала, изготовляются сентиментальные мелодрамы (о «Чемпионе» мы уже упоминали),например «Угасание люб­ви» режиссера Энрико Мария Салерно или проникший в наш прокат не менее слезоточивый итало-французский фильм «Посвящается Стелле» (режиссер Луиджи Коцци).

В расчете главным образом на подростков, вместо практически отсутствующего в Италии детского и юно­шеского кино, создаются приключенческие фильмы, сдоб­ренные некоторой дозой се*са и жестокости, убогие по сюжету и мысли, снятые, видимо, в рекордно короткие сроки.

Тут обязателен элемент загадочности, а также экзо­тический фон, на котором происходит действие.

-2

Назовем хотя бы два: «Человек ядовитее кобры» Тони Де Карло и «Остров людей-рыб» Серджо Мартино.

Ядовитее кобры к концу фильма, действие которого проис­ходит в Африке, оказывается красивая, но жадная и ко­варная женщина, убивающая всех, кто стоит на ее пути.

Остров людей-рыб очень напоминает «Остров доктора Моро» Г. Уэллса, а также и «Человека-амфибию» А. Беля­ева: некий жестокий и полубезумный профессор выводит жуткие существа — полулюдей-полурыб, которые должны ему помочь добыть сокровища из затонувшего древнего города.

-3

В этих фильмах — и многих других им подобных — уже содержатся некоторые элементы, полностью развившиеся в «фильмах ужасов».

В минуту жизни трудную итальянское коммерческое кино всегда вспоминает, что итальянцы — народ музыкальный, или, во всяком случае, таковыми их считают за границей. И нынешний кризис кино «страны солнца и пе­сен» породил длинный ряд музыкальных, а точнее — тан­цевальных лент, предназначенных для молодежи, а также и для тех, кому ныне за тридцать и кто ностальгически вспоминает юность, когда отплясывал рок-н-ролл.

Как быстро идет время! Теперь и фильмы о роке уже отно­сятся к стилю «ретро». Именно вновь вошедшему в моду этому акробатическому танцу посвящены многие из музы­кальных фильмов.

Тут и «Бриллиантиновый рок» (или «Безумный диск») Тарантини, и просто «Рок-н-ролл» До Сити, и другие жизнерадостные ленты с лихо пляшущими рок парнями и девушками, виртуозными и пластичными, но,— увы! — совсем беспомощные по сюжету, с убогими диалогами, пошлыми остротами.

То же относится и к дру­гим музыкальным фильмам — «Саксофону», ленте об эстрадном певце Аллане Сорренти «Дитя звезд», «Чарль­стону», «Ребятам из дискотеки» и многим другим... имени им несть числа.

Не забыт коммерческим кино и привлекающий моло­дежь спорт. Но спортивные фильмы — и это весьма харак­терно для кино «массовой культуры» — делают ставку лишь на моменты опасности и жестокости: почти все они об авто- и мотогонках, кончающихся трагическим исходом.

Один из таких фильмов попал и в наш прокат. Зрители сами могут судить по нему обо всем «жанре» в целом — это достаточно характерный пример современного италь­янского коммерческого кино.

Мы имеем в виду фильм «Гонки в Африке, или 6000 километров страха». ...

У режиссера фамилия (или псевдоним?), как во­дится, на англо-американский манер — Альберт Томас. В главных ролях — итало-америкапец Джо Д’Алессандро и итало-француз Марсель Бодзуффи. ...

В картине есть чуточку се*са, ка­пелька экзотики, один-два случая рукоприкладства, две ужасные аварии с человеческими жертвами, но больше всего грохота моторов и визга тормозов, от которых у зри­теля голова болит еще больше, чем от плоскости сюжета, диалогов, режиссуры.

Падение художественного уровня итальянской кино­продукции в целом — факт объективный, и не случайно зрители последнее время удивляются, почему так редки в нашем прокате серьезные и добротные итальянские филь­мы и откуда берутся ремесленные поделки типа «6000 ки­лометров страха». Страх в итальянском кино всеобъем­лющ — он проник и в название даже этой "спортивной" ленты.

Если посмотреть на то, что делают сейчас некоторые видные мастера итальянского кино, то может создаться впечатление, будто массированному, хорошо организован­ному тотальному наступлению «массовой культуры», ее идеологии и продукции, ничего, или почти ничего, в Ита­лии не противостоит.

Многие «серьезные» режиссеры слов­но стоят в стороне от жгучих проблем современности, уступают поле боя без боя.

Таков, например, последний фильм умершего Элио Петри «Хорошие известия» — мрач­ный рассказ о человеке, доведенном до полубезумия теле­видением. ...

О Джулиано Монтальдо мы уже говорили — он снял телесериал о Марко Поло.

Постановщик другого социального фильма, «Дерево для деревянных башмаков», Эрманно Ольми снял «Шли они, шли» на евангельские мотивы.

Марко Белоккио в своем «Прыжке в пустоту» живопи­сует патологические отношения любви-ненависти между братом и сестрой, возвращая зрителя в атмосферу своего нашумевшего пятнадцать лет назад фильма «Кулаки в кармане», но в его нынешней работе социальные мотивы и бунтарский дух начисто отсутствуют.

Черным пессимизмом проникнуты фильмы Марко Феррери.

Список этот можно продолжить.

В своем горьком, ироническом и самокритичном фильме «Терраса» Этторе Ско­ла как раз констатирует этот некоторый спад в накале гражданственности, всегда отличавшей передовое италь­янское кино, некоторую пассивность, примиренчество, усталость в рядах творческой интеллигенции, с одной сто­роны, и безраздельные торжество средств буржуазной массовой коммуникации — с другой.

Однако впечатление, что спад, застой, кризис в италь­янском кино в целом носят всеобщий характер, был бы не­верен. Такой вывод был бы и несправедлив и преждевре­менен.

Пусть немногие, но яркие и смелые произведения убедительно свидетельствуют, что как коммерциализация итальянского кино, так и настроения отчаяния или эска­пизма охватили далеко не всех.

Борьба между буржуаз­ным коммерческим кинозрелищем и «серьезным» кино — подлинно художественным и «ангажированным» — про­должается.

Это такие фильмы, достойно развивающие тра­диции прогрессивного направления политического кино, как «Христос остановился в Эболи» и «Три брата» Фран­ческо Рози, «Терраса» и «Новый мир» Этторе Сколы, «Сан-Бабила: восемь часов вечера» и «Фонтамара» Карло Лидзани, «Огро» («Чудовище») Джилло Понтекорво и «Панагулис жив» Джузелпе Феррары, «Трагедия смешного человека» Бернардо Бертолуччи, «Отец-хозяин» и «Ночь св. Лаврентия» Паоло и Витторио Тавшши, это последние фильмы Федерико Феллини — «Амаркорд», «Репетиция оркестра», «А корабль плывет».

Активные попытки противостоять натиску кинозрели­ща предпринимаются и, так сказать, «изнутри», в самых считающихся «легкими» жанрах.

Назовем хотя бы коме­дию Дино Ризи «Дорогой папа», затрагивающую животре­пещущую тему терроризма, или политические детективы Дамиаио Дамиана «Я боюсь», «Человек на коленях», «Предупреждение», обличающие мафию и фашистских заговорщиков.

Появление таких создающихся в трудных условиях благородных и гуманных лент позволяет надеяться, что», как и в прошлом, в лучших из итальянских фильмов бу­дет звучать уважение к простому человеку, волнение за его судьбу, критическое отношение к действительности, неприятие жестокости, войны, фашизма. Что в них не бу­дет успокоенности, стремления уйти от сложностей жизни, но и экзальтации, апокалипсических ужасов, цепенящего страха перед настоящим и будущим" (Богемский, 1985).

Богемский Г. Кинозрелище берет реванш (коммерческое кино Италии) // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 9. М.: Искусство, 1985. С. 87-111.