Только представьте. У вас есть деньги, чтобы купить авто или телевизор. Но купить его вы не можете. Чтобы стать счастливым обладателем “голубого экрана”, вам нужно отстоять в очереди 2, а то и 3 года. Ведь перед вами еще 80 тысяч таких же желающих. Таков был дефицит в Советском Союзе.
Из-за этого явления в Москве появился настоящий черный рынок товаров, наличие которого власти, конечно отрицали. На этом подпольном рынке можно было приобрести почти все, что считалось дефицитным. Но там, где что-то реализуется подпольно, возникает благодатная почва для различных махинаций и обмана. Где замешаны большие теневые деньги, там и до гибели людей недалеко. Поэтому, то, что случилось в Южном порту в 80-е годы на авторынке, было прогнозируемо…
Авторынок с плохой славой
Свободно продать и купить авто в Союзе можно было только на комиссионном авторынке. Машины там, несмотря на то что были подержанными, стоили значительно дороже новинок отечественного автопрома. Вокруг таких мест ходила плохая слава. Там постоянно приключались криминальные истории.
Однажды на авторынок в Южном порту столицы приехала пара из Воркуты. Там они познакомились с одним дельцом, который сделал им сказочное предложение. Делец рассказал, что его друг служил в Афганистане, потом вернулся, купил ГАЗ-24, а теперь ему снова нужно уезжать, и он продает машину всего за 15 тысяч рублей.
Тогда “Волга” с рук стоила значительно дороже. Поэтому супруги из Воркуты сразу уцепились за сказочную возможность. Тут же к ним подошел друг дельца весь в орденах и предложил быстро оформить сделку, если супруги отдадут ему деньги сразу. “Афганец” в обмен на деньги оставил супружеской паре свой дипломат с “секретными документами”. Наивные люди отдали деньги. Ведь советский военный обмануть не может! Когда они поняли, что их обманули, они открыли дипломат. А в нем вместо секретных документов была макулатура.
Спустя неделю в Ленинграде было совершено аналогичное преступление. В чемодане с секретными документами на этот раз были выкройки из журнала, размеченные карандашом. Эксперты установили, что в первом случае для имитации секретных чертежей использовался тот же карандаш, что и во втором случае. Этому делу дали кодовое название “Афганцы”. И “шестеренки” правосудия завертелись.
Угоны, мошенники и куча потерпевших
Если раньше преступники, что обманывали доверчивых граждан при покупке авто, представлялись майорами, то потом, будто издеваясь над органами, они стали представляться подполковниками ВВС. И даже форму соответствующую купили по липовым документам.
Те мужчины, что действительно прошли Афган, слышали об этих дельцах и горели праведным гневом. Попадись они им, разорвали бы на месте.
Но одного праведного гнева за то, что преступники представлялись “Афганцами”, было мало, чтобы их изловить. Пока автомошенники действовали в Москве и Северной столице, милиционеры проводили там рейды. Спекулянтам это сильно мешало работать. Они и сами были бы рады сдать “афганцев”, но не знали, кто они.
Хотя один опытный спекулянт, который курировал на авторынке инвалидов, продававших запчасти подпольно, помог следствию. Он описал несколько новых способов, которые могут использовать автомошенники. Например, указал, что они никогда не будут вести разговоры с покупателями на самом рынке, а уведут их в тихий двор, где грамотно обработают. Это наставление от Кузьмича потом подтвердилось на практике.
Тогда было решено ловить мошенников на живца. Сотрудники милиции под видом покупателей бродили по авторынкам, сами вступали в разговоры с продавцами и внимательно присматривались к тому, что происходило вокруг. Но это не дало результата.
Между тем, мошенники занимались так называемым чередованием. Они “работали” то в Ленинграде, то в Москве, не проводя нигде больше месяца.
Пока ловили этих бандитов, в столице и в Ленинграде случилась новая напасть: прошла серия автоугонов. Машины крали из тихих дворов, с оживленных улиц и перед крупными магазинами. Потерять авто в советское время для простого гражданина было целой драмой. Еще хуже было то, что вместе с автомобилями пропадали ценные вещи: мешки с картошкой, которой планировали кормить семью целую зиму, редкие инструменты, которые заботливо хранили в багажнике за импровизированной шторкой.
Кстати, эту шторку в багажнике автомошенники впоследствии стали использовать в своих махинациях. Они под присмотром покупателя укладывали портфель с деньгами в багажник авто. Затем приглашали покупателя в салон и ехали вместе с ним переоформлять машину. Не доезжая до нужного места, их машина якобы ломалась. Затем могло быть два варианта событий. Первый — это подмена денег в портфеле. А второй — это грубый отъем денежных знаков и оставление горемычного покупателя на обочине.
При очередной “поломке” авто один покупатель отказался отходить от машины за запчастями без своих денег. Тогда преступники просто отдали ему портфель и быстро уехали. Мужчина понял, что здесь что-то не так. Ведь машина только что была “сломана”. Тогда он заглянул в портфель, а там вместо денег лежала бумага. На счастье этого гражданина мимо него ехал патруль. Мужчина рассказал милиционерам о том, как его обманули. И началась погоня за авто злоумышленников. Но догнать их не удалось.
Как же этот гражданин остался без денег? Все было довольно просто. За шторкой в багажнике автомошенники прятали своего худенького и маленького подельника. Пока они вместе с покупателем ехали переоформлять машину, этот “мальчик” менял настоящие купюры на бумагу. Ловкость рук, и ничего больше!
Когда хитроумных дельцов все же поймали, в багажнике авто оперативники действительно обнаружили паренька небольшого роста за шторкой. Одним обманутым гражданам повезло. Их обидчики были наказаны. А вот другие, кто ходил на опознание, утверждали, что их ограбили совсем другие люди. Получалось, что в столице орудовали сразу две банды автомошенников? Да еще и угонщики имелись в наличии. Милиция сбивалась с ног…
Все взаимосвязано
Пока фальшивые “афганцы” разгуливали на свободе, оперативники поймали банду автоугонщиков. Все угонщики были родом из Ногинска. Один из угонщиков трудился шофером на Моспочтамте и на служебном авто высматривал подходящие для угона машины.
На угнанных автомобилях угонщики перебивали номера кузовов и двигателей. А потом продавали их в Южные республики подальше от столицы.
После поимки автоугонщиков милиционеры снова сосредоточились на “афганцах”. К милиционерам обратился мужчина, который утверждал, что деньги, отложенные на ГАЗ-24, у него похитил работник райисполкома. Удивительное дело, как такой высокопоставленный человек мог решиться на подобное?
Пострадавший рассказал, что посредник привел его в прямо в здание райисполкома. Там из кабинета вышел “большой начальник” и начал шикать на посредника и покупателя, чтобы они не позорили его на работе. Потом “большой начальник” договорился с покупателем о встрече в ближайшем сквере. А дальше злоумышленники действовали по обкатанной схеме.
Затем они также обманули гражданина в Ленинграде. Один из преступников представился врачом, а второй назвался его другом. Затем другой ленинградец был втянут в лотерейную авантюру.
Призы денежно-вещевой лотереи в Союзе были желанной добычей. Машинка “Фея”, фотоаппарат “Зенит”, автомобиль, наконец, желали выиграть и партийные работники, и рабочие на заводе. Таблицы с выигрышными номерами и наименованием призов печатали в газетах. Призы отдавали честно, без обмана.
Некий Мартын Петрович познакомился с дельцом, желавшим продать выигрышный лотерейный билет. Согласно этому билету, человек, который обращался за призом, получал автомобиль. Свой автомобиль у дельца уже якобы имелся, поэтому он хотел бы выручить за билет деньги. И Мартын Петрович обрадовался возможности приобрести новый автомобиль по сниженной цене. Ему автомошенники даже газету показали, по которой можно было сравнить номер билета и выигрыша.
Отдав крупную сумму и получив “счастливый” билетик, Мартын Петрович отправился получать авто. Конечно, его билет оказался поддельным.
В милиции Мартыну Петровичу стали показывать фотографии рецидивистов, особо не надеясь на успех. Но мужчина вдруг подпрыгнул на стуле и указал на некоего Барбашова. Этот человек был опытным вором.
О том, что автомошенники были гастролерами, сыщики догадывались давно. Ниточки из разных городов вели в Краснодар. Мошенников накрыли, когда они разрабатывали очередной план обмана доверчивых граждан. А потом изловили и их подельников.
Все они получили по 5-6 лет с конфискацией. А затем еще долго выплачивали пострадавшим их деньги. Некоторые считают, что автокидалы были порождением дефицита. Но и сегодня угоны автомобилей продолжаются. Хотя никакого дефицита и в помине нет…