Найти в Дзене

Дипломная работа: "Реализация государственной социальной политики на уровне субъекта федерации (на примере Волгоградской области).

Оглавление

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Социальная сфера как важнейшее направление государственной политики

1.2. Стратегия и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Принципы и направления региональной социальной политики

2.2. Институциональная основа и механизм реализации социальной политики в Волгоградской области

Заключение

Список использованных источников и литературы

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

Введение

Актуальность дипломной работы. Под социальной политикой в российской науке принято понимать «систему конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. С помощью социальной политики государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает благоприятные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем»[1].

Государство путем реализации социальной политики регулирует социальные процессы в обществе, формирование социальных отношений между его членами, осуществляет социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечивает рост их благосостояния и качества жизни.

Социальная политика представляет собою многогранный процесс и структурно сложное явление. Она охватывает систему взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества. Ее центром, конечной целью является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Актуальность темы исследования обусловлена проблемой поиска современными государствами оптимальных моделей социальной политики, которые бы гарантировали им социальную и политическую стабильность и предсказуемость развития. В условиях экономического спада социальная сфера становится уязвимой, в результате чего возникший социальный кризис легко может перерасти в политический. В отечественных условиях перед государством встаёт дилемма - усиливать контроль над экономической и политической сферой для стабилизации социальной сферы или брать курс на либерализацию: оба варианта возможны, и ни один из них не гарантирует успех. Для зарубежных стран так же стоит проблема сохранения прежнего уровня социальных гарантий в условиях кризиса еврозоны и отсутствия экономического роста.

В данном контексте ключевой точкой взаимодействия гражданского общества и государства является область социальной политики. Социальная политика государства является одновременно основным содержанием и целью работы правительства. Политическая власть оказывается легитимной в том случае, если она способствует сохранению и повышению уровня жизни общества, решению социальных проблем.

Вопросы социального неравенства и обеспечения государством определённого уровня жизни населения, то есть некоторые аспекты современной социальной политики поднимались ещё античными философами, такими как Платон, Аристотель. В эпоху Нового времени различные философы, такие как Д. Локк, Г. Гегель, П.Ж. Прудон, К. Маркс исследовали социальные функции государства. Лоренцом фон Штайном, в 1850 году было введено понятие «социальная политика».

Проблематика современной отечественной социальной политики разрабатывалась такими авторами, как Ф.Э. Бурджалов, П.К. Гончаров, В.Гутник, Л.С. Мамут, М.И. Меланьин, Р. Нуреев, В.Д. Роик, С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина, А.Н. Аверин, Т.И. Заславская, А.Ю. Шевяков, И. Михалев, И.А. Григорьева, П. Романов и Е. Смирнова-Ярская, В.А. Торлопов, Н.А. Волгин, В.Н. Ярская, Л.И. Якобсон, А.Я. Рубинштейн, О.И. Шкаратан.

К современным зарубежным исследователям проблематики социального вопроса, перераспределения и социального государства можно отнести Г. Бэкера, Й. Брехбюля, К. Буша, Х.Й. Буркхардта, Б. Грелля и К. Ламмерта, М. Хенкеля, С. Хилгера, М. Кнута, С. Лайбера, Р. Минас, С. Грос, Х. Нолль и С. Вайк, М. Опиелку, Ф. Ошмианскии Й. Кюля, Н. Потрафке, Т. Шустера.

Объектом исследования является государственная социальная политика современной России.

Предметом исследования является региональный компонент государственной социальной политики на примере Волгоградской области.

Поскольку в рамках бакалаврской работы невозможно охватить весь спектр отношений, связанных с реализацией социальной политики в Волгоградской области, то автором решено остановиться на трех, по его мнению, одних из наиболее первостепенных сфер. Таким сферами являются здравоохранение, образование и непосредственно социальная помощь населению.

Целью дипломной работы является характеристика процесса реализации государственной социальной политики в регионах на примере Волгоградской области и последующая выработка рекомендаций по оптимизации регионального компонента социальной политики. Названная цель обусловила следующие задачи исследования:

- охарактеризовать социальную сферу как важнейший компонент жизни общества;

- проанализировать сущность понятий «социальная политика» и «социальное государство»;

- рассмотреть стратегию и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе;

- изучить теоретические основы и принципы региональной социальной политики, а также выявить проблемы в определении направлений и приоритетов государственной социальной политики на региональном уровне;

- охарактеризовать институциональную основу реализации социальной политики в Волгоградской области;

- рассмотреть содержание социальной политики в Волгоградском регионе на примере отдельных сфер (здравоохранение, образование, социальная поддержка);

- предложить рекомендации по оптимизации региональной социальной политики.

Методологическую основу исследования составили диалектический, структурно-функциональный, социологический, институциональный метод, системный метод.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных ученых, исследующих вопросы социальной политики на различных уровнях ее реализации.

Эмпирическую базу исследования составляют: нормативно-правовые акты, официальные документы, государственные и региональные программы в социальной сфере, статистические данные в области демографии и социально-экономических отношений, статистические данные, а так же материалы, носящие справочный характер.

По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к сущности государственной социальной политики

1.1. Социальная сфера как важнейшее направление государственной политики

Социальная политика реализуется через определенную систему социальных институтов, финансовых и правовых механизмов, управленческих структур. Все перечисленное представляет собой особую социальную сферу общества и совокупность отраслей социального комплекса.

Социальная сфера вбирает в себя все, непосредственно касающееся человека в процессе его совместной с другими людьми жизнедеятельности, - вопросы положения и места в обществе, условий и образа его жизни, формирования и реализации его разнообразных жизненных потребностей и способностей, развития личности.

Социальная сфера - это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их социального статуса, равенства или неравенства в обществе.

Можно ли написать курсовую работу с помощью нейросети? Как не получить предупреждение в системе Антиплагиат Вуз - ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ. Статья. Читать.

Важнейший элемент социальной сферы - социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.

Другой элемент социальной сферы - условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие для них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения по удовлетворению своих жизненных потребностей.

Понятие «социальная сфера» можно трактовать в двух аспектах:

- как определенную сферу общественной системы,

- как совокупность отраслей народного хозяйства, а также отраслей государственного и муниципального управления.

Социально-политические отношения существуют как общественная форма всех хозяйственных, культурных, потребительских процессов. В некоторых отраслях хозяйства и сферах отношений значение социально-политических отношений особенно существенно. Такими сферами являются:

- комплекс отраслей социального хозяйства,

- социально-трудовая сфера.

Социальное хозяйство - это комплекс отраслей народного хозяйства страны, сектор реальной экономики, производящий вещные блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечения населения как народа с собственной культурой трудовой, семейно-бытовой, досуговой жизнедеятельности, с привычным уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями. Существуют различные наименования для отраслей, составляющих социальное хозяйство, - непроизводственная или социальная сфера. Отрасли социальной сферы:

- просвещение и образование,

- культура,

- здравоохранение,

- жилищное и коммунальное хозяйство,

- санаторно-курортный, оздоровительный и туристический комплекс,

- физкультура и спорт,

- социальная защита и др.

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Принципы и направления региональной социальной политики

Из-за значительных различий в природных, демографических, экономических и других условиях исключительно важное значение имеет локализация федеральной социальной политики на региональном уровне и ее гармонизация с социальной политикой регионов, реализуемой региональными властями в соответствии с закрепленными за ними полномочиями в этой сфере и за счет собственных средств. Повышение роли региональной социальной политики определяется дифференциацией и тенденциями, про­исходящими в регионах, такими как усиление этнонациональных процессов и настроений в регионах или усиление асимметрии экономического разви­тия, необходимостью учета специфических региональных особенностей, в том числе, различных начальных (стартовых) условий при реорганизации социальной сферы в регионах, несовершенством системы разграничения полномочий, социально-политической нестабильностью в отдельных ре­гионах, неравномерным влиянием мирового экономического кризиса на различные регионы.

На сегодняшний день теоретические основы региональной социальной политики, ее целевая база и методология исследованы недостаточно.

С учетом того, что в последние годы все больше полномочий в сфере социальной политики передается на уровень субъектов РФ, можно сделать вывод о том, что реализация региональной социальной политики является одной из важнейших задач органов управления субъектов РФ.

Региональная социальная политика, с одной стороны, не должна являться изолированным направлением деятельности органов власти субъектов РФ и социальных институтов, а с другой - должна формироваться и реализовываться как самостоятельное направление региональной политики, обеспе­чивая тем самым императив учета интересов населения, и обеспечивая в перспективе сбалансированное региональное социальное развитие. На основании всего вышесказанного можно утверждать, что «региональная социальная политика может рассматриваться как сочетание региональной лока­лизации федеральной социальной политики (с учетом региональной специ­фики) и сферы самостоятельной региональной политики, ориентированной на достижение сбалансированного социального развития мерами, состав­ляющими компетенцию региональных органов управления»

Таблица 2.1. Функции региональной социальной политики
Таблица 2.1. Функции региональной социальной политики

1. Целенаправленность - необходимость в процессе разработки и реа­лизации региональной социальной политики создания обоснован­ного с позиции научности и оптимальности целевого блока, опре­деляющего во времени качественные и количественные параметры результатов социального развития. Причем, региональная социаль­ная политика должна иметь свою собственную, не совпадающую с другими видами политик, целевую базу, отвечающую приоритетам социального развития.

2. Комплексность - необходимость в процессе формирования регио­нальной социальной политики разработки и оценки принимаемых решений и реализуемых мероприятий с учетом экономических, по­литических и других условий.

3. Непрерывность и своевременность - постоянство деятельности ин­ститутов (органов власти, общественных организаций) в процессах формирования и реализации региональной социальной политики, организация непрерывного контроля, в том числе общественного, а также проведение промежуточной и итоговой оценки для своевре­менной корректировки политики.

4. Перспективность - долгосрочность и стратегическая направлен­ность мер и решений в рамках региональной социальной политики.

5. Мультипликативность - ориентация при формировании и реализа­ции региональной социальной политики на увеличение возника­ющих позитивных и снижение негативных эффектов.

6. Превентивность - необходимость в рамках формирования и реали­зации региональной социальной политики разработки комплекса мер по оценке возможных рисков и по предупреждению возможно­сти неэффективности управления процессами регионального соци­ального развития.

-3