Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
1.1. Подходы к исследованию профессионального выгорания и его психологической диагностике
1.2 Предпосылки возникновения профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий
2.1 Описание исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
2.3 Рекомендации по психопрофилактике профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы . В последнее время синдрому профессионального (эмоционального) выгорания в научной литературе уделяется все больше внимания. Теоретический интерес к этой теме связан с широким распространением эмоционального выгорания в работе специалистов разных профессий. Наибольшее влияние синдром профессионального (эмоционального) выгорания оказывает на работу специалистов «помогающих профессий». Такие специалисты как врачи, психологи, психотерапевты, консультанты, сотрудники органов социальной помощи, по долгу службы постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, и оказывающиеся в большей или меньшей степени вовлеченными в них, находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости.
Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий от выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема профессионального (эмоционального) выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.
Объект работы: профессиональное выгорание.
Предмет работы: профессиональное выгорание в работе специалистов помогающих профессий.
Цель дипломной работы: определить уровень профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий.
Задачи:
1) на основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть подходы к исследованию профессионального выгорания и его психологической диагностике у специалистов помогающих профессий;
2) изучить предпосылки возникновения профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий;
3) провести эмпирический анализ профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий;
4) на основе полученных предложить рекомендаций по психопрофилактике.
Гипотеза: специалисты помогающих профессий склонны к риску профессионального выгорания, что связанно с их подверженностью тревожности, эмоциональному истощению в профессиональной деятельности и личностными особенностями (фрустрация, агрессия, ригидность).
Методологическую основу исследования составили Теоретические положения профессионального выгорания H. J. Freundenberger, S. T .Meier, М. Лейтер, С. Джексон, Л. А. Китаева-Смык, Б. Пельман, Е. Хартман, В. Шауфели, Э. Пайнс, К. Уолтер, Е. С. Старченкова, Б. Махер и др.; дефиниция А. А. Рукавишникова, динамическая фазовая модель Р. Т. Голембиевского, Р. Ф. Голембиевского, трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексон, концепция М. Буриша.
Метод исследования: теоретические – анализ источников и литературы; эмпирические – опрос, наблюдение, тестирование (Методика профессионального выгорания К. Маслач; Методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка;Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова), корреляционный анализ.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке выявить взаимосвязь между эмоциональным истощением, самооценкой психических состояний и уровнем тревожности специалистов помогающих профессий, с целью определения степени влияния на уровень профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий.
Практическая значимость работы результаты методики могут быть применены на практике в сфере помогающих профессий.
Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 30 наименований, приложения. Общий объем работы составил 59 страниц.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
1.1. Подходы к исследованию профессионального выгорания и его психологической диагностике
В настоящее время наука все чаще обращается к проблеме влияния профессиональной деятельности на личность специалиста с целью более детального изучения разнообразных аспектов личностной деформации. Особенно это касается лиц коммуникативных профессий, то есть профессий системы «человек — человек»: всех категорий руководителей, медицинских работников, педагогов, менеджеров, консультирующих психологов, учителей, воспитателей детских домов, представителей различных профессий сферы сервиса, полицейских и др. Лица, работающие в сфере охраны психического здоровья (психиатры, психотерапевты, медицинские психологи, логопеды, педагоги дефектологи, социальные работники, средний и младший медицинский персонал), в наибольшей степени подвержены профессиональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность связана не только с большим количеством контактов с людьми, но и с особенностями этих контактов и отношений.
В 1974 году американский психиатр H.J.Freundenberger для описания психологического состояния у волонтеров служб психического здоровья, проявляющегося в виде истощения, разочарования и отказа от работы, впервые применил термин «синдром сгорания сотрудников» («staffburn-outsyndrome»). Такой синдром он определил как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам». Эта концепция вызвала большой интерес, обусловленный чрезвычайной актуальностью проблемы для специалистов помогающих и коммуникативных профессий [Freudenberger 1974а].
Данный феномен изучается почти тридцать лет, опубликовано много трудов на эту тему, но единого определения синдрома выгорания до сих пор не существует. S.T.Meier (1983) определял его как «состояние, в котором человек не имеет ожиданий вознаграждения от выполняемой работы, но напротив — ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации, контролируемых результатов или недостаточной компетенции». Некоторые авторы не расценивают «выгорание» как новый клинический феномен, а считают его во многом совпадающим с так называемым «вторичным травматическим стрессом» [25].
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий
2.1. Описание исследования
Для проверки данной гипотезы было организованно и проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 30 специалистов помогающих профессий, а именно: врачи, психологи, социальные работники. Выборка составила 30 человек, имеющих стаж от 5 до 15 лет (средний возраст 40-50 лет), из которых 25 женщины и 5 мужчины. Обработка результатов исследования производилась с помощью программы «Microsoft Excel».
Для изучения индивидуально-психологических особенностей специалистов помогающих профессий применялись следующие методики: опросник профессионального выгорания (К. Маслач), личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова), самооценка психических состояний (Г. Айзенк).
Опросник выгорания К. Маслач состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
· «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
· «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Методика профессионального выгорания К. Маслач. В результате обработки ответов респондентов на опросник было получено процентное распределение по степени выраженности (низкий, средний и высокий уровни) выгорания специалистов помогающих профессий на «Эмоциональное истощение», «деперсонализацию», «редукцию личностных достижений». Полученное распределение представлено в табл. 2.
Выводы по второй главе
По методике профессионального выгорания (К. Маслач) представленные в таблице данные, свидетельствуют о том, что для наибольшего количества респондентов характерна средняя выраженность симптоматики эмоционального истощения, высокая выраженность деперсонализации и редукции личностных достижений. По самооценке психических состояний (Г. Айзенк) представленные в таблице данные, свидетельствуют о том средней выраженности фрустрации. Анализ данных показывает равную (среднюю и низкую) степень выраженности агрессии. Также у респондентов выявлена средняя выраженность ригидности. По методика измерения уровня тревожности (Дж.Тейлор) представленные в таблице данные, свидетельствуют о средней выраженности фрустрации у респондентов.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.