Варианты названий: The Rebel Princess / The Monarch Industry / 上陽賦 / Shang Yang Fu / Империя монарха / Мятежная принцесса / Непокорная принцесса
Страна: Китай
Продолжительность: 68 серий по 45 минут
Сюжет: Ван Сюань (А'Ву) - юная принцесса Шанъян, выросшая при дворце в атмосфере любви и обожания. Ее заветная мечта - быть с 3-им принцем Цзы Даном, сыном наложницы. Но по праву рождения девушке уготовано стать женой наследного принца. А'Ву и Цзы Дан любят друг друга и даже добиваются согласия императора на брак. Однако в результате дворцовых интриг А'Ву приходится выйти за низкородного генерала Сяо Ци и осознать, что для высокородных родственников она - не более чем пешка в политических играх. А'Ву и ее муж, которому женитьба тоже была навязана, не согласны мириться с такой ролью...
Отношения с этой дорамой у меня изначально сложились сложные. Прежде всего неприятно удивил кастинг. Актрисе Чжан Цзы И на момент съемок было 42 года, а играет она едва достигшую совершеннолетия девушку. Как говорится, молодая была не молода... Сяо Ци тоже с каким-то пухлым личиком, плохо вяжущимся с образом прославленного генерала. Три принца также значительно старше своих персонажей, по сюжету росших вместе с А'Ву. А между тем актерам от 36 до 39 лет. Я, конечно, хотела посмотреть дораму без подростков в главных ролях, но тут прямо мискаст. Да и мужчин-красавцев поначалу - острая сердечная недостаточность. Несколько серий просто привыкала к подобному диссонансу, пока игра не заслонила возраст. А там уж и по сюжету герои повзрослели (ох уж эти бородки, призванные показать, что "прошло n лет").
Пожалуй, только с 4-й серии сюжет увлек. И - наскучил, и снова увлек - и вновь наскучил... На протяжении всей дорамы неоднократно возникало желание бросить. Да, местами было захватывающе. Но нередко действие заметно провисало. Хватило и избитых приемов с похищениями, любовными зельями, стоянием на коленях в дождь и т.п. Думается, можно было бы безболезненно сократить хронометраж серий на 10. А рыданий героев - литров на 5. И да, вырезать начисто гомерический злодейских смех в лучших традициях Диснея. Второй принц вам не Урсула.
В целом же повествование плавное, неспешное, много времени уделено психологии героев. Характеры проработаны, вопросов к сценаристам почти нет. Правда, тут опять в главную героиню влюбляются все подряд. Однако сюжетно это вполне обоснованно: принцесса Шанъян - и впрямь выдающаяся по уму и красоте женщина. Забавно, что как раз на сердце Сяо Ци претенденток нет, только на руку. Но надо сказать, довольно быстро игра актера делает чудеса: он уже кажется весьма привлекательным.
Еще после аннотации заинтересовало, как покажут переход героини от первой влюбленности в принца к зрелым чувствам к мужу. Получилось почти безупречно, а Сяо Ци просто покорил проявленным по отношению к жене сочетанием нежности и твердости. Генерал ведет себя очень красиво: вежливо и предупредительно, но уверенно и властно. Не прогибается, настаивает на своем, постепенно расширяя зону влияния. Сближение супругов - одно из самых интересных мест в дораме. Правда, на мой взгляд, зря упростили героине задачу по "забыванию" - 3-й принц несколько раз повел себя как дурак. Кстати говоря, играет его Тони Ян, сыгравший 4-его принца в "Поразительное на каждом шагу: эпоха любви".
Вообще главные герои получились на "отлично", пусть и не без толики мэрисьюшности и имбовости. Очень интересно наблюдать, как они выкручиваются из трудных и даже безвыходных ситуаций. А главное - доверяют друг другу. Кажется, именно на взаимном доверии и основана непобедимость А'Ву и Сяо Ци: поодиночке их давно бы уничтожили. А вредят паре, по незнанию, иногда даже горячо преданные люди.
А'Ву показана великолепно: сильная умная женщина, никогда не теряющая присутствия духа и готовая бороться до конца. При этом принцесса царственна и женственна, исполнена достоинства. Ее оружие - голова, а не меч. И никакого душка феминизма.
Много внимания в дораме уделено и родственным отношениям. Долго героиня не знает, как относиться к тому факту, что твои самые близкие люди могут оказаться твоими же злейшими врагами. И притом обе ипостаси - искренние. Не раз звучат фразочки вроде "Я очень люблю А'Ву. Жаль, конечно, что придется ее убить". Пришлось по душе, что родственные и дружеские чувства по итогу оказались сильнее, но при этом не заставили поступиться долгом.
Немало места отводится второстепенным персонажам и их линиям. Понравилось, что стопроцентных злодеев почти нет: у каждого своя правда либо свои слабости, на которых умело сыграли. К финалу разделяешь чувства А'Ву и Сяо Ци и не испытываешь злости даже к ярым вредителям: по-человечески их все равно жалко.
Очень колоритным получился канцлер Ван Линь, отец А'Ву. Кажется, это впервые, когда в дораме с увлечением наблюдаешь за персонажем из старшего поколения. Его бы энергию да в мирное русло! И пусть Ван Линь порой творит лютую дичь, его понимаешь: не мы такие, жизнь такая. Самого канцлера судьба тоже не баловала. Красиво получилось, что и отец, и дочь оказались в схожей ситуации: их обоих лишили первой любви. Вот только дочь нашла в себе силы принять судьбу и не ожесточилась. Хотя, конечно, их истории не были идентичны, и у А'Ву хватило времени разочароваться в избраннике.
Еще один мой несомненный фаворит - красавчик Хэлань Джэнь. Кстати, его играет Юань Хун, который так понравился в роли 13-го принца из "Поразительное на каждом шагу". Характер яркий, колоритный, ума и наглости не занимать. Их танец с А'Ву - огнище! Даже странно, что А'Ву, к моменту первой встречи с Джэнем не успевшая сблизится с мужем, не увлеклась таким колоритным мужчиной.
Вообще очень нравится, когда в дорамах появляются герои и сюжетные ветки об окраинах Китая и его соседях. Вот и тут Ниншо и Хулань - сплошное эстетическое удовольствие. Жаль, что как-то не попадаются дорамы, где все действие происходило бы на задворках империи.
Нужно пару слов сказать и о сюжетных линиях служанки Су Цзинь Эр (Лю Юнь) и молодого генерала Сун Хуай Эня (Лю Дуань Дуань). Как они докатились до жизни такой? На первый взгляд их ветки кажутся надуманными. Однако, если поразмыслить, понимаешь, что откуда у простой служанки хватит ума понять, что происходит вокруг? Она одержима любовью и ничего больше не замечает.
В ситуации с Сун Хуайем дело посложнее. Он из тех, для кого пройти огонь и воду оказалось проще, чем медные трубы. Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Ну и не разделяет он стремление Сяо Ци к аскетизму. А тут еще и интриганы умело сыграли на слабой стороне юноши. В общем, мотивация Сун Хуайя лишь на первый взгляд кажется притянутой за уши.
Отдельный плюс - за то, как показано его отношение к А'Ву: все эмоции переданы без слов!
Важное место в дораме занимает тема страданий простого народа и тягот, что вызывает любая война или смута. Не раз подчеркивается, что у убитых солдат остаются семьи, которым не на что жить. В результате же дворцовых интриг в первую очередь страдает народ, о котором вельможи вообще не думают. Например, они пытаются истребить войско Нин Шо во главе с Сяо Ци, нимало не парясь по поводу того, что беззащитные границы империи вновь подвергнутся набегам. Ведь одна баба сказала Хулань Джэнь пообещал, что воевать не пойдет.
Худо-бедно я добралась и до финала, который отчасти разочаровал. Не ожидала, что Сяо Ци и А'Ву с их незаурядными умами займутся теорией малых дел (напустила тумана, чтобы не спойлернуть). Можно было бы организовать то же самое, но в масштабах всего государства. А тут прямо-таки эмоции от дорамы, как от концовки "Войны и мира" Толстого. И еще вопрос касательно здоровья А'Ву остался нераскрытым. Лекарь же предупреждал об опасности, нет?
Еще удивило назначение нового канцлера: а старого куда дели? И почему столь странный выбор? Из-за того, что спас Цзиня?
Ветка Хэлань Тэ тоже оборвалась: погрозился он и уехал в даль туманную. А осуществил ли на деле угрозу? И что там сталось с его женой? Не случилось ли чуда с Хэлань Джэнем? Вот, кстати, тоже мне нашли джентльмена: как-то не верится, что Джэнь так галантно обходился с А'Ву. Его-то слуга, что с татуировкой во весь лоб, не стеснялся. Прямо мальчик-ромашка, цветочки мне в печенки.
В общем, и финальные титры прошли, а отношения с дорамой так и остались сложные. С одной стороны - первоклассные актеры, красивые съемки и декорации, яркие характеры и события. Но с другой - куча штампов, затянуто, тяжело следить за сложносочиненными интригами, да и герои порой тупят. Например, зачем так долго притворялся старый император, пока страна разваливалась? Какого фига такие люди - и периодически без охраны? И это я молчу о недоношенном новорожденным размером с трехмесячного ребенка, который за полгода еще и не вырос... И о попытке Цзы Дана разыскать и спасти принцессу, когда вместо войска у него - одна служанка, а вместо денег - фига в кармане да вошь на аркане. Вот так пешком и отправились, ага. Спасатели.
Но в целом, по прошествии нескольких дней, о дораме продолжаешь думать, вспоминать ее героев, события. И Сяо Ци, и А'Ву - яркие образы, которые долго не сотрутся из памяти. И сама "Поэма о Шанъян" - яркая, запоминающаяся. О том, что посмотрела, ни капли не жалею. А отдельные моменты, думается, еще не раз и пересмотрю.