Найти в Дзене
Minsknews.by

«Десять негритят» в первый год показа посмотрели в кинотеатрах более 50 млн человек. Как снимался фильм

Оглавление

В роскошный особняк на скалистом английском острове по отдельным приглашениям прибывают ранее не знакомые друг с другом люди. Выясняется, что каждый из них когда-то совершил преступление, оставшееся без наказания. Сперва все принимают происходящее за розыгрыш. Но вскоре один за другим приглашенные начинают погибать… О том, как по книге «Десять негритят» английской писательницы Агаты Кристи снимали фильм в Советском Союзе, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В борьбе за зрителя

Роман Агаты Кристи «Десять негритят» был написан и впервые опубликован в 1939 году. В дальнейшем его переиздавали десятки раз. Это самая продаваемая книга писательницы и, по ее признанию, самая сложная при создании. Не считая мини-сериалов, у произведения восемь экранизаций. Первая — 1945-го, затем 1959, 1965, 1974 и 1989 годов, а также советская версия. По мотивам романа Кристи создала пьесу для театра, в ней финал иной: Филипп Ломбард и Вера Клейсорн остаются в живых. Многие зарубежные ленты снимали именно по пьесе, не такой кровожадной, как оригинал. Кстати, из политкорректности, в рамках борьбы с расизмом, сейчас эта книга и картины по ней за рубежом выходят под названиями «Их было десять», «И не осталось никого». А в самом произведении слово «негритята» заменили на «маленьких индейцев». Следует отметить, что киносообщество Великобритании считает советский фильм лучшей экранизацией, так как он полностью соответствует оригиналу. Есть лишь одно расхождение: в финале книги судья Лоуренс Уоргрейв кончает жизнь самоубийством, не наказывая себя за преступления, как в ленте, а по причине неизлечимой болезни, желая избежать физических страданий.

В 1966-м режиссер Станислав Говорухин окончил ВГИК и приехал работать на Одесскую киностудию. Снял свою первую полнометражную картину «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли. Вообще, все самые удачные фильмы, включая «Место встречи изменить нельзя», Станислав Сергеевич делал на базе Одесской кинофабрики.

Роман «Десять негритят» постановщик прочел в журнале «Сельская жизнь» в 1965 году. Переформатировал его в сценарий. После успеха «Вертикали» подал сценарную заявку, намереваясь снимать по нему ленту уже тогда. Но в Госкино СССР ему категорически отказали, заявив, что триллер не советский жанр. После рабочих будней труженики должны отдыхать в кинотеатре, а не портить себе нервы, наблюдая 10 смертей за два часа.

К задумке постановщик вернулся лишь в середине 1980-х после начала горбачевской перестройки. К этому моменту Говорухин стал маститым режиссером, да и времена изменились. Госкино боролось за зрителей с появлявшимися как грибы после дождя видеосалонами, где демонстрировали остросюжетные зарубежные фильмы. Станислав Сергеевич получил добро на съемки на базе все той же Одесской киностудии.

-2

Дебош Кайдановского

Говорухин знал, кому предложить роли, и без проб. Но их все же пришлось устроить: таков был протокол на советских студиях. Александр Абдулов успел к тому времени сняться в двух картинах Станислава Сергеевича, но в обеих — в эпизодах. Увидев, что его персонажа Энтони Марстона убивают первым, актер расстроился, читать до конца сценарий не стал. Но сыграть согласился. Когда с дублем расправы над его героем было покончено, спросил у Говорухина: «А чем заканчивается? Кто убийца?»

На роль Веры Клейсорн сначала утвердили Веру Глаголеву. Но уж очень она была популярна после премьеры ленты «Выйти замуж за капитана». Режиссеру это мешало. К тому же актриса не совсем походила на иностранку. Тогда постановщик обратил внимание на Татьяну Друбич. С точеным кукольным личиком она вполне могла играть европейскую леди. Но Друбич уже начала сниматься в фильме «Асса» Сергея Соловьева, который не отпускал ее. В итоге режиссеры условились о бартере: Друбич снялась в «Десяти негритятах», а Говорухин взамен сыграл в «Ассе» дельца Крымова!

Ирина Терещенко должна была исполнить роль роскошной мисс Эмили Брент. Но ей пришлось надеть передник горничной Этель Роджерс. В Брент вместо нее перевоплотилась Людмила Максакова. Она привезла личные шикарные наряды и драгоценности, в которых и снималась.

-3

Александр Кайдановский — единственный из группы, кто сперва отказался от предложенной роли. После блистательных работ в картинах Тарковского и Михалкова он не хотел играть труса и дезертира Филиппа Ломбарда. Но безденежье заставило. Административный персонал испытывал с ним определенные трудности. В первую же ночь в Ялте Кайдановского выселили из гостиницы за дебош. На самом деле к нему прилетела девушка из Москвы, а в СССР в гостиницах посторонним в номерах разрешали находиться до 23:00. Случился скандал. За трое суток Кайдановский сменил четыре отеля. К счастью, Абдулов договорился со знакомым директором гостиницы «Интурист», и от актера с его гостьей отстали.

В ленте снялось много знаменитостей: Анатолий Ромашин, Владимир Зельдин, Михаил Глузский, который в ту пору часто бывал в Минске, исполняя роли в белорусских фильмах.

Едва не погибла

Картину снимали в павильонах Одесской киностудии, где выстроили интерьеры, в которых происходит основное действие. Экстерьеры запечатлели на отвесной 40-метровой скале мыса Ай-Тодор в поселке Гаспра Ялтинского городского округа Крыма в замке «Ласточкино гнездо», в Алупке в Воронцовском дворце. Там по сюжету умирал от удара топором по голове дворецкий Томас Роджерс. Актера Алексея Золотницкого загримировали, с помощью устройства закрепили на его макушке топор. Пошел дождь. И артиста попросили минут 10 полежать на каменных плитках в таком виде, чтобы плащ намок и все было аутентично. В это время во двор дворца пришли туристы. Экскурсовод рассказывал, как Воронцов привез из Италии скульптуры львов. Вдруг одна женщина обернулась, увидела «труп» с топором в голове и заорала. Все посмотрели туда же. А актер решил подыграть — повернул к ним окровавленное лицо и оскалился. Туристы кинулись врассыпную. Одной гражданке пришлось вызвать скорую помощь.

-4

Потом едва не случилась настоящая трагедия. В сцене повешения персонажа Татьяны Друбич специальный кожаный корсет застегнули на ее грудной клетке, спрятали под одеждой, а от него уже шла петля к крюку в потолке. После очередного дубля актрису снимать с устройства не стали, решив: повисит 5 минут и работу продолжат. Однако что-то пошло не так — корсет перекосило, петля стала сдавливать шею, Татьяна захрипела. К счастью, рядом оказалась ее двухлетняя дочь. Малышка завопила от ужаса. Друбич вынули из петли. Досняться в сцене она не смогла — актрису заменила гример. В кадре мы видим ее ноги, болтающиеся в воздухе.

После премьеры 31 января 1988-го критики ругали ленту. Но зрители проголосовали рублем. В первый год показа фильм посмотрели в кинотеатрах более 50 млн человек.

Еще материалы рубрики:

Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»

Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»

Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»

Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»

«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос