Найти в Дзене
Пишу, как дышу

Страшный Суд. История четвёртая

«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор»). Фреска «Страшный Суд» станет логическим завершением внутреннего убранства Сикстинской капеллы. Через 25 лет Микеланджело вернется в капеллу для того, чтобы явить миру еще один свой бесценный шедевр –огромную настенную фреску "Страшный суд", обличающую все пороки и слабости человека. Тема росписи глубока и серьезна – Второе пришествие Христа и апокалипсис. Идея создания фрески принадлежит Понтифику Клименту VII, который призвал великого Микеланджело в Рим для работы над её созданием. Мастеру к тому времени было уже шестьдесят. Да, со времени работы над сводом Сикстинской капеллы прошло долгих двадцать пять лет. 23 сентября 1534 года, Микеланджело переезжает в Рим, где и останется здесь до конца жизни, в 1546 году он даже получил римское гражданство. Все мы смертны, и понтифики не исключение. Вскоре Климент VII отойдёт в мир иной, заказ откладывается на неопределённое время. Микеланджело очень

«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор»).

Фреска «Страшный Суд» станет логическим завершением внутреннего убранства Сикстинской капеллы. Через 25 лет Микеланджело вернется в капеллу для того, чтобы явить миру еще один свой бесценный шедевр –огромную настенную фреску "Страшный суд", обличающую все пороки и слабости человека.

Ватикан. Сикстинская капелла. Фреска Микеланджело Буонарроти Страшный Суд
Ватикан. Сикстинская капелла. Фреска Микеланджело Буонарроти Страшный Суд

Тема росписи глубока и серьезна – Второе пришествие Христа и апокалипсис.

Идея создания фрески принадлежит Понтифику Клименту VII, который призвал великого Микеланджело в Рим для работы над её созданием. Мастеру к тому времени было уже шестьдесят. Да, со времени работы над сводом Сикстинской капеллы прошло долгих двадцать пять лет.

23 сентября 1534 года, Микеланджело переезжает в Рим, где и останется здесь до конца жизни, в 1546 году он даже получил римское гражданство.

Все мы смертны, и понтифики не исключение. Вскоре Климент VII отойдёт в мир иной, заказ откладывается на неопределённое время. Микеланджело очень занят другими проектами, он с облегчением решает, что заказ папы Климента отменён.

Но забудет ли он идею росписи Сикстинской капеллы?

Сама Судьба и само Провидение вмешиваются в планы, они меняют ход событий, да и вообще, как говорится, "что суждено, того уж не изменишь". Именно это и произойдет с историей создания фрески "Страшный суд".

Пройдет время, и новый престарелый Папа Павел III из дома Фарнезе решает увековечить себя, он подтверждает заказ папы Клемента. Украсить алтарную стену грандиозной росписью по его указу должен Микеланджело Буонарроти, который был в это время связан договором с другим заказчиком.

Узнав об этом, разгневанный Павел заявил: «Уже тридцать лет имею я такое желание, неужели же, став папою, его не исполню? Порву договор: желаю, чтобы ты служил мне».

Власть Папы - огромна. Грозен для непокорных карающий меч Ватикана. При том же Павле III в Италии запылают костры инквизиции, а новый орден иезуитов с лозунгом «Цель оправдывает средства» вскоре проявит свою жестокую деятельность.

По словам Вазари, Микеланджело хотел было вновь бежать из Рима, однако, в конце концов «благоразумно убоялся власти папы» и подчинился ему.

Папа Павел III поручает Микеланджело написать на алтарной стене все той же Сикстинской капеллы евангельскую сцену «Страшного суда». Над этой фреской почти в двести квадратных метров, самой большой фреской Эпохи Возрождения, Микеланджело работал (с некоторыми перерывами) шесть лет, один, без участия помощников.

1536 год. Мастеру предстоит адски трудная, но прекрасная работа, которая будет занимать все его мысли, талант и время.

До начала работ ещё далеко.

Созданию задуманного мешают три фрески, несколько портретов пап, два люнета с предками Иисуса, расписанных Микеланджело 25 лет назад. Их без сожаления удаляют!
Меняют конфигурацию стены. Чтобы избежать оседания пыли в процессе росписи, ей придают уклон внутрь помещения. Заделывают на стене два окна.

И только после этого начнётся очередной титанический, адский труд гения всех времен и народов, божественного и неповторимого Микеланджело Буонарроти...

За время прошедшее после окончания фресок потолка (1508-1512) прошло много лет. Мастер изменился. Если ранняя работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния.

Художник задумал показать, отступив от всех христианских традиций, Второе пришествие Христа, как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Он осуществил свой замысел. Фреска вызывает ужас и восторг. Апокалипсис и Данте – вот источники «Страшного суда».

Техника росписи темперой процесс сложный, требует сноровки и скорости в работе.

Фреска писалась по сырой штукатурке, а она схватывается через несколько минут после нанесения. Вначале кисть с краской, легко скользит по поверхности. По мере высыхания штукатурки кисть перестаёт скользить, «тормозится», краска уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится, роспись прекращается.
Слой штукатурки, оставшийся незакрашенным, срезается, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Переделать испорченное место нельзя: оно просто сбивается и процесс росписи повторяется вновь.
Работа идёт крайне медленно, за день художники расписывают 3—4 квадратных метра стены. Кроме того, Микеланджело решал сложнейшую задачу — сочетать роспись алтарной стены с исполненной ранее фреской свода таким образом, чтобы не помешать восприятию каждой из них и вместе с тем объединить их в одном ансамбле.

Работы будут продолжаться более четырех лет (почти шесть, с некоторыми вынужденными перерывами). Папа освободит художника от всех параллельных проектов для максимальной концентрации на "Страшном суде". Как и в случае с потолком, Микеланджело будет расписывать стену в одиночестве, пользуясь услугами единственного помощника, да и то лишь для приготовления красок и нанесения штукатурки.

Когда процесс создания фрески будет подходить к концу, пожилой художник упадёт с лесов и работы будут приостановлены на месяц.

Торжественное открытие "Страшного суда" состоится в 1541 году, в канун Дня Всех Святых, в ту же самую ночь, что и 29 лет назад, когда был показан потолок.

Расскажу совсем немного о композиции картины.

Условно она делится на 3 части:

Верхняя часть – ангелы с атрибутами Страстей Христовых.

Ангелы с атрибутами Страстей Христовых, правый люнет
Ангелы с атрибутами Страстей Христовых, правый люнет

Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.

-3

Нижняя часть – конец света: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.

ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса
ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса

Если вас интересует более подробное содержание великого шедевра живописи, перейдите по ссылке и увидите детали фрески, узнаете, что происходит в каждой её части и кто изображён на полотне великого Микеланджело Буонарроти: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post329472742/

В этом шедевре Микеланджело изобразил немногим более 400 персонажей, высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части. Центральной фигурой среди которых является, конечно, сам Спаситель.

-5

Есть сохранившиеся свидетельства очевидцев о том, что когда Папа Павел III увидел финальный, законченный вариант картины, он был настолько поражен, что упал на колени и начал горячо молиться.

Эта фреска - одно из самых зрелых и известных произведений мастера. Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную.

Микеланджело изобразил всех персонажей нагими, и в этом был глубокий расчет великого мастера. В бесконечном разнообразии человеческих поз он, так умевший передавать движения души через человека и посредством человека, изображал всю огромную психологическую гамму обуревавших их чувств. Но изображать нагими Бога и апостолов - для этого в те времена нужна была великая смелость.

Огромное количество фигур, увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.

Этому движению придан вращательный характер, и у зрителя не остается сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать. Художник сумел выразить задуманное - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека.

Но фреска рождала как бесконечное восхищение, так и самую что ни на есть жесткую критику. Для примера перескажу две наиболее известные истории о том, что были люди, у которых «Страшный Суд», вызывал не восторг и поклонение, а раздражение и уничижение произведения Микеланджело.

Одна из них известна всему миру под забавным названием "Кампания Фигового листка".

Кампания фигового листка

Эта история связана с серьезным конфликтом, произошедшим между кардиналом Карафой и Микеланджело во время работ последнего над "Страшным судом".

Знаете ли вы, что Микеланджело был в одном шаге от обвинения в ереси? Да-да, вы не ослышались. Именно Микеланджело. И именно в ереси. А "обвинение в ереси" именем Святой Инквизиции был просто хитом, главным трендом тех времен.

Кто же посмел поднять руку на гения? Кардинал Карафа. Посмел. Да еще как.

Причина скандала заключалась в том, что в "Страшном суде" художник изобразил обнаженные тела, не скрыв гениталии. Причем в самой главной христианской церкви, в Сикстинской капелле!

Его обвинили в полной безнравственности и непристойности. А инициатором этих обвинений выступил будущий папа Павел IV, на тот момент еще Кардинал Карафа.

Думаю, сейчас вы презрительно усмехнулись. Какой-то Карафа, подумаешь. Но не нужно недооценивать этого персонажа. И вот почему.

В миру его называли "кардиналом смерти". Карафа был патологически жесток. Именно он стал подлинным основателем папской инквизиции, используя в ее работе самые страшные бесчеловечные пытки.

Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель "правосудия", безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры. Помилование мог даровать только Понтифик. На тот момент – Павел III.

"Кардинал смерти" сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV.

Так что вот с каким противником пришлось столкнуться Микеланджело. К слову сказать, эти двое останутся врагами до самой смерти. Если бы не покровительство Павла III, высоко ценившего талант Микеланджело, неизвестно, чем бы закончился этот конфликт.

В любом случае, кардинал отступать не собирался. Вместе с еще одним своим единомышленником, он организовал кампанию, направленную против "неприличной" фрески. Целью этого мероприятия было либо полное уничтожение "Страшного суда", либо его жесткая цензура.

Но понтифику и Микеланджело удалось отстоять свой шедевр, который оставался в капелле неприкосновенным вплоть до 1564 года. Вот тогда "кардинал смерти", став Папой, все-таки добрался до картины.

Фреску было приказано "облагородить" и прикрыть все срамные места фиговыми листами или драпировкой. Дело поручили ученику и поклоннику Микеланджело – Даниэлю да Вольтерра, который с трудом исполнил приказ, минимизировав свое вмешательство в работу великого Мастера.

Однако это вызвало недовольство со стороны общественности, и бедный да Вольтерра получил обидное прозвище "штанописец".

Во время реставрации в 90-х годах XX столетия большая часть этих вмешательств была удалена.

Царь Минос, история вторая

У Папы Римского Павла III был церемониймейстер. Звали его Бьяджо да Чезена. И вот достопочтенный Бьяджо, увидев еще не законченную картину "Страшного суда", в ужасе воскликнул:

- Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде!

А погодя, иронично добавил, что это произведение больше подходит для украшения общественных бань или таверны, нежели папской церкви.

Микеланджело не мог снести такого оскорбления и, в отместку, изобразил Чезену в виде бога Ада – царя Миноса. Да не просто нарисовал Миноса с лицом Чезены, но еще добавил к нему ослиные уши (прямой намек на глупость церемониймейстера) и змею, обмотавшуюся вокруг бедер Чезены, кусающей его в пах.

-6

Согласно легенде, Чезена просил папу о содействии в том, чтобы заставить Микеланджело убрать свое изображение с фрески. Но Павел III был не промах. С совершенно серьезным лицом он ответил Чезене, что его юрисдикция не распространяется на чертей, так что придется церемониймейстеру самому договариваться с художником.

Изображение живо по сей день, как вы понимаете. И пользуется большим спросом у туристов, если они, конечно, знают эту историю. Но, как правило, гиды ее рассказывают, уж больно она потешная.

Микеланджело Буонарроти

1475 — родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.

1487–1489 — был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первый опыт фресковой живописи.

1490–1492 — изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.

1496 — впервые прибыл в Рим.

1508–1512 — раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».

1513–1515 — создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.

1534 — окончательно переселился из Флоренции в Рим.

1547 — был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.

1564 — умер от лихорадки в Риме. Согласно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

Ну и последний титан эпохи Ренессанса, принявший участие в судьбе Сикстинской капеллы - Рафаэль. О нём в последней истории о Сикстинской капелле и тех, кто сделал её шедевром на все времена.