"Нет в зарубежном кино другого периода, кроме разве военных лет, который породил бы такое количество фильмов о нацизме, как 70-е годы. «Конформист» и «Стратегия паука» Бернардо Бертолуччи, «Сад Финци-Контини» Витторио Де Сики, «Мистер Кляйн» Джозефа Лоузи, «Лакомб Люсьен» Луи Малля, «Поезд» Пьера Гранье-Деферра, «Ночной портье» Лилианы Кавани — дань этой теме отдали почти все крупные европейские режиссеры".
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Елены Карцевой (1928-2002), опубликованной в 1985 году:
"И если попытаться найти общее, что объединяет эти картины (вне зависимости от авторской трактовки темы), то это — превращение фашизма «из явления социального и классового... в явление психологическое, психопатологическое», поиск его корней в биологической природе той человеческой массы, на которую он опирался.
Модная теория Вильгельма Рейха, «дописавшего» Фрейда, заставляет многих мастеров Запада искать уязвимость человека перед лицом фашизма в подавлении и искажении се***альной жизни, порождающих якобы жестокость и агрессивность в людях. ...
70-е годы знаменуются поисками новых художественных решений этой темы. Во многом они связаны с тем ростом гедонистических настроений, которые характерны для Америки этого периода.
Отход от ранее свойственных стране традиций пуританизма и широкое распространение философии наслаждения жизнью было, пожалуй, главным следствием «общества потребления». Возникнув в лоне движения молодых, отрицавших прагматизм и накопительство «отцов», эта гедонистическая тенденция постепенно распространилась на все американское общество. Поэтому даже такая серьезная проблема, как фашизм, начала включаться в фильмы «легких» жанров — мюзикл, приключенческий и т. д.
Характерным примером этого стала картина «Кабаре», поставленная в 1972 году известным театральным режиссером-хореографом Бобом Фоссом.
Используя параллельный монтаж, авторы фильма сразу же представляют нам двух своих основных героев. Первый из них — молодой американский ученый Брайан Робертс (Майкл Йорк), приехавший в Берлин, чтобы продолжить свои занятия немецкой литературой. Как и большинство его соотечественников, он был достаточно далек от политики, а тем более от того, что происходило в Европе. Для него существовала Германия Лессинга, Гете, Гейне, Бетховена,-- Германии, достигшая высот духа, давшая миру художественные шедевры.
Второй — если можно так сказать, герой коллективный. Это — фигурантки рядового берлинского кабаре, которые, сами по себе, естественно, столь же далеки от политических веяний в стране, как и американец, приехавший щ другой части света. А между тем время действия — начало 30-х годов, то самое, когда нацизм рвался к власти и скоро ее узурпировал.
Два человека — Брайан Робертс и Салли Боулс (Лиза Минелли), взбалмошная, эксцентричная юная певичка из, кабаре,— знакомятся, и начинается история их любви. Но, не она суть фильма. Главное, показанное через изменение программ кабаре и кое-какие косвенные детали, это — быстрое нарастание силы фашизма и постепенное прозрение Брайана.
...Резвятся перед зрителем вульгарные, жирные, полуголые девицы в цилиндрах, черных чулках и коротких юбочках. Ведущий, с повадками гомосексуалиста, юлит между ними, призывая публику веселиться. Камера показывает его то между широко расставленными ногами одной из статисток, то наклонившимся над другой, вставшей на руки и делающей полный шпагат в воздухе. А в зале на все это с интересом глазеют толстые господа и полные дамы, увешанные мехами и брильянтами.
Так пунктирно в «Кабаре» уже с самого начала намечена крайне важная проблема — обыватель как питательная среда фашизма. Тот «глупый пингвин», который «робко прячет тело жирное в утесах», стремясь лишь к собственному благополучию и не желая замечать вокруг ничего, что могло бы нарушить его спокойствие, помешать развлечься. В дальнейшем мы будем узнавать такого рода людей и в обитателях меблированных комнат, где живут герои, и в посетителях, подхватывающих фашистскую песню в загородном ресторанчике, и, наконец, в тех, кто пишет на заборе виллы «Juden». Но это лишь отголоски темы, получившей в 60-е годы столь широкое и глубокое развитие в фильмах «Нюрнбергский процесс» или «Палач».
Надвигающаяся опасность вначале заявляет о себе только отдельными приметами. В зале появляется молодой человек в форме штурмовика. Он вежлив и предупредителен. С интересом смотрит на сцену, где в кэтче — борьбе без правил — тузят друг друга две толстухи. Хозяин заведения бесцеремонно выталкивает его из зала. На улицах пока висят изображения с серпом и молотом и надписью: «Борись вместе с нами». (На выборах 1932 года 65 процентов всех рабочих и служащих Германии — 13 миллионов 241 тысяча человек — голосовали за блок коммунистов и социал-демократов, что, несомненно, ускорило решение Гитлера прорваться к власти.)
Но вот эти изображения, как и плакаты с престарелым Гинденбургом, введшим трех национал-социалистов в состав коалиционного кабинета, а затем вовремя умершим, уже срываются со степ. Заметно меняется и репертуар кабаре. Теперь девицы танцуют в тирольских костюмах и шляпах с пером под звуки песни «Родина». Не забывший обиды гитлеровец, снявший маску благовоспитанности, приводит своих товарищей, и они избивают владельца почти до смерти.
Радио сообщает о захвате нацистами власти. Штурмовики со свастикой на улицах. Убитые на мостовой. Портреты Эрнста Тельмана, перечеркнутые жирными черными крестами. Кабаре все больше специализируется на зрелищах в псевдонародном стиле. Брайан, Салли и молодой богач Макс, ухаживающий за ней, едут на загородный пикник. Маленький ресторанчик на открытом воздухе. Юноша, почти мальчик, в форме «Гитлерюгенда» запевает фашистскую песню. И вот уже все сидевшие за столами немцы стоя поют вместе с ним, и песня гремит как гром. Окончив ее, певец выкидывает руку в фашистском приветствии, и все присутствующие отвечают ему тем же.
Обитатели меблированных комнат, где живут Салли и Брайан, слушают передовую из «Фолькишер беобахтер» — о «хорошо организованном заговоре еврейских банкиров и коммунистов». Все попытки молодого человека убедить их в обратном не имеют успеха. А на сцене кабаре идет номер ведущего с обезьяной, которую он любит и хочет взять в жены, но не может, потому что она не арийка. Одип из великовозрастных учеников американца (он дает уроки английского языка, чтобы добыть себе средства к существованию) влюблен в Наталью Ландауэр — богатую наследницу. Но, отвечая юноше взаимностью, она отказывается выйти за него замуж, ибо понимает, что сейчас не то время, чтобы ему связывать свою судьбу с еврейкой.
Возмущенный всем этим Брайан не выдерживает занятой им с самого начала сторонней позиции. Теперь он весь кипит негодованием и, увидев на улице штурмовиков, раздающих фашистские прокламации, набрасывается на них, рвет листовки, опрокидывает древко знамени со свастикой. Его жестоко избивают, и он, весь забинтованный, лежит в постели. А девицы в кабаре под резкую дробь барабана уже маршируют в касках и с палками, символизирующими ружья, на плечах. Тем временем какие-то люди, подобравшиеся в темноте к богатому особняку Ландауэров, убиваюг любимую собачку Натальи. Желая быть рядом с любимой в это опасное время, ее вздыхатель объявляет себя евреем и женится на ней.
Уезжает Брайан, поняв, что не может здесь дольше оставаться. Салли так и не решилась родить ребенка, о котором мечтала. Она снова выступает на сцене и поет, что «жизнь — это кабаре». Кончается представление, и под нарастающий грохот барабана камера через гофрированное зеркало показывает нам зал, почти сплошь заполненный штурмовиками.
Мы сознательно опустили изложение различных перипетий отношений Брайана и Салли, составляющих мелодраматическую основу сюжета, ибо они мало чем способствуют раскрытию главной темы.
«Кабаре» повторило парадокс «Вестсайдской истории», вышедшей за десять с лишним лет до него. Как и там, здесь средствами хореографического искусства гораздо более успешно, чем драматургически, структурно переданы социальные конфликты, а не любовные.
Отнюдь не так-то просто языком танца и эстрады рассказать о сложных политических событиях. Естественно поэтому, что не все в фильме до конца удалось. Трудно согласиться с использованным в картине, правда, лишь в изобразительной манере, тезисом «китчевого» немецкого национального сознания как одной из главных основ фашизма.
На наш взгляд, это тот же уход от социального в психологию, который так характерен для современного европейского кино. Однако, учитывая, что о фашизме уже сказано в кинематографе достаточно много, но никогда — в столь своеобразной форме, этот опыт представляется интересным.
Как и в «Кабаре», в другой американской картине, «Джулия» (1977),—антифашизм лишь один из мотивов ностальгической драмы.
Она поставлена Фредом Циннеманом по одноименной автобиографической новелле Лилиан Хеллман. И писательница и режиссер не раз обращались к этой теме в своем творчестве. Галерею образов борцов-антифашистов они Продолжили и в «Джулии».
В фильме — две идущие параллельно линии: история начала литературной деятельности Хеллман, выступающей здесь под собственным именем (ее играет Джейн Фонда), и история ее отношений с подругой детства и юности — Джулией (Ванесса Редгрейв). ...
При кажущейся несложности образа Джулии в картине мягко, ненавязчиво звучат мотивы, становящиеся понятными лишь в общем контексте современного зарубежного кино и творчества самого Циннемана.
Уже упоминалось о том, что западный кинематограф сегодня уделяет много внимания психологии «среднего человека» как опоры фашизма, уравниванию палачей и жертв, рассмотрению в одном ряду и нацистов и тех, кто сражался с ними.
Тот распад личности, который делает людей приверженцами фашизма, мешает и борьбе с ним —- вот подспудная мысль многих итальянских и французских картин. Причем чаще всего показывается несостоятельность в этом плане именно интеллигенции. Вспомним, к примеру, профессора Куадри из «Конформиста» или Герберта Тельмана из «Гибели богов» Л. Висконти.
На этом фоне образ Джулии приобретает принципиальное значение. Интеллигентность и образованность отнюдь не мешают ей целиком отдавать себя сопротивлению нацизму. Ютясь в каморках, отказывая себе даже в минимальном комфорте, эта богатая красивая женщина сознательно выбрала жизнь, полную лишений, ежеминутно грозящую ей гибелью. И она не одинока в своей борьбе. Как и в «Седьмом кресте», Циннеман умело показывает: десятки людей помогали Лилиан во время первой ее поездки в Австрию и в благополучной доставке денег в Берлин.
Немалую роль играют и художественные достоинства картины в целом. Прекрасно воссоздана атмосфера довоенной Европы. Великолепна игра обеих актрис, хотя исполнительница роли Джулии все же гораздо более убедительна. В результате всего этого камерный, на первый взгляд, лирический, подернутый дымкой воспоминаний фильм при ближайшем рассмотрении оказывается одним из самых серьезных антифашистских произведений современного американского кино.
Особенно рельефно социальная, политическая, художественная значимость таких картин, как «Кабаре» и «Джулия», выступает при сравнении с потоком лент, всяческими способами искажающих подлинную историю борьбы с фашизмом — ив первую очередь историю второй мировой войны.
Характерное для многих фильмов 70-х годов, таких, как «Битва за Мидуэй», «Макартур», «Тора! Тора! Тора!», и других, это искажение в начале 80-х встречается все чаще, иногда принимая самые неожиданные формы.
Связь между этим явлением в искусстве и общей атмосферой усиливающейся милитаризации США и запугивания обывателя «советской угрозой» несомненна. Одна за другой появляются кинокартины, пытающиеся хотя бы отдельной репликой, кадром, эпизодом принизить подвиг советского парода во второй мировой войне, показать его якобы идущие еще с того времени «экспансионистские» планы, возложить победные венки лишь на головы американцев и англичан, но отнюдь не их русских союзников в войне. ...
В основу фильма престарелого Джона Хастона «Бегство в победу» (1981) положено подлинное историческое событие: футбольный матч во время войны, где гитлеровцы играли со своими узниками — русскими солдатами — и проиграли. Победителей ждала смерть. В Киеве, где происходила эта игра, им поставлен памятник.
Советским читателям и зрителям хорошо знакома повесть А. Борщаговского «Тревожные облака» и поставленный по ней фильм Е. Карелова «Третий тайм», рассказывающие об этом акте подлинного героизма. В американской же ленте действие перенесено в Париж и против немцев играют не русские, а взятые в плен англичане и американцы.
Да и фабула построена по испытанным голливудским канонам — подкоп под стадион, стрельба, погоня и, естественно, счастливый конец. Но дело не только в таком повороте событий. Как справедливо пишет международный обозреватель Борис Крымов, «хуже, что сделана попытка отнять у советских людей подвиг, совершенный ими в Великой Отечественной войне». ...
Стэнли Креймер в «Принципе домино» (1977), анализируя ту же проблему, занял как бы промежуточную позицию.
В отличие от авторов «Привести в исполнение» он прямо ничего не говорит, органичиваясь лишь намеками, которые, однако, легко может расшифровать внимательный зритель.
Когда к Рою Таккеру (Джин Хэкмэн), отбывающему срок за убийство из ревности, приходит некий Тэгги (Ричард Уидмарк) — пожилой респектабельный человек с несомненной армейской выправкой, оп беседует с ним в кабинете директора тюрьмы. Злая режиссерская ирония в том, что на стене висят портреты американских президентов, бывших и нынешнего, того, кого Таккеру предстоит убить, хотя он этого еще не знает.
Выясняется, что таинственная организация, вербующая его, прекрасно осведомлена о прошлом заключенного, начиная со времен второй мировой войны. А это едва ли было бы возможно без доступа к секретным архивам ЦРУ и ФБР. Когда герой спрашивает, чем его собеседник может подтвердить сообщенные условия побега, тот вызывает директора, который действительно оказывается в курсе разработанного плана. Да и потом, во время отдыха перед выполнением задания, на вилле в какой-то безмятежно красочной южноамериканской стране к Таккеру, как только он осведомился в туристском агентстве, нельзя ли приобрести билеты в Рио-де-Жаней- ро, приходит безобидный старичок из местной паспортной службы и берет у него документы якобы для регистрации. Но теперь уж уехать герою никуда не удастся. Значит, и местные власти другой страны тоже подчиняются таинственной организации, что возможно лишь в том случае, если это ЦРУ или ФБР.
Но главное в фильме даже не это, а подробный анализ методов вербовки людей и подготовки политических убийств. Шаг за шагом «Принцип домино» прослеживает, не только как отбираются нужные кандидатуры, но и как их постепенно окутывает тщательно сотканная сеть, из которой вырваться нельзя. Нет-нет, плетут ее вовсе не какие-нибудь там гангстеры угрожающего вида, а солидные, хорошо одетые люди, разъезжающие в автомобилях последних марок. Учитывается все: й то, что герой уже раз убил человека («Это все равно, что опаздывать: после первого раза получается легко»), и что он томится желанием поскорее встретиться с горячо любимой женой, и что его снова ищет полиция за якобы совершенное убийство товарища по побегу из тюрьмы, который оказывается связанным все с той же организацией. Ситуация сходпа с той, в какую попал герой «Процесса» Кафки. Действуют некие безликие, неведомые силы, в чьих руках судьба и самого Таккера и его жены, а но ничего не может сделать, не может даже понять, кто эти люди и чего они добиваются. «Вы как бы находитесь в поезде, идущем под гору,— говорят они.— Или ехать на нем, или попасть под него».
Наконец туман чуть-чуть рассеивается. Во время репетиции покушения, тщательно законспирированной (меняются машины, водители, вертолеты), Таккеру указывают с воздуха объект, где он должен будет убить человека в бассейне. На площадке перед домом развевается государственный флаг. Значит, это — резиденция государственного деятеля. Поняв, какая роль ему уготована, герой наотрез отказывается выполнить задание. Но, придя после этого в гостиницу, не находит там Элли. Жена исчезла без следа вместе со всеми своими вещами. Таккер бросается в полицию, но около участка проезжает машина, где он видит Элли, зовущую его. Сев в автомобиль, откуда женщину немедленно высадили, Рой оказывается лицом к лицу с Тэгги. Тоном приказа тот говорит ему, что через час они вылетают для приведения задуманного в исполнение. Еще один неверный шаг — и они убьют жену, да и его самого. Герой понимает, что попал в тупик, из которого один выход — подчиниться.
Режиссер очень умело изобразительно подчеркивает эту полную безысходность. Кадры, показывающие, как Таккера везут на «дело», приобретают метафорическое значение. Гладкие автострады, уходящие ввысь небоскребы, модно одетые люди на улицах — весь этот ультрасовременный антураж прекрасно контрастирует с ситуацией почти двухтысячелетней давности. Человек настолько не принадлежит себе, настолько попал в полную зависимость от других, что это напоминает рабство.
Для Роя — прекрасного стрелка — есть лишь одна возможность не выполнить приказ — промахнуться. Когда вертолет на секунду зависает над бассейном и Таккер отчетливо видит седого человека в купальном халате, он стреляет мимо. Но старик падает, сопровождавший его черный дог с воем кидается к дому. Оттуда уже выбегает бессмысленно палящая вверх охрана. «Но я же стрелял мимо»,— в ужасе говорит Рой Тэгги, когда после ряда приключений (еле дотянувшего до посадки загоревшегося от выстрелов вертолета, взорванных машин, столкновения с «работодателями», которых он вынудил вернуть ему жену) тот везет их на аэродром. «Мы никогда не ставим на одну лошадь,— самодовольно ухмыляется тот.— Двое стреляли снизу».
Тем временем начинает действовать тот самый «принцип домино», который дал название фильму. Раз упала одна костяшка выстроенного ряда, должна обрушиться и вся цепь. Сидя уже в готовом к взлету самолете, Таккер видит, как человек в рабочей спецовке кладет в машину Тэгги некий предмет. И как только тот включает зажигание, раздается оглушительный взрыв. Но это — лишь начало. Следующая жертва — Элли. В том самом райском уголке в Южной Америке, где они еще недавно были так счастливы, ее сбивает на дороге огромный грузовик. Рухнуло и обещанное Таккеру благополучие. Денег, что были положены на его счет, нет, паспорт не дают, вилла оказывается вовсе не принадлежащей ему. Взяв ружье, Рой идет по пляжу, стремясь найти последнего из тех, с кем имел дело. Он еще не видит, а зритель уже знает, что ждет героя. Нацеленный на него автомат закрывает всю переднюю часть финального кадра...
Так американские кинематографисты с разной степенью правдивости и таланта показывают то, что упорно не желают признавать правящие круги США: политический терроризм стал в стране почти обыденным явлением. Причем нити заговоров, направленных на буржуазно-демократические институты Америки, нередко тянутся к государственным учреждениям, функции которых как бы ставят их выше подозрений. Но ведь именно концентрация власти в руках гестапо с последующим разгулом беззакония, террора и политических убийств была главным методом фашизма. Об этом не стоит забывать» (Карцева, 1985: 46-66).
Карцева Е. От наци до ультра // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 9. М.: Искусство, 1985. С. 46-66.