Новость о том, что день рождения невестки будут праздновать в ресторане, Мария Дмитриевна восприняла, как личное оскорбление.
- Совсем современная молодежь обленилась! - причитала она в компании подруг. - Вот вы помните, какие мы столы накрывали на праздники? И салатики, и бутербродики, и горяченькое... У нас в семье обязательно тортик пекли, а то и два. А эта Нинка... Я вообще не понимаю, что они там едят!
- А твой сын что говорит?
- Да ничего не говорит, - поморщилась Мария Дмитриевна. - Его все устраивает. На Нинку разве что не молится. Я-то знаю, что хозяйка она - так себе, но у Ванечки розовые очки на глазах, не понимает ничего.
- Маш, ты б не лезла в дела молодых! - покачала головой она из товарок. - Это их семья, пусть сами разбираются.
- Что значит ИХ семья?! - возмутилась Мария Дмитриевна. - Это НАША семья, и я имею полное право интересоваться, как живет мой сын.
Мария Дмитриевна интересовалась весьма активно. Особенно ее беспокоило, как и чем ее Ванечка питается.
- Тебя твоя Нинка, поди, не кормит совсем... - вздыхала женщина.
- Мам, ну с чего ты так решила? - улыбался Иван. - Смотри, не отощал за год семейной жизни. У нас с этим проблем нет.
Ну, это молодой влюбленный ба.лбес думал, что проблем нет! Но сердце-то материнское не обманешь...
Однажды Мария Дмитриевна пришла к сыну и его жене в выходной день как раз в обеденное время. Якобы проходила мимо и решила заглянуть.
- О, Мария Дмитриевна, здравствуйте! - поприветствовала Нина неожиданную гостью. - Мы как раз за стол садимся. Правда...
- Что? - прищурилась Мария Дмитриевна.
- Я не знаю, едите ли вы такое.
Нина достала из кухонного шкафа какие-то маленькие упаковки, вынула из них брикеты, похожие на спрессованные овощи, разложила по паре штук в пиалы и залила кипятком. Через пару минут в одну пиалу девушка положила заранее сваренный рис и подала своему мужу. Пиалу без риса она взяла себе, добавив туда острый соевый соус.
- Что это?! - изумилась Мария Дмитриевна.
- О, это наша новая любовь, - улыбнулся Иван. - Растворимый японский суп! Уже почти месяц едим, не можем остановиться.
- Но это же... это... это же не домашняя еда!!! - возопила Мария Дмитриевна.
- Зато вкусно. Попробуй, мам!
Но Мария Дмитриевна возмущенно отказалась - что это за растворимая баланда?!
- Супчик должен быть такой, чтобы в нем поварешка стояла, - заявила она.
- Ну вот я сразу и сказала, что вам это не понравится, - хихикнула Нина.
Мария Дмитриевна выпила чаю с печеньем и гордо удалилась. Внутри нее все клокотало от возмущения - у молодой жены выходной, а она не в состоянии приготовить нормальный обед для любимого мужа???
С тех пор Мария Дмитриевна уверилась в том, что ее сынулька питается какой-то ерундой вместо нормальной домашней еды. Иногда в его рассказах о семейной жизни проскакивало, что на завтрак он ел бутерброды, а на ужин заказали пиццу.
А ведь как Мария Дмитриевна ради сына старалась, пока он жил с ней! Обязательно готовила завтрак - кашку, омлетик, сырнички, иногда ленивые вареники. И никаких бутербродов, что еще за глупости?! На обед - все, как положено: обязательно супчик, второе с гарниром, что-нибудь на десерт. Ну и на ужин тоже - горячее блюдо и что-то к чаю. И всегда свеженькое, вчерашней еды в доме Марии Дмитриевны никогда не было.
Ну а по выходным она вообще из кухни не вылезала - пекла домашний хлебушек, пирожки, лепила пельмешки и чебуречки, чтобы заморозить впрок.
А современные де.вки? Распечатала пакет, кипятком залила - вот тебе, любимый муж, обед от заботливой хозяюшки! Аж в глаза людям стыдно смотреть... Ну где такое видано, чтобы жена мужу не готовила и не подавала? А Ванечка хлебает этот пустой химозный бульон да радуется... Вот что в голове у парня?! Любой нормальный мужик уже давно бы кулаком по столу стукнул и популярно объяснил жене, как надо его обихаживать.
Мария Дмитриевна поняла, что сына надо спасать.
С тех пор она два-три раза в неделю приходила к нему домой и приносила приготовленную ей еду. Иван из вежливости, конечно, ел, но было видно, что обоим молодым супругам очень неловко от этого, потому что домашние вкусности предназначались только Ивану, а вот Нину Мария Дмитриевна демонстративно не угощала.
- Мам, ну что это за цирк с конями? - сердился Ваня. - Хватит уже носить мне все эти лотки и миски!
- С каких это пор тебе разонравилась моя стряпня? - обиделась Мария Дмитриевна.
- Да она мне нравится! Просто... мам, у нас с Ниной свой режим жизни и питания.
- И он неправильный! Мужчине надо хорошо питаться и чтобы каждый день ему подавали свежие и разнообразные блюда. А Нина твоя? Что она умеет? Только пиццу заказывать да японские помои в кипятке разводить!
- Мам, прекрати! Если хочешь знать, эти японские "помои", как ты изволила выразиться, я заказал сам.
- Но... как же домашний супчик? Борщик... соляночка... - опешила Мария Дмитриевна.
- Я их тоже люблю. Но сейчас я хочу питаться японскими помоями на завтрак, обед и ужин, - сказал Иван.
"Глупый маленький несмышленыш..." - подумала Мария Дмитриевна. Мальчишка думает, что уже взрослый и может перечить матери? Ничего, Мария Дмитриевна была человеком старой закалки и не собиралась сдаваться. Она все так же носила сыну приготовленную ею еду и принялась учить невестку тому, как надо ухаживать за мужем. Нина с Иваном были, мягко говоря, не в восторге от этого, но на прямой конфликт не шли. В конце-концов, в остальном Мария Дмитриевна была адекватной и даже приятной дамой, только вот ее одержимость домашней едой напрягала.
И тут день рождения Нины. Девушка сразу сказала, что они с мужем приглашают всех в известный ресторан на набережной. Остальные гости тоже оценили выбор заведения, и только Мария Дмитриевна была полна скепсиса. Она была свято уверена, что отмечать праздники надо дома и чтобы столы ломились от домашней еды.
Об этом она постоянно говорила сыну и невестке, а те лишь раздражались в ответ.
- Мама! - негодовал Иван. - Это праздник НИНЫ, и ей решать, как его провести!
- Но я же хочу, как лучше....
- Как лучше, мы решим сами, спасибо.
Сами они решат... У обоих ветер в голове, чего они там решить могут? Лишь бы ничего не делать да деньги транжирить!
Буквально за несколько дней Мария Дмитриевна так надоела сыну подобными рассуждениями и доставкой домашней еды, что он не выдержал.
- МАМА! - почти в полный голос закричал Иван. - Я умоляю, ГОРШОЧЕК, НЕ ВАРИ! Ну ладно, ты поначалу носила пару контейнеров с котлетами и блинами, плошку солянки или борща... Но сейчас ты несколько раз в неделю прешь к нам полные пакеты!
- Но это тебе покушать... - едва не расплакалась Мария Дмитриевна. - Ты же совсем не кушаешь!
- Да нормально я кушаю! - лютовал Иван. - Мам, вот я тебе сейчас один умный вещь скажу, только ты не обижайся... Я только с Ниной понял, что могу питаться, чем хочу и как хочу. А ты меня постоянно закармливала, как свинью на убой. Хорошо, что у меня хороший обмен веществ, а то бы я двери не пролезал! Тебя всю жизнь только и интересовало, как и что я ел. Я с садика еще помню: я тогда сделал тебе открытку к 8 Марта, я так старался, чтобы получилось лучше всех! Делал это оригами в виде тюльпана, клеил, пытался вывести красивые буквы... А ты что?
- А я что? - фыркнула Мария Дмитриевна.
- А ты эту открытку дома чуть ли не на пол швырнула и начала расспрашивать, что я в тот день ел!
- Конечно! - возмутилась Мария Дмитриевна. - Что может быть важнее правильного питания для ребенка?!
- Много что важнее жр.атвы, мама... - горько вздохнул Иван. - Например, детские мечты и надежды. Или страхи. Ты помнишь хоть раз, когда мы разговаривали не о супе и котлетах, а просто по душам? Я все пытался до тебя достучаться, но тебя интересовало только то, как и что я ел. Вот скажи, что ты обо мне знаешь?
Мария Дмитриевна стушевалась. А действительно - что?
- Ну... Ты любишь пирожочки с лучком и яичком... Курочку с картошечкой... - промямлила она.
- Ага. А еще что? Какая моя любимая песня? А любимый цвет? О чем я в детстве мечтал? Кем хотел стать в пять лет? Что меня тревожило? Чего я боялся? В кого был влюблен в старших классах? - прищурился Иван. - Все это прошло мимо тебя, мама. Потому что тебе кастрюли были важнее. И ты знаешь... - парень грустно усмехнулся, - ... я спустя годы даже отца понимаю, почему он ушел от нас. Точнее, от тебя и твоей бесконечной готовки.
Это был почти запрещенный прием - вспоминать об отце. Муж Марии Дмитриевны действительно ушел из семьи, когда Ване было десять лет. Причем, отец звал его с собой, но тут уж Мария Дмитриевна ринулась грудью к амбразуре: "не отдам сыночка родненького!" К тому же, для нее самым страшным ударом был тот факт, что она-то для мужа и борщик со свежеиспеченными пампушечками, и пельмешки домашние со сметанкой, и мяско с картошечкой, а он... ушел к какой-то очкастой мымре, которая вообще готовить не умеет! Это злило даже больше, чем то, что ее променяли на другую.
- А Андрей? - продолжал Иван.
- Нашел, кого вспоминать... - сердито засопела Мария Дмитриевна.
- Он ухаживал за тобой, хотел сделать счастливой. А ты и его начала кормить, как на убой, - вздохнул он.
- Ну так ведь путь к сердцу мужчины лежит через его желудок! - гордо ответила мать. - Это народная мудрость!
- А ему это было не нужно, мам! Ему нужна была ты, а не твои бесконечные пироги. Он и сам тебе готовить хотел, и в рестораны звал...
- Толку-то от этих ресторанов! - фыркнула Мария Дмитриевна. - Одна др.янь за бешеные деньги. Так, как дома, никакой ресторан не приготовит! А мужчина вообще не должен касаться плиты, это обязанность женщины.
- Ну вот опять, мам... - покачал головой Иван. - У тебя одна нямка в голове. А мы, мужчины, не настолько примитивны, чтобы только жр.ать в три горла и чтобы любить женщину исключительно за накрытый стол. Вот ты все колотишься на кухне, а толку? Личного счастья нет, никаких интересов и увлечений нет, еще нас с женой изводишь. Вот стоит оно того?
Подбородок Марии Дмитриевны задергался.
- Но Ванечка, я ж просто хочу, чтобы ты хорошо кушал! - обиженно произнесла она.
- Мама, прекрати. Я счастлив с Ниной, и меня все устраивает. А то, как мы питаемся - наше личное дело. Если я соскучусь по твоей готовке, то просто приду в гости. Но сейчас я умоляю тебя, ХВАТИТ! Не надо таскать к нам мешки еды. Найди себе более интересное занятие. Сходи куда-нибудь, освой новое хобби, займись собой, а не борщами и котлетами. Я тебя очень люблю, но если и ты любишь меня и уважаешь, то уважай и мой образ жизни. День рождения Нины мы будем праздновать в ресторане, это не обсуждается. Я хочу видеть рядом с собой красивую, веселую жену, а не замученную повариху.
Твердый и уверенный тон сына смутил Марию Дмитриевну. Она поняла, что спорить бесполезно. "Ну ничего! - подумала женщина. - Вот увидишь, Ванёчек, что мама была права, и нет ничего лучше и важнее домашней еды!"
Праздник прошел в одном из лучших ресторанов города, который славился и приятной атмосферой, и хорошей кухней, и адекватными ценами. Мария Дмитриевна поначалу демонстративно воротила нос от меню, заказав себе только чай, но потом, глядя, как остальные с аппетитом угощаются вкусными блюдами, не выдержала и попросила принести стейк с гарниром из овощей-гриль.
- Ого! - удивилась она, попробовав первый кусочек сочного мяса. - А я так и не научилась правильно жарить говядину, все какая-то подошва получается. И овощи на гриле никогда не жарила, а это, оказывается, так вкусно!
- Ооо, мам, тебя ждет много удивительных открытий! - рассмеялся Иван. - Спорю на рубль, что ты и сырный крем-суп никогда не пробовала, и хинкали, и том-ям.
Мария Дмитриевна задумалась - да уж, и правда... Как будто вся кулинарная история прошла мимо нее. Ей стало немного стыдно перед самой собой, но она твердо решила попробовать все эти яства, которые раньше считала вредной и ненужной га.достью.
Виновница торжества же мило улыбалась, наслаждаясь жареными морскими гребешками с овощным салатом. Она поняла, что теперь все неожиданные визиты свекрови и пытка килограммами еды прекратятся.
Эпилог.
Больше Мария Дмитриевна не мчалась к сыну с невесткой с пакетами. Иногда , пару раз в месяц она приглашала их на пирог или домашние пельмени, но с поучениями не лезла. У нее освободилось много времени, и поначалу женщина даже не знала, куда его девать. В итоге она записалась на курсы гончарного мастерства, но работа с глиной у нее не задалась. Зато там она познакомилась с Михаилом, у которого в руках это ремесло прекрасно спорилось. Оказалось, что у них много общего, и вскоре дружеское общение переросло в нечто большее.
Михаил, конечно, любил вкусно поесть, но без фанатизма. Он, как и Иван, предпочитал, чтобы его дама лишний раз отдохнула, а не крутилась у плиты. Но у Марии Дмитриевны был зуд по поводу готовки, руки так и просили помесить тесто или фарш. Поэтому в ходе совместного мозгового штурма они с Михаилом решили завести кулинарный блог, где Мария готовит вкусные и интересные блюда, а Михаил организует съемку и изготавливает красивую керамическую посуду для оригинальной подачи.
Конечно, в топы блогеров Мария Дмитриевна не вошла, но зато обзавелась своей аудиторией, которая с нетерпением ждала новых видео.
А через год Иван с Ниной обрадовали ее, что она скоро станет бабушкой.
- Только мам, я тебя прошу, когда наш ребенок подрастет, не пичкай его как меня в детстве, - предупредил Иван.
- Не буду, не буду! - Мария Дмитриевна в шутку сделала вид, что сдается. - Все, сын, не волнуйся. Больше никакой карательной кулинарии. Горшочек теперь варит ровно столько, сколько действительно нужно.