Найти тему

Размышления о заводах в России, и отчего они такие разные впечатления производят на людей неопытных.

По мотивам диспутов на тему того, кто-то хочет идти на завод, а кто-то боится. И такое возникает ощущение что заводы прям разные.

А оно так и есть, разные они. Как СССР для разных людей был разный, так и заводы, часть из которых так из СССР и не вышли. Они и пугают некорепших.

Ну понятно что они разные в более широком, метафизическом смысле. А не то что завод пироженок и завод рельсов разные.

У одних завод это дружный коллектив, чистота и порядок, дешевая и вкусная столовая и приличный оклад жалования. У других это низкокачественный и неинтеллигентный контингент, грязища и антисанитария, дороженные столовки с неперевариваемой пищей и маленькие зарплаты.

Начальство у всех обычно не особо хорошее. Это объединяет.

И истина тут не посередине, что забавно и очень сермяжно, прям вот особый путь как он есть.

А именно так и есть на самом деле. Почти без середины.

И по второму типу, которые ужас-ужас, это, обычно, тяжелое наследие советского режима. А первого типа, где красота и чистота, это уже капиталистическое. Даже если на базе советского.

Притом это иногда может быть на территории одного и того же предприятия быть, кроме шуток. Я такое прям видел.

Когда буквально рядом два цеха, в одном новая линия, вентиляция, и все полсотни человек в чистых спецовках и сверкающих белых касках, манипулируют манипуляторами и возят паллетами на специальных погрузчиках. И все друг другу на вы и будьте так любезны.

картинка в тему из интернета
картинка в тему из интернета

А рядом, ну по меркам завода, такой же цех, но народу там пара сотен, опилки высушивают лужи мазута, непечатные выражения соседствуют с бодрящей феней, подбадривая волокущих на хребтах продукцию разнорабочих.

Ну утрирую, но разница ощутимая.

Что характерно, на зарплату в первом цеху уходит денег вдвое меньше, чем во втором. Хотя во втором народу работает больше вчетверо.

Да.

Так вот, у второго цеха есть важная нагрузка, родом из СССР. Цель второго цеха - чтобы работники работали. Много. Чтобы как в СССР. Не чтобы продукция там, качество-прибыльность, а чтобы много-много народу, и чтобы все при деле.

Ну и зато можно лодыря гонять и халтуру гнать, да. Допуски-шмопуски, да какая разница в общем-то. Главное что люди при деле.

И это обычно без середины.

Ну для примера, например, чтобы, так сказать, из реальной реальности, а не из моих воспоминаний.

АВТОВАЗ, на котором 100 тысяч человек выпускают 700 тысяч автомобилей в год (это в десятых годах), или уж заводик форда, который в тех же годах выпускает где-то под Питером 70 тысяч автомобилей личным составом 2000 сотрудников. Или уж каждый по семь автомобилей - или уж каждый по 35.

Хэндмейд, все дела.

А как иначе то? Чем занять 100 тысяч человек? Если поставить нормальное оборудование - то чего же им делать то?

Зато - госдотации. В общем социализм как он есть.

Да-да, сейчас на том автовазе вроде даже получше стало, но как уж было так уж и было.

Но то на автовазе.

А вообще это - бизнес. Я имею в виду набрать побольше народу, занять их минимально автоматизированным трудом, и ездить в Москву, жаловаться что вот народу много, а денег мало, дайте денег. И дают. Ну давали. Да и дают, чего уж.

В общем я это к чему.

Это я к тому что молодежь, идущая на завод, она же, наивная, думает что "на завод" это примерно везде одно и то же. И слушает, или даже личный опыт имеет, именно исходя из этого.

А если попасть на советский завод, советской закалки, точнее, даже советского времени в нашем времени, этакий временно и тавтологический парадокс, или послушать ветерана такового - это, знаете, очень производит впечатление на человека непривычного. Не, серьезно, в 21 веке брать руками ящик с паллеты и тащить его метров за 100 и там ставить в окошечко где его заберут - это как?

А вот так, для таких целей надо штат иметь человек 10. А то и 20. А если купить погрузчик - то хватит двоих, ну троих, еще и быстрее будет выходить. А как-же социальная нагрузка, советские традиции и государственные дотации?

И вот, традиционно о том, почему происходящее нам на пользу, сейчас же появилась вроде как возможность то избавиться уже от тяжкого наследия. И безработица на минимуме, и импортозамещение на максимуме. И с деньгами у государства проблемы, вроде как давать на поддержку существования этаких вот предприятий где мерилом работы считают усталость как-то уже и некомильфо.

Да чего там, Автоваз в 2023 году выпустил 350 тыщ автомобилей, и это всё силами 35 тысяч сотрудников. То есть каждый выпустил по 10 автомобилей, что, конечно, не 35, но и не 7. Хотя тут я так полагаю все вернется на круги своя. Место такое видимо.

Да.

Впрочем справедливости ради заводы и фабрики с советскими традициями во главе и государственными дотациями в ФОТе и правда мрачноватое место. Даже я, помню, впечатлился когда между делом узнал что алкометры на входе-выходе не то что не работают, но прогрессивные пролетарии заменили жидкости порошочками, которые алкометры не ловят, а зрачки к делу не пришьешь, а вызывать специалистов как-то неловко.

И не лучше ли чтобы они испортились, там хоть знаешь чего ожидать, а тут то вообще непонятно.

Да.