Найти в Дзене
NewMan

Асы баса — Джон Уэттон

Оглавление

Очень влиятельный представитель направления прогрессив-рока и просто блестящий басист, вокалист, мультиинструменталист и автор песенных текстов

-2

Джон Кеннет Уэттон (John Kenneth Wetton)— британский бас-гитарист, вокалист, гитарист, клавишник, автор песен и продюсер. Джон родился в 1949 году.

Свою музыкальную деятельность начал в 1960-х годах, когда играл на органе в церкви.

Джон затем переиграл с множеством групп, включая Mogul Thrash, Family, King Crimson (где играл месте со своим другом детства Робертом Фриппом), Roxy Music/группа Брайана Ферри, Uriah Heep, UK, Asia и Wishbone Ash.

Первой серьёзной командой, в которой он играл, стала группа Family, с которой Уэттон записал два альбома (1971 и 1972). Но его талант полностью раскрылся именно в King Crimson, куда его пригласил друг детства Роберт Фрипп. В составе King Crimson Уэттон записал три альбома, в числе которых Red, являющийся по мнению многих критиков, одним из лучших альбомов группы. Тем не менее, этот период Уэттон впоследствии комментировал так:

В King Crimson я играл до нелепости сложную музыку с очень необычными размерностями. Предложение сыграть с Uriah Heep сулило мне небольшую передышку. Я мог оставаться самим собой, получать удовольствие и играть по-настоящему мощную рок-музыку. В Heep я пришёл уж точно не из-за денег. На тот момент Roxy Music предлагали мне столько же, сколько и Heep, если не больше. Просто я не хотел оставаться с Roxy Music.
-3

В течение следующих пяти лет Уэттон успел сыграть в Roxy Music, Uriah Heep, UK, а в 1980 году записал свой первый сольный альбом Caught In the Crossfire.

-4

Он сформировал прог-супергруппу UK и после их распада в 1980 году объединился с Джеффом Даунсом , Стивом Хоу и Карлом Палмером в другой супергруппе - в "Asia" после того, как он познакомился с Джоном Дэвидом Калоднером, одним из менеджеров локального представительства фирмы грамзаписи Atlantic Records, который посоветовал музыканту собрать собственную группу. Так началась история группы Asia. Наибольшего коммерческого успеха Джон достиг в "Азии", выступая в качестве фронтмена и основного автора песен. Одноимённый дебютный альбом был продан тиражом 8 миллионов копий по всему миру и занял первое место в журнале Billboard по итогам 1982 года.

После того как в 1992 году Джон во второй раз покинул состав группы "Asia", он продолжил сольную карьеру.

Кроме того Уэттон объединялся с Даунсом в Icon и играл с такими артистами, как Брайан Ино , Фил Манзанера , Дэвид Кросс, Ayreon и District 97.

Умер Джон от проклятого рака в 2017 году.

-5

Даю пару десятков треков из карьеры Джона Уэттона, демонстрирующих его огромный талант, который он смог предложить миру не только прогрессив - рока, но музыки вообще

-6

Family – "Sat’d’y Barfly"

Пример раннего Уэттона из альбома Family's Fearless в 1971 году. Его роль здесь не была особенно заметной, но он действительно дает почувствовать свое присутствие ловкими штрихами на басу и на других инструментах. На столь раннем этапе его карьеры ему было нелегко влиться в такую ​​солидную группу, но этот человек сделал это очень спокойно и достойно.

King Crimson – "Larks Tongue In Aspic (Заливное из языков жаворонков)" — часть первая

Инструментал из альбома Larks Tongue In Aspic , который позволил Уэттону продемонстрировать одновременно свою гибкость с точки зрения музыкального стиля и свою ловкость с точки зрения владения басовым инструментом. Хотя его работа здесь никогда не выдвигалась на первый план, но то, что делал Джон, дополняло виртуозность других. Одной из его самых сильных сторон было умение вписаться в любой стиль игры, не напрягаясь и не вспотев, и здесь мы можем понять, почему он был так неоценим для Crimson.

Brian Eno – "The Paw Paw Negro Blowtorch"

В этом треке из альбома Ино 1974 года Here Come The Warm Jets Уэттон продемонстрировал непринужденную способность быть немного фанковым. Его басовый вклад мог бы быть заглушен оживленной и даже почти сумасшедшей смесью инструментов вокруг него, однако Уэттон уверенно звучал в этой почти что звуковой какофонии несмотря ни на что. Даже в молодые годы он работал как столь необходимый надежный якорь в окружающем его безумном музыкальном водовороте

King Crimson – "Starless"

Шанс для Уэттона доказать, что его вокальные способности являются важной частью канона Crimson на альбоме Red .

Его партии были запоминающимися и уверенно вписывались в плавные музыкальные отрывки.

А его басовые партии поднялись от просто ритмической основы до гораздо более важной и сокровенной роли в этом эпическом музыкальном трактате.

Именно на таких треках слышно, как Уэттон привнес в группу мягкую мелодичную составляющую.

Первоначально задуманная Уэттоном как заглавный трек к предыдущей записи Crimson, песня была исключена и переработана во время тура конца весны 1974 года - в конечном итоге вновь появившись не как прямолинейная баллада, а как одно из наиболее типичных расширенных музыкальных исследований группы. Этот долгий период вынашивания привел к некоторым интересным поворотам в развитии песни: например, барабанщик Бруфорд предложил басовый рифф, который доминирует в длинной инструментальной части — и название пришлось сократить, поскольку альбом Starless and the Black Bible  у Crimson уже вышел

King Crimson's Larks Tongues in Aspic (1973) - "Exiles"

Уэттон помог King Crimson уйти от их раннего прогрессивного звучания в сторону более свободной формы, кроме того лидер группы Фрипп добавил Дэвида Кросса, Джейми Мьюира и бывшего члена YES   - Билла Бруфорда.

Вступление к "Exiles" на самом деле адаптировано из музыкального фрагмента, который восходит к выступлениям оригинального состава Crimson 1969 года, но это не касается остальной части этой песни. Отличный пример способности этого состава перейти от одной взрывной музыкальной текстуры в другую, а затем еще в одну

UK – "In The Dead Of Night"

Уэттон никогда не звучал неуместно в такой уважаемой компании, то есть в такой супергруппе как UK. Фактически, он был своего рода путеводной звездой на этом треке из одноименного дебютного альбома группы UK 78 года, где его лирический интеллект и талант подстраивать свой голос под то, что происходит вокруг него, были выдвинуты на передний план. Уэттон был доволен тем, что позволил и другим сорвать аплодисменты, но в этой песне именно он сыграл решающую роль!

UK – "Danger Money"

Уэттон был просто блестящим басистом! Но он умел также обращаться и с другими инструментам. В заглавном треке второго альбома UK 1979 года он продемонстрировал выразительную игру на гитаре, а также исполнение всех вокальных партий. Никогда его не считали гитарным богом, тем не менее, его гитарная игра здесь, безусловно, высочайшего уровня и вполне уместна в компании такого высокого уровня.

"Nothing to Lose" — U.K.'s Danger Money (1979)

"Азия" не возникла из ниоткуда. Уэттон пробовал аналогичный поп-прог несколько лет назад, когда еще был членом незаслуженно забытой супергруппы U.K. с Эдди Джобсоном и Терри Боззио. Единственная разница заключалась в том, что альбом  Danger Money застрял за пределами топ-40.

В конечном итоге U.K. распалась всего после двух альбомов, потому что Уэттон и Джобсон, которые смешивали и подбирали здесь как короткие, так и продолжительные пьесы, очевидно, не могли договориться о том, как длительно песни должны звучать. В конце концов Уэттон нашел новое музыкальное партнерство с Джеффом Даунсом, и все стало на свои места, чтобы этим песням подняться на вершины чартов.

John Wetton – "Turn On The Radio"

В 1980 году Уэттон выпустил свой первый сольный альбом Caught In The Crossfire . И вот такая песня дала ему возможность по-настоящему расцвести во всей своей красе. Здесь были продемонстрированы все элементы его таланта: от инстинктов прог-рока до любви к откровенно мелодичным музыкальным последовательностям.

И решал он все эти задачи с апломбом и динамизмом.

И это было предвестием того, что произойдет с ним потом в группе "Азия"

Asia – "Heat Of The Moment"

Одна из самых известных песен начала 80-х.

Эта супергруппа проявила себя здесь.действительно "в полный рост"! А Уэттон — это центр всей этой мелодичной рок-деятельности. Нелегко было сбалансировать необходимость демонстрации прогрессивных тенденций и коммерческий подход. Однако, благодаря великолепному вокалу Уэттона, Asia с этим хитом 1982 года блестяще добилась этого!

My Own Time (I'll Do What I Want)" -Asia's Alpha (1983)

"My Own Time" не стал большим хитом из второго альбома "Азии" -  Alpha.

Тем не менее, это был запоминающийся глубокий трек, который трогает душевные струны, особенно у всех, кто пострадал от романтических связей. Как и все треки на этом альбоме он был написан Уэттоном и Джеффом Даунсом, которые, казалось, были на подъеме в качестве основных соавторов. 

Пластинка "Альфа" в конечном итоге стала платиновой, но это было воспринято как разочарование после одноименного дебютного альбома Asia, проданного в количестве восьми миллионов экземпляров.

Asia - "Go"

Третий альбом группы  Astra 1985 года часто упускается из виду. Но эта песня — одна из причин, почему на него стоит всё-таки обратить внимание.

Потому что этот трек дал Уэттону желанный шанс позволить себе выразиться вокально, доказав, что его диапазон - это нечто большее, чем просто мастерство мягких баллад.

А его басовые партии в этой вещи просто завораживают.

Иными словами, тут он очень здорово показал себя со всех возможных сторон своего многогранного таланта!

Asia's XXX (2012) — "I Know How You Feel"

Полный концерт альбома  "XXX" ☝

Многослойный, эмоционально насыщенный трек с последнего альбома Asia в оригинальном составе - это больше, чем просто высшая точка второй эры группы. Уэттон и Джефф Даунс объединились в один из самых вдохновляющих моментов на альбоме  "XXX".

John Wetton – "Battle Lines"

Заглавная песня с сольного альбома Уэттона 1994 года (который первоначально был выпущен как Voice Mail ). Она показывает, как он мог быть одновременно инструментально задумчивым и вокально резким.

И здесь Уэттон снова блестяще проявил свои мультиинструментальные способности!

Genesis Revisited - "Firth Of Fifth"

Никогда не бывает легко взяться за песню, настолько связанную с конкретным вокалистом. Но в 1996 году, в версии классического произведения Genesis Стива Хэкетта, Уэттон великолепно музыкально кивнул с любовью в сторону оригинала Питера Гэбриэла , использовав при этом свою собственную мелодическую палитру. И вдобавок он добавил немного гибкой басовой партии. Его исполнение было творческим, но никогда не затмевало важности музыкального первоисточника.

"Raising in Captivity" , Solo (2011)

Последний сольный релиз Уэттона ознаменовался долгожданным воссоединением с бывшим коллегой по King Crimson Робертом Фриппом. Продюсированный и написанный в соавторстве с Билли Шервудом, "Raising in Captivity" начинается с достаточно продолжительной ноты, когда трек невесомо перетекает в хрустящую басовую партию Уэттона . Затем Фрипп добавляет серию блестящих гитарных выпадов, в то время как Уэттон и Шервуд переходят к более традиционной игре, аккуратно приближаясь к старому поп-прог-стилю в духе "Азии". Так продолжается до тех пор, пока снова не вступает Фрипп, играя импульсивное соло пока Уэттон повторяет парящий припев.

Wetton And Downes – "Let Me Go"

Из альбома Icon 2005 года.  

Этот альбом дал Уэттону желанный шанс продемонстрировать свои церковные хоровые корни, потому что (как я написал в самом начале статьи) начинал он именно в церковном хоре.

Это то влияние, которое он всегда считал жизненно важным для его музыкальной карьеры, и вы можете услышать, как оно проявляется в Let Me Go .

Прекрасная - величественная - пышная композиция, в которой он объединил сразу несколько вокальных гармоний, ни разу не переборщив, стала демонстрацией того, какое Уэттон имел врожденное уважение к роли голоса в музыке.

Именно на этой высокой ноте я и завершаю данную статью.

_____

Хотя, нет. Вот еще одна замечательная глубокая песня о смысле жизни и о смерти в память этого замечательного музыканта и автора песенных текстов.

Песня называется 'После всего"

-7

(Вот такой приблизительный машинный перевод)

"После того, как все песни спеты"...."Сцена темна и пуста, но одна свеча горит."...."Как я могу забыть, ведь память продолжается".... «Возьмите любовь, которую мы к вам испытываем, попытайтесь помочь нам понять».........этого финального акта никогда не будет…….Как я могу забыть, продолжает твоя память. "....""После того, как вся твоя боль ушла, одинокие воспоминания остались" ......."И из тьмы, когда я позвоню, скажи мне, пожалуйста, что есть свет"...."После всего... "

_____________

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

(* - все фотографии из открытых источников)