Современная художница Мария Смерчинская исследует глубину феномена женственности в своем многогранном творчестве. И делится своими невероятными изысканиями с ценителями искусства.
Мария живет и работает в Москве. Ведет активную творческую и выставочную деятельность. Является автором множества персональных выставок, активным участником арт-проектов разного уровня, победителем международных и российских конкурсов живописи, лауреатом Российской премии искусств.
Художественное образование Мария Смерчинская начала в раннем возрасте, постигая академические азы в художественной школе, а затем продолжала образование в частных мастерских, в том числе в МГАХИ им. В. И. Сурикова.
Используя все богатство выразительных образов, Мария предпочитает беспредметное искусство, свободные формы и яркие образы, которые позволяют воплотить любой авторский замысел. Беспредметное искусство не является универсальным художественным языком, каждый автор самостоятельно создает и узнаваемые детали, и личную визуальную эстетику, которая превосходно проявлена в картинах Марии.
Абстракции Марии легко складываются во флоральные композиции. Но это не цветочные натюрморты в привычном смысле, а настоящая свобода образов и красок. Широкими и уверенными мазками Мария создает на своих картинах удивительную пластику, экспрессию, от которой у зрителей захватывает дух. Цветочные элементы на полотнах выглядят впечатляюще и грандиозно.
Понятие «флоральный», как правило, означает цветочный сюжет в художественном контексте. Благодаря искусству, мы понимаем, что цветы можно изобразить не только в классических вазах, привычных натюрмортах или в качестве декораций к пасторальным пейзажам. Они представляют собой отдельную стихию, проявленную в хитросплетениях орнаментов, в масштабных узорах и впечатляющих композициях.
Мария создает не только отдельные произведения, но и серии работ, объединенных общей концепцией. Одна из таких серий воплощает собой эстетику абстрактно поданных цветочных символов. Серия получила название FLORALS и отражает многогранную тему, сочетающую в себе энергетику женского начала и живописных образов.
Композиции Марии эмоциональны и экспрессивны по своей подаче, поэтому они так притягивают внимание зрителя. А еще, в творчестве Марии присутствует элемент иммерсивности. Иначе говоря, задействования всего спектра эмоционального восприятия. Таким образом художница может не только показать, но и заставить чувствовать, ощущать, слышать картину. Мария создает фактуру с помощью пастозных мазков, управляет формой и цветом, чтобы выразить широкий диапазон настроения картины.
Глядя на работы Марии зритель словно попадает в настоящую бурю, эмоции захватывают его, несут от пестрых форм к неожиданным цветовым решениям, от привлекательных образов к глубинным философским размышлениям. А поразмышлять над композициями Марии действительно хочется, но тут придётся привлечь весь свой эстетический опыт и бэкграунд художественных переживаний.
Феномен женственности для Марии – неиссякаемый источник тем и вдохновения. Посредством визуальных образов художница умело транслирует то, каким видит назначение и воплощение красоты, суть женской энергии через уникальные живописные формы.
Стихийность и страсть – черты творчества Марии, почерпнутые из женских архетипов. Как и податливость, и смирение, и буйная строптивость, и всепоглощающая нежность. Противоположности легко сочетаются в женской силе также, как сочетаются краски на холстах, как сочетаются разные типы мазков и наложения красочного слоя – уравновешивая друг друга, дополняя, даря безграничные эмоции.
Художница соотносит грани проявления женственности со стихиями, каждую из которых развивает в отдельном цикле своих работ. Огонь, вода, земля, воздух и… женщина – объединяющий пятый и ключевой элемент мироздания, без которого невозможна сама жизнь. Черпая ресурсы из стихий, именно женщина заставляет огонь гореть пламенем страсти, воду – проявлять разнообразие и эмоциональность, землю – продолжать род, воздух – дарить мечты и надежды.
Естественная трансформация мысли уводит художницу к теме взаимодействия женского начала с природой, к гармоничному использованию ее сил и ресурсов. Мария уверена, что женская энергия и энергия природы спаяны и призваны беречь друг друга, находить силы и утешение друг в друге посредством всевозможных приемов. Творчество, несомненно, один из важнейших. И, конечно же, самый красочный.
Мария уверена, что каждая женщина носит внутри себя стихию, умело сочетает переменчивость и грозность со спокойствием и созиданием. Такого спектра эмоционального восприятия и царствования архетипов не найти больше ни у кого. В новой серии картин художница смело проявляет свои мысли в красках и формах.
Картины Марии содержат богатое эмоциональное наполнение, они учат «чувствовать» живопись, не задумываясь над слишком явным сюжетом или жанровыми особенностями. А также воспринимать искусство от целого к частному, полагаясь на внутренние ощущения. Тем более, что ощущений действительно много, ведь помимо пластических форм, в качестве своего инструмента Мария активно использует цвет.
Авторская колористика в работах Марии узнаваема и выверена. И так как речь идет о тематических сериях о природном начале, логично, что в палитре Марии присутствуют натуральные оттенки. Растительные тона, яркие и приглушенные вариации зеленого, желтого, коричневого – из всего этого формируются флоральные образы на картинах Марии.
Прославляя силу женской энергии и ее незыблемую, но утонченную власть, художница умело вырабатывает оттенки с соответствующим настроением. В ее картинах безгранична нежность белого, розового, бежевого, всей гаммы пастельных оттенков, которые легко ложатся на восприятие и создают необходимый эмоциональный фон.
Символика цвета присутствует в каждом произведении, с помощью тонов, полутонов и ярких чистых красок художник наделяет форму смыслом, заставляет ее «заговорить» о чем-то определенном. Это может быть, как неистовый порыв, так и ласковая просьба, мысль о единении с природой, о затишье перед бурей или тотальном превосходстве красоты.
Но красота, как и всегда бывает в искусстве, стилизована. Понятие красивого для живописи также неясно, как и для человека. Ибо созданное, порожденное человеком, это понятие бесконечно и многогранно. Найти свое понятие красоты, его воплощение в мире художественных образов довольно непросто, но можно попробовать сделать это, взаимодействуя с картинами Марии.
Расцветая на полотнах, идеи дают Марии возможность проявить в физическом мире свои способности, таланты, душевные качества и тонкие художественные мысли. Каждая картина – это часть одного целого, каждый образ – замысел, раскрытый путем искусства.
В сущности, каждый художник служит проводником между зрителем и миром художественных образов. Вехи творческого пути, самые яркие образы и впечатляющие композиционные решения не объяснить словами человеку, далекому от мира искусства. Однако, как и у каждого хорошего художника, картины у Марии сами «говорят» за себя. Говорят, цветом и формой, сочетанием элементов, лиричной плавностью мазков и страстными переходами тонов в богатой палитре. И при этом они, конечно же, сохраняют гармонию, целостность.
Целостность – одно из важнейших качеств художественного произведения. Если идея и воплощение не приведены в равновесие, должного впечатления на зрителя не последует. Но в творчестве Марии можно наблюдать профессиональный подход в совокупности с тонким художественным чутьем, что и приводит к той самой целостности каждого созданного ею образа.
Работы Марии являются отличным примером интерьерной живописи. В том смысле, что они гармонично сочетаются с совершенно любым пространством, будь то выставочное или личное. Приковывая к себе внимание, ее картины при этом не создают тяжеловесности, они не конфликтуют с элементами окружающей обстановки, по-настоящему преобразовывают каждое выбранное им место, могут послужить стильным интерьерным решением, а также отражением тонкого вкуса обладателя такой картины.
Коллекционирование произведений искусства является современным элитарным хобби, многие коллекционеры стараются пополнить личные фонды выдающимися произведениями современных авторов. Какие критерии важны в этом контексте?
Прежде всего, учитываются качества репрезентативности. Ведь произведение из личной коллекции хочется не только хранить, но демонстрировать. Если картина обладает необходимыми для этого качествами, ценность ее, как и всякого произведения искусства, с годами будет только увеличиваться.
В работах Марии чувствуется не только высокий потенциал, но и репрезентативность, визуальная гармония, позволяющая по-настоящему украсить ими пространство. Причем совершенно не важно, какая жилая зона для этого будет выбрана: будет ли это что-то глубоко личное, место уединения и творческих поисков, или же место совместного семейного и дружеского времяпровождения – картины Марии одинаково выигрышно смотрятся везде.
Однако нельзя игнорировать концептуальную составляющую такого искусства. Художница заключает в собственных композиционных решениях энергию, идейность и определенный посыл. Уклон делается на исследование женственности, его многообразной сути и многочисленных эстетических элементах.
Что есть женственность по мнению художника и аудитории, для которой он творит? Вероятно, в понятие женственности можно включить гармоничное сочетание противоположностей. Да, такое возможно, и возможно лишь когда мы говорим о культурных феноменах. Сила в слабости, твердость в доброте, нежность в естественности и непосредственности, самобытность, непохожесть.
Описывать картины Марии, это как описывать податливость изящного ручейка и сокрушительную силу морской волны одновременно. Через подобные определения можно приблизиться к концептуальному содержанию картин Марии Смерчинской.
Стилистические особенности роднят ее творчество с экспрессионистами конца XIX – начала XX века, хотя для современного искусства четкого разделения на стили уже не существует. Однако манера создавать формы широкими мазками, цветовыми полосами, сочетанием пестрых элементов зародилась именно в тот период. Правда первые экспрессионисты отрицали ценности старого искусства, старались создать шокирующие изображения, встряхнуть зрителя и мало думали об эстетике. Тогда как в картинах Марии эстетическая составляющая наоборот очень сильна.
Она проявляется в управляемой экспрессии, в плавности движения взгляда по холсту, в пробуждении глубоких и искренних чувств, происхождение которых не всегда объяснимо.
Визуальное искусство умело действует на наше подсознание, создает связи между образами прошлого и ощущениями настоящего. И от предмета, на который мы смотрим, зависит, будут ли эти ощущения вдохновляющими и созидательными или наоборот, отталкивающими и разрушительными, как у экспрессионистов ХХ века.
Разумеется, исключительная эстетичность картин Марии может служить только в жизнеутверждающем ключе, подталкивать к осмыслению, вдохновению и созиданию, заставлять открывать внутри себя свет и доброту.
Размышления о ретроспективе художественных стилей наводит и на размышления о назначении искусства как такового. Художники древности вкладывали в искусство сакральный смысл. Для них акт творения был связан с самим мирозданием, со всемогущими силами, царящими вне человеческого понимания. Но очень быстро открылась и другая сторона искусства – преображать реальность. Расписывать, дополнять, трансформировать, украшать созданное природой.
Однако творчество Марии учит не противопоставлять искусство природе, а наоборот, объединять созданное ею с тем, что привносит в этот мир человек. И особенно – женщина, как неотъемлемая часть всемогущего природного начала, порождающая жизнь, меняющая мир, украшающая его всеми возможными способами: терпением, нежностью, страстью, творчеством и покровительством.
Беречь свое умение видеть внутреннюю красоту также важно, как и умение ценить красоту внешнюю. Мир, который нас окружает, служит бесконечным источником сил творить, сохранять и приумножать лучшее в нем: искусство, природу, тепло общения человека с человеком, которое происходит путем того же искусства.