Найти тему

МИСТИКА В ОБЪЕКТИВЕ, или КТО ЗАПЕЧАТЛЁН НА 25 КАДРЕ?

Оглавление

Почему у скульптур Древнего Египта отбиты носы? Почему многие киноактёры отказываются сниматься в гробу, изображая покойников? И как это связано с нашей реальностью, с кинематографом и фотографией?!

Александр Беланов.
Александр Беланов.

126.000 показов от Дзена и почти 8.000 прочтений получила моя публикация "Кот в мешке". Хороший старт для нового канала "Фотошкола", не правда ли?.. В сегодняшней публикации я решил не давать советов, а рассказать поучительные истории, связанные с кино, театром, телевидением и фотографией, рассмотреть жизнь (и не только!) через "объектив!" нашей памяти, жизненного опыта. Не страшно?.. Тогда поехали!..

"Азбука Веры"
О мистицизме: "Каждое явление мы тогда только можем себе ясно представить и понять, когда возьмём его в наиболее типичной форме и наиболее ярком выражении. Такой типичной формой мистической жизни, её центром и кульминационным пунктом, по общему признанию исследователей мистицизма, является состояние экстаза..."

История 1. "РИЧАРД III. ЖЕРТВА - ПАЛАЧ"

В первые годы перестройки, когда сквозь асфальт коммунистических догм и заблуждений начало пробиваться индивидуальное предпринимательство, я создал в Крыму первую частную телекомпанию "NFI". Опыта - ноль, но желания - выше крыши! А идей - пруд пруди!..

В Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького прошла громкая премьера "Ричарда III", с Валерием Шатоваловым в главной роли.

Спектакль мы отсняли, но использовали лишь как основу телевизионного фильма, где главный герой - зритель, пропустив через себя "крымскую" версию шекспировской трагедии, создаёт в своём воображении ещё одну, под названием "Ричард III. Жертва - палач".

Последний король Англии из дома Йорков Ричард III в нашем, телевизионном варианте, перемещается во времени, попадая из Средневековья в СССР, в момент смуты и крушения советской империи...

Кадр из фильма "Ричард III. Жертва - палач". В роли Ричарда - александр Беланов.
Кадр из фильма "Ричард III. Жертва - палач". В роли Ричарда - александр Беланов.

Отсюда и съёмочные локации: мастерская, где часовых дел мастер принимает в ремонт часы со стрелками, идущими в обратную сторону; городская свалка, где Ричард копается в поиске пропитания, пытаясь понять, что это такое - "цивилизация" и навязанное Западом "общество потребления"; психбольница имени Розы Люксембург; городской морг с мертвецкой и, наконец-то, площади и улицы Москвы, где Ельцин на танке объясняет народу, что жизнь - цена за их свободы...

Кто будет играть роль Ричарда, переместившегося из прошлого в наши дни?! Понятное дело - тот, кто создал телекомпанию и первым в Крыму приобрёл по тем временам самую навороченную съёмочную аппаратуру: несколько камер Панасоник S-VHS, с монтажной линейкой в придачу.

-3

Какая-то дивчина бегала с "хлопушкой" и орала, как подорванная: "Свет! Камера! Мотор!" Остальные просто угорали в экстазе...

Психушка им. Розы Люксембург - словно игрушечный макет всего того, что мы понастроили и от чего затем отмахнулись в 1991. Когда я вошёл в костюме Шекспира в палату для тихо-помешанных, пациенты захлопали в ладоши, а один философски заметил: "Наш! Если до утра доживёт..."

Врачи мне потом рассказали - с кем я обнимался, распивая "вино своей вины". Один сжёг мать родную в печи, другой насиловал домашних животных, третий... Страшно не было... Во время службы в армии был фотографом. Отделение судмедэкспертов Особого отдела Одесского военного округа. Вот где - настоящий "жесткач".

Кадр из фильма "Ричард III. Жертва - Палач". В отделении Симферопольской психбольницы им. Розы Люксембург. В роли Шекспира - Александр Беланов. Фото. Александра Кадникова.
Кадр из фильма "Ричард III. Жертва - Палач". В отделении Симферопольской психбольницы им. Розы Люксембург. В роли Шекспира - Александр Беланов. Фото. Александра Кадникова.

Оказавшись на крымской "свалке истории", я серьёзно задумался: чего от человека больше - пользы или вреда?! Горы, сотни тонн мусора, крысы и вороньё... А на экране телевизоров, в семейных фотоальбомах - сытые, довольные, заметно поглупевшие лица... Я - не исключение. Обидно, Зин!..

В морге, при симферопольском мединституте, было тихо. От въедливого, сладкого запаха - немного подташнивало. Запах смерти! Формалин...

Гримёры "изуродовали" моё лицо до неузнаваемости. Лежу на каталке. Голый, под простынёй. Везут по коридору, в мертвецкую. Телеоператор Виктор Романенко снимает через плечо санитара. "Первый раз с ещё тёпленьким имею дело!" - хихикая, просвистел сквозь выбитый зуб, мужик в белом халате. "О чём это он?!" - не понял я...

Железные створки двери старого лифта с лязгом разъехались. Я - внутри. Свет пропал. Лечу вниз. Каталка автоматически съезжает в "морозильную камеру". Преисподняя!..

И тут, оказавшись между трёх десятков не опознанных трупов, задаюсь вопросами: "Что я делаю?! Сумасшедший?! А эти люди с камерами и фотоаппаратами - они кто?.. И почему я здесь один?! Как дальше жить?.."

Ребята решили подшутить надо мной, оставив наедине с собой в морозильнике морга на целых полчаса!..

Может кому-то и покажется странным, но все, кто принимал в той съёмке участие - телеоператор, редактор, художник-постановщик - все умерли... А мне, где-то через неделю после завершения съёмок, по-настоящему изуродовали лицо. Восемь рваных ран! Дальше работали не гримёры, а пластические хирурги...

История 2. "ПРАВИЛО АЛЕНА"

Случайных встреч не бывает!.. Какие силы сводят людей, ещё минуту назад не догадывающихся о существовании друг друга, - не знаю. Но уверен, Господь посылает нам не только "манну небесную", но и тяжкие испытания. Поверьте, испытание людьми - одно из них...

Сербский актёр и режиссёр Петар Зекавица. Фото. Александра Беланова.
Сербский актёр и режиссёр Петар Зекавица. Фото. Александра Беланова.

Зашёл в телевизионную монтажку, поздоровался. Молодой парень, спрятавшись под кипой волос, на плохом русском заводит "старую пластинку":

- Я слышал о вас, Санчо! Говорят, мастер!..

Представившись сербским актёром и режиссёром Петаром Зекавицей, продолжил:

- Посмотрите мой ролик! Всего-то пять минут!.. Мне важно знать: я не совсем пропащий... Как режиссёр?..

... Посмотрел. Похвалил. А через минуту вернулся и камня на камне от ролика не оставил. Так и познакомились...

Петар Зекавица и Александр Беланов на "зелёнке". Фото из архива А. Беланова.
Петар Зекавица и Александр Беланов на "зелёнке". Фото из архива А. Беланова.

Однажды Петар попросил помочь со съёмкой своего первого короткометражного фильма. Дал почитать "Чайку по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха, предложив взять её за основу к сценарию фильма "Правило Алена".

Все роли - у студентов Российской государственной специализированной академии искусств, единственного в мире ВУЗа, где готовят актеров с нарушениями слуха.

- Санчо, а тебя попрошу сыграть роль клоуна-дьявола, скупающего души актёров из театрального балагана, поселившихся в лесу...

Александр Беланов в роли клоуна - дьявола в фильме "Правило Алена". Фото из архива А. Беланова.
Александр Беланов в роли клоуна - дьявола в фильме "Правило Алена". Фото из архива А. Беланова.

Я сразу вспомнил, чем закончились мои съёмки в фильме "Ричард III. Жертва - палач" и категорически отказался от столь лестного предложения. Господи, сколько их было в этой жизни - "звоночков" от Ангела-хранителя...

"Русский человек очень набожен! Он прежде, чем тебя топором зарубить - обязательно перекрестится..."

Короче, зашли мы в Храм и крестили наше сербское дарование Петара! Крестник мой стал популярным российским актёром, да и в Сербии его фильм "Правило Алена" хорошо приняли!..

Мне повезло меньше... Летом, сразу после съёмок "Правила Алена", чуть было не утонул в одном из подмосковных озёр. Не смейтесь, но родившись на берегу двух морей, я так и не научился плавать...

...И вот, тихо опускаюсь на дно пресного озера. Уже мысленно прощался с жизнью и вдруг слышу громкий, я бы сказал, громовой голос: "Иди!"

Мозг переспросил: как?

"Пешком иди!" - прогремело свыше. Сделал один шаг, второй... Чувствую, с души камень свалился... Легко так стало. Светло!.. Топ, топ... Так и вышел на берег. Как те тридцать три богатыря, из сказки Пушкина!

А вот если бы не крестился мой сербский друг?.. Клоун-дьявол, уверен в этом - закопал бы меня в вязком озерном иле...

История 3. "ЗАГАДКИ ЙОРДАНСА"

Ещё в школе, получая от старшеклассников в нос, заметил, что и у статуй в Древнем Египте носы были расквашены.

Египтяне считали, что статуи – это проводники божественной сущности в мир обычных смертных. Когда боги снисходят с небес в посвящённые им храмы, они вселяются в свои изваяния... Лишив "божественный лик" носа, египтяне были уверены, что закупорили божественную сущность, словно того Джина в бутылке...

Кадр из фильма Александра Беланова. "Загадки Йорданса". Фото из личного архива А. Беланова.
Кадр из фильма Александра Беланова. "Загадки Йорданса". Фото из личного архива А. Беланова.

Но если древние загоняли "джина в бутылку", то моя миссия - выпускать его наружу. Пусть даже и с риском для собственной жизни...

...Позвонили из телекомпании "Цивилизация". Предложили сотрудничество. Для канала "Культура" планировалось снять документальный фильм о реставрации, спасении знаменитой картины фламандского художника Якоба Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина".

Представилась уникальная возможность за полтора года реставрационных работ поэтапно отследить и запечатлеть виртуозную работу художников - реставраторов!

В роли Якоба Йорданса - актёр Станислав Эрдлей. Фото. Александра Беланова.
В роли Якоба Йорданса - актёр Станислав Эрдлей. Фото. Александра Беланова.
Кадр из фильма Александра Беланова. "Загадки Йорданса". Фото из личного архива А. Беланова.
Кадр из фильма Александра Беланова. "Загадки Йорданса". Фото из личного архива А. Беланова.

- А можно я "оживлю" картину? Выпущу из бутылка джина, точнее - сатира?! Идея всем понравилась.

Википедия: При реставрации применялись размягчающие компрессы, которые позволяли уложить кракелюр, а после закрепить его, не повреждая авторский слой. Был заменён подрамник картины, а также проведены исследования в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах, взяты пробы красочного слоя. Процессу реставрации 2012 года посвящён документальный фильм «Возрождённый шедевр. Загадки Йорданса» (режиссёр Александр Беланов), показанный на телеканале «Культура».


Как мне показалось, я уловил главное: история пишется династиями. Фамилия, наставничество, традиции - коды сохранения культурного наследия, развития цивилизации...

Кадр из фильма Александра Беланова. "Загадки Йорданса". Фото из личного архива А. Беланова.
Кадр из фильма Александра Беланова. "Загадки Йорданса". Фото из личного архива А. Беланова.

Телеканал "Культура" поставил фильм "Загадки Йорданса" в сетку вещания сразу после просмотра "черновой" сборки. Явление - редкое, я бы сказал - уникальное на телевидение...

Я и сам заметил, что картина «Сатир в гостях у крестьянина» Якоба Йорданса создаёт иллюзию того, что это мы сидим за одним столом с Сатиром. Тогда и родилась идея оживить картину, рассказать историю персонажей.

Всё бы ничего, но меня пугал образ Сатира. Пьющий, хамовитый, рогатый... Специально для съёмок заказали линзы "кошачьи глаза".

Но существовала ещё одна проблема - обнажённые тела. Боялся, что "Культура!" не пропустит. Показали! Потому что - красиво, тонко, не навязчиво...

Работаем над созданием образа Сатира. Фото из архива Александра Беланова.
Работаем над созданием образа Сатира. Фото из архива Александра Беланова.
Автор и режиссёр Александр Беланов и директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова.
Автор и режиссёр Александр Беланов и директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова.

А ещё в фильме воссоздана увлекательная история покупки Екатериной II большой коллекции голландской живописи.

В "Загадках Йорданса" приняли участие сотрудники ГМИИ им. А. С. Пушкина: директор Ирина Антонова, заведующий отделом старых мастеров Вадим Садков, заведующий лабораторией физических методов исследования Юлий Питеря, художник-реставратор Николай Колесников, заместитель заведующего отделом реставрации Надежда Кошкина, ректор Московской государственной художественно-промышленной Академии им. С. Г. Строганова Сергей Курасов.

Последние кадры фильма. Фото из архива Александра Беланова.
Последние кадры фильма. Фото из архива Александра Беланова.

...Признаюсь, я долго и нервно дёргался, оборачиваясь на скрип тормозов проезжающих мимо автомобилей. Всё ждал - когда и где схватит за руку оживлённый мною Сатир, погрозит пальчиком: "Должок!"

Это произошло. Тихо, незаметно... Последние 4 года я работаю фотохудожником в Московском академическом театре сатиры. Как говорится: с чего начал свою карьеру, тем и заканчиваю...

Опережаю ваш вопрос: а что с 25 кадром?! Чуть было не забыл... В Голливуде придумали вставлять в 25 кадр киноплёнки одно единственное слово "Пить!"

После просмотра очередного боевика, янки толпами выстраивались за живительной влагой холодной "кока-колы". Но мы русские, мы пойдём своим путём! Хочется, ой как хочется выпустить очередного Джина из бутылки.

Но это уже будет совсем другое кино! Вот допишу восьмую серию и начнём...

Автор - Александр БЕЛАНОВ (фото автора)

________________________________________

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы не пропустить новую публикацию!

Спасибо за лайки и комментарии! Они помогают мне в раскрутке канала.

До монетизации ещё далеко, а развивать канал надо! Всем желающим помочь "Фотошколе": Сбербанк 5228 6005 7799 6525

Спасибо, друзья!