Почему у скульптур Древнего Египта отбиты носы? Почему многие киноактёры отказываются сниматься в гробу, изображая покойников? И как это связано с нашей реальностью, с кинематографом и фотографией?!
126.000 показов от Дзена и почти 8.000 прочтений получила моя публикация "Кот в мешке". Хороший старт для нового канала "Фотошкола", не правда ли?.. В сегодняшней публикации я решил не давать советов, а рассказать поучительные истории, связанные с кино, театром, телевидением и фотографией, рассмотреть жизнь (и не только!) через "объектив!" нашей памяти, жизненного опыта. Не страшно?.. Тогда поехали!..
"Азбука Веры"
О мистицизме: "Каждое явление мы тогда только можем себе ясно представить и понять, когда возьмём его в наиболее типичной форме и наиболее ярком выражении. Такой типичной формой мистической жизни, её центром и кульминационным пунктом, по общему признанию исследователей мистицизма, является состояние экстаза..."
История 1. "РИЧАРД III. ЖЕРТВА - ПАЛАЧ"
В первые годы перестройки, когда сквозь асфальт коммунистических догм и заблуждений начало пробиваться индивидуальное предпринимательство, я создал в Крыму первую частную телекомпанию "NFI". Опыта - ноль, но желания - выше крыши! А идей - пруд пруди!..
В Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького прошла громкая премьера "Ричарда III", с Валерием Шатоваловым в главной роли.
Спектакль мы отсняли, но использовали лишь как основу телевизионного фильма, где главный герой - зритель, пропустив через себя "крымскую" версию шекспировской трагедии, создаёт в своём воображении ещё одну, под названием "Ричард III. Жертва - палач".
Последний король Англии из дома Йорков Ричард III в нашем, телевизионном варианте, перемещается во времени, попадая из Средневековья в СССР, в момент смуты и крушения советской империи...
Отсюда и съёмочные локации: мастерская, где часовых дел мастер принимает в ремонт часы со стрелками, идущими в обратную сторону; городская свалка, где Ричард копается в поиске пропитания, пытаясь понять, что это такое - "цивилизация" и навязанное Западом "общество потребления"; психбольница имени Розы Люксембург; городской морг с мертвецкой и, наконец-то, площади и улицы Москвы, где Ельцин на танке объясняет народу, что жизнь - цена за их свободы...
Кто будет играть роль Ричарда, переместившегося из прошлого в наши дни?! Понятное дело - тот, кто создал телекомпанию и первым в Крыму приобрёл по тем временам самую навороченную съёмочную аппаратуру: несколько камер Панасоник S-VHS, с монтажной линейкой в придачу.
Какая-то дивчина бегала с "хлопушкой" и орала, как подорванная: "Свет! Камера! Мотор!" Остальные просто угорали в экстазе...
Психушка им. Розы Люксембург - словно игрушечный макет всего того, что мы понастроили и от чего затем отмахнулись в 1991. Когда я вошёл в костюме Шекспира в палату для тихо-помешанных, пациенты захлопали в ладоши, а один философски заметил: "Наш! Если до утра доживёт..."
Врачи мне потом рассказали - с кем я обнимался, распивая "вино своей вины". Один сжёг мать родную в печи, другой насиловал домашних животных, третий... Страшно не было... Во время службы в армии был фотографом. Отделение судмедэкспертов Особого отдела Одесского военного округа. Вот где - настоящий "жесткач".
Оказавшись на крымской "свалке истории", я серьёзно задумался: чего от человека больше - пользы или вреда?! Горы, сотни тонн мусора, крысы и вороньё... А на экране телевизоров, в семейных фотоальбомах - сытые, довольные, заметно поглупевшие лица... Я - не исключение. Обидно, Зин!..
В морге, при симферопольском мединституте, было тихо. От въедливого, сладкого запаха - немного подташнивало. Запах смерти! Формалин...
Гримёры "изуродовали" моё лицо до неузнаваемости. Лежу на каталке. Голый, под простынёй. Везут по коридору, в мертвецкую. Телеоператор Виктор Романенко снимает через плечо санитара. "Первый раз с ещё тёпленьким имею дело!" - хихикая, просвистел сквозь выбитый зуб, мужик в белом халате. "О чём это он?!" - не понял я...
Железные створки двери старого лифта с лязгом разъехались. Я - внутри. Свет пропал. Лечу вниз. Каталка автоматически съезжает в "морозильную камеру". Преисподняя!..
И тут, оказавшись между трёх десятков не опознанных трупов, задаюсь вопросами: "Что я делаю?! Сумасшедший?! А эти люди с камерами и фотоаппаратами - они кто?.. И почему я здесь один?! Как дальше жить?.."
Ребята решили подшутить надо мной, оставив наедине с собой в морозильнике морга на целых полчаса!..
Может кому-то и покажется странным, но все, кто принимал в той съёмке участие - телеоператор, редактор, художник-постановщик - все умерли... А мне, где-то через неделю после завершения съёмок, по-настоящему изуродовали лицо. Восемь рваных ран! Дальше работали не гримёры, а пластические хирурги...
История 2. "ПРАВИЛО АЛЕНА"
Случайных встреч не бывает!.. Какие силы сводят людей, ещё минуту назад не догадывающихся о существовании друг друга, - не знаю. Но уверен, Господь посылает нам не только "манну небесную", но и тяжкие испытания. Поверьте, испытание людьми - одно из них...
Зашёл в телевизионную монтажку, поздоровался. Молодой парень, спрятавшись под кипой волос, на плохом русском заводит "старую пластинку":
- Я слышал о вас, Санчо! Говорят, мастер!..
Представившись сербским актёром и режиссёром Петаром Зекавицей, продолжил:
- Посмотрите мой ролик! Всего-то пять минут!.. Мне важно знать: я не совсем пропащий... Как режиссёр?..
... Посмотрел. Похвалил. А через минуту вернулся и камня на камне от ролика не оставил. Так и познакомились...
Однажды Петар попросил помочь со съёмкой своего первого короткометражного фильма. Дал почитать "Чайку по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха, предложив взять её за основу к сценарию фильма "Правило Алена".
Все роли - у студентов Российской государственной специализированной академии искусств, единственного в мире ВУЗа, где готовят актеров с нарушениями слуха.
- Санчо, а тебя попрошу сыграть роль клоуна-дьявола, скупающего души актёров из театрального балагана, поселившихся в лесу...
Я сразу вспомнил, чем закончились мои съёмки в фильме "Ричард III. Жертва - палач" и категорически отказался от столь лестного предложения. Господи, сколько их было в этой жизни - "звоночков" от Ангела-хранителя...
"Русский человек очень набожен! Он прежде, чем тебя топором зарубить - обязательно перекрестится..."
Короче, зашли мы в Храм и крестили наше сербское дарование Петара! Крестник мой стал популярным российским актёром, да и в Сербии его фильм "Правило Алена" хорошо приняли!..
Мне повезло меньше... Летом, сразу после съёмок "Правила Алена", чуть было не утонул в одном из подмосковных озёр. Не смейтесь, но родившись на берегу двух морей, я так и не научился плавать...
...И вот, тихо опускаюсь на дно пресного озера. Уже мысленно прощался с жизнью и вдруг слышу громкий, я бы сказал, громовой голос: "Иди!"
Мозг переспросил: как?
"Пешком иди!" - прогремело свыше. Сделал один шаг, второй... Чувствую, с души камень свалился... Легко так стало. Светло!.. Топ, топ... Так и вышел на берег. Как те тридцать три богатыря, из сказки Пушкина!
А вот если бы не крестился мой сербский друг?.. Клоун-дьявол, уверен в этом - закопал бы меня в вязком озерном иле...
История 3. "ЗАГАДКИ ЙОРДАНСА"
Ещё в школе, получая от старшеклассников в нос, заметил, что и у статуй в Древнем Египте носы были расквашены.
Египтяне считали, что статуи – это проводники божественной сущности в мир обычных смертных. Когда боги снисходят с небес в посвящённые им храмы, они вселяются в свои изваяния... Лишив "божественный лик" носа, египтяне были уверены, что закупорили божественную сущность, словно того Джина в бутылке...
Но если древние загоняли "джина в бутылку", то моя миссия - выпускать его наружу. Пусть даже и с риском для собственной жизни...
...Позвонили из телекомпании "Цивилизация". Предложили сотрудничество. Для канала "Культура" планировалось снять документальный фильм о реставрации, спасении знаменитой картины фламандского художника Якоба Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина".
Представилась уникальная возможность за полтора года реставрационных работ поэтапно отследить и запечатлеть виртуозную работу художников - реставраторов!
- А можно я "оживлю" картину? Выпущу из бутылка джина, точнее - сатира?! Идея всем понравилась.
Википедия: При реставрации применялись размягчающие компрессы, которые позволяли уложить кракелюр, а после закрепить его, не повреждая авторский слой. Был заменён подрамник картины, а также проведены исследования в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах, взяты пробы красочного слоя. Процессу реставрации 2012 года посвящён документальный фильм «Возрождённый шедевр. Загадки Йорданса» (режиссёр Александр Беланов), показанный на телеканале «Культура».
Как мне показалось, я уловил главное: история пишется династиями. Фамилия, наставничество, традиции - коды сохранения культурного наследия, развития цивилизации...
Телеканал "Культура" поставил фильм "Загадки Йорданса" в сетку вещания сразу после просмотра "черновой" сборки. Явление - редкое, я бы сказал - уникальное на телевидение...
Я и сам заметил, что картина «Сатир в гостях у крестьянина» Якоба Йорданса создаёт иллюзию того, что это мы сидим за одним столом с Сатиром. Тогда и родилась идея оживить картину, рассказать историю персонажей.
Всё бы ничего, но меня пугал образ Сатира. Пьющий, хамовитый, рогатый... Специально для съёмок заказали линзы "кошачьи глаза".
Но существовала ещё одна проблема - обнажённые тела. Боялся, что "Культура!" не пропустит. Показали! Потому что - красиво, тонко, не навязчиво...
А ещё в фильме воссоздана увлекательная история покупки Екатериной II большой коллекции голландской живописи.
В "Загадках Йорданса" приняли участие сотрудники ГМИИ им. А. С. Пушкина: директор Ирина Антонова, заведующий отделом старых мастеров Вадим Садков, заведующий лабораторией физических методов исследования Юлий Питеря, художник-реставратор Николай Колесников, заместитель заведующего отделом реставрации Надежда Кошкина, ректор Московской государственной художественно-промышленной Академии им. С. Г. Строганова Сергей Курасов.
...Признаюсь, я долго и нервно дёргался, оборачиваясь на скрип тормозов проезжающих мимо автомобилей. Всё ждал - когда и где схватит за руку оживлённый мною Сатир, погрозит пальчиком: "Должок!"
Это произошло. Тихо, незаметно... Последние 4 года я работаю фотохудожником в Московском академическом театре сатиры. Как говорится: с чего начал свою карьеру, тем и заканчиваю...
Опережаю ваш вопрос: а что с 25 кадром?! Чуть было не забыл... В Голливуде придумали вставлять в 25 кадр киноплёнки одно единственное слово "Пить!"
После просмотра очередного боевика, янки толпами выстраивались за живительной влагой холодной "кока-колы". Но мы русские, мы пойдём своим путём! Хочется, ой как хочется выпустить очередного Джина из бутылки.
Но это уже будет совсем другое кино! Вот допишу восьмую серию и начнём...
Автор - Александр БЕЛАНОВ (фото автора)
________________________________________
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы не пропустить новую публикацию!
Спасибо за лайки и комментарии! Они помогают мне в раскрутке канала.
До монетизации ещё далеко, а развивать канал надо! Всем желающим помочь "Фотошколе": Сбербанк 5228 6005 7799 6525
Спасибо, друзья!