40 подписчиков

«Придем к победе клоунизма!»-1

Памяти могилевского актера, режиссера, клоуна, перформера Жана Мельникова немного про историю могилевской клоунады и уличного движения

В авангардных тусовках Могилева, Минска и Санкт-Петербурга Жана (Евгения) Мельникова знали как актера, режиссера, клоуна, перформера, организатора уличного движения. Где бы он ни появлялся, жизнь вокруг закипала полным ходом: будь то клоунада, театр, причем, с глухими артистами, или просто дружеские посиделки и праздники.

Жан Мельников. Dreamflash 2014. Фото из вк Dreamflash в Могилёве
Жан Мельников. Dreamflash 2014. Фото из вк Dreamflash в Могилёве

Жан умер 12 июня 2015 года. Наш разговор состоялся, когда он уже находился в больнице и знал, что осталось немного… Так что этот рассказ о его жизни, истории могилевской пантомимы и клоунады стал практически последней исповедью. Но в то же время через повествование прослеживается жизнь города, его история.

Иногда воспоминания выглядят фрагментарными, разорванными, но уточнить уже не у кого… Тогда мы в разговоре делали акцент на Могилев, теперь понимаю, что нужно было подробнее расспросить про питерский период и про всех, с кем он встречался. Ведь Жан общался с актерами известного театра клоунады «Лицедеи» Славы Полунина, в 80-е в знаменитом ленинградском рок-кафе «Сайгон» перезнакомился с питерской рок-тусовкой и поучаствовал в самых разнообразных мероприятиях.

Все началось с самодеятельности

Точкой отсчета своей околокультурной деятельности Жан назвал 1983-й год, когда он, закончив в Могилеве 70-е училище, пошел работать не актером, а слесарем по ремонту оборудования на заводе «Химволокно». Как-то на предприятии проходил конкурс самодеятельности, на котором его заметил Владимир Барановский и предложил попробовать свои силы в качестве актера в его театре. Барановский в те времена организовывал большие городские праздники и параллельно был режиссером агиттеатра «Улыбка» в Доме культуры им.Куйбышева.

– С агиттеатром мы частенько ездили на гастроли: летали в Читу, Одессу, на китайскую границу, где работали перед солдатами, – вспоминал Жан. – Но в 1985-го году я перебрался работать киномехаником и ди-джеем в ДК 12-го стройтреста на Советской площади (ныне Дворец гражданских обрядов). Там и началась моя эпопея с пантомимой, клоунадой и всевозможными экспериментами.

Жан Мельников. Выступление на городском мероприятии в Могилеве. Фото из ВК Жана Мельникова
Жан Мельников. Выступление на городском мероприятии в Могилеве. Фото из ВК Жана Мельникова

Московский наставник могилевской студии пантомимы

А получилось это так. Из Санкт-Петербурга в Могилев приехал молодой человек Александр Лугин, у которого в нашем городе жила мать. Лугин на тот момент был уже достаточно известной личностью в московских авангардных кругах: актер, музыкант, художник, перформер, участник легендарной московской арт-группы “СЕВЕР”. В 80-е он участвовал в объединении «Белая река», существовавшем под крышей киностудии Ролана Быкова. А начинал Лугин с питерского театра клоунады «Лицедеи», где работал в дуэте с Маратом Оганесяном. Александра уже нет в живых. Но в середине 80-х он, еще молодой человек, приехав в Могилев, отправился прямиком к Светлане Яцковской – художественному руководителю того самого ДК 12-го стройтреста, где работал Жан Мельников, с предложением организовать студию пантомимы.

– К тому моменту я уже был наслышан о Марселе Марсо, у которого учились Полунин и Скворцов, – тогда их только начали показывать по телевидению, – вспоминал Жан. – Поэтому сразу же загорелся идеей Александра Лугина и был в числе первых участников студии. С Александром мы общались очень плотно: я старался научиться у него всему, что касалось пантомимы и мимического мастерства, занимался каждую минуту. Все было интересно: как двигается тело, как взаимодействовать с пространством. Мы постоянно что-то придумывали, проводили эксперименты, переодевались в костюмы и ходили по улицам – уже тогда устраивали своеобразные экшены. В конце концов я пошел именно по этому пути перформеров, уличных актеров и комедиантов. Потихоньку к нам начали подтягиваться люди, и было решено преобразовать студию пантомимы в группу пластической мистификации «Дети капитана Гранта».

Все приходившие к нам, находили себе применение. Мы никому не отказывали. Но творческой молодежи в 1980-е было немного: все-таки Могилев – рабочий город. В основном всех «творческих» можно было найти на так называемом «Рентгене» – место около фонтанов и ресторана «Габрово», где собиралась тусовка. Там происходил своеобразный «рентген»: мы присматривались друг к другу.

Рустам Османов, Артур Путнин, Константин Эдельман, Жан Мельников. Могилев. Фото из ВК Жана Мельникова
Рустам Османов, Артур Путнин, Константин Эдельман, Жан Мельников. Могилев. Фото из ВК Жана Мельникова

«Идите с нами – не пожалеете!»

– В 1987-м году в Могилеве решили провести праздник города в виде карнавала. Я дружил с художниками, и мы придумали выставить их работы в Комсомольском сквере. Но как привести туда народ? На Советской площади переоделись в клоунов, взяли транспарант «Идите с нами – не пожалеете!» и пошли вдоль по Первомайской. Естественно, рассчитывали на детей, которые тащили мам за руку вслед за нами. И таким нехитрым образом привели в Комсомольский сквер целую толпу зрителей.

Примерно в это же время Слава Иноземцев, главный режиссер театра «Жест» (сейчас он называется «ИнЖест»), организовал первый белорусский фестиваль пантомимы «Блазан». Минчане к фестивалю подготовились основательно: позвали команды со всего Союза. Пригласили и «Детей капитана Гранта».

– На тот момент в нашей команде было около 14-ти человек, – вспоминал Жан. – Но вышла такая история: на фестиваль пантомимы мы поехали вдвоем с моим напарником Андреем Викторовым, а остальные ребята должны были присоединиться попозже. По какой-то причине они не приехали, а мы с Андреем осознали, что остались без команды, всего за 40 минут до выхода на сцену – в то время мобильников не было. Ничего не оставалось, как за 20 минут написать в курилке новую программу на двоих под названием «Без слов» и импровизировать. К удивлению, нас приняли на ура! Это то, чему я научился у Полунина. Уличный театр – место, где ты не подвержен обстоятельствам. Есть актер, есть мастерство, а остальное не имеет значения: площадка, погода…Главное – человек и его творчество. (К тому времени Жан уже успел познакомиться со Славой Полуниным и его «Лицедеями». С Александром Лугиным они специально ездили в Ленинград к лицедейцам, участвовали в мастер-классах, смотрели их постановки).

Слава Полунин. За его спиной – Жан Мельников и артисты творческой мастерской «3.14» Уличные перфомансы. Фото из ВК Жана Мельникова.
Слава Полунин. За его спиной – Жан Мельников и артисты творческой мастерской «3.14» Уличные перфомансы. Фото из ВК Жана Мельникова.

Театр кукол и могилевский самодеятельный кинематограф

С вышеупомянутым Андреем Викторовым Евгений Мельников некоторое время работал в Могилевском кукольном театре.

– Главным режиссером кукольника тогда был талантливейший и известный ныне Олег Жюгжда, – рассказывал Жан. – Так как Олег человек творческий, мы постоянно экспериментировали. Он увлекся кинематографом, и снял несколько короткометражных фильмов. Мы тоже загорелись этой идеей и после, уже со своей командой комиков и могилевских художников, сняли фильм на Подниколье, где я был в главной роли ученого, исследовавшего затерявшееся в джунглях племя.

Театр кукол в то время много гастролировал – ездили по всей Беларуси. У актеров были дублеры на роли. Мне же приходилось все спектакли работать самому. Было тяжеловато. А когда изо дня в день происходит одно и то же, это загоняет тебя в некую прострацию. Поэтому мы любили импровизировать, экспериментировать, не оставляли занятий пантомимой, по возможности, проводили уличные акции и участвовали в концертах.

Потом в жизни Жана снова был Петербург. Но к сожалению, про этот его период жизни, богатый на интересный встречи, мы поговорить не успели. О нем можно судить только по фотографиям.

Материал опубликован на сайте Magilev.by

Читать продолжение 1. "Придем к победе клоунизма!" - 2

2. Жан Мельников: «С глухими я открыл для себя новую режиссуру»

Жан Мельников, Кирилл Миллер, Елена Альфа-Центаврова. Санкт-ПЕтербург. Фото Кирилла Миллера
Жан Мельников, Кирилл Миллер, Елена Альфа-Центаврова. Санкт-ПЕтербург. Фото Кирилла Миллера