Памяти могилевского актера, режиссера, клоуна, перформера Жана Мельникова. История могилевской клоунады и уличного движения. Часть 3.
Продолжаем нашу историю могилевской клоунады глазами одного из ее ярких представителей – Жана (Евгения) Мельникова, которого многие знали как актера, режиссера могилевского театра глухих «Шестое чувство», клоуна, перформера, организатора уличного движения в авангардных тусовках Могилева, Минска и Санкт-Петербурга. Наш разговор с ним состоялся, когда Жан находился в больнице и знал, что осталось немного…
Театр-студия глухих «Шестое чувство»
В театре глухих «Шестое чувство» Жан Мельников работал с весны 2010 года:
– Я собирался сделать спектакль на одного себя и уехать в Европу. Нужно было найти место, где мог бы репетировать. В итоге решил обратиться в Дом культуры при заводе «Метиз». Там работают люди с нарушением слуха. Денег платить за аренду у меня не было, единственное, что мог предложить, – поделиться тем, чем обладаю: научить артистов пантомиме и клоунаде.
Ребята приняли меня сразу, потому что я пришел к ним с открытой душой. Глухие, пусть они и взрослые, на самом деле, как дети. Но с другой стороны, именно поэтому с ними легче работать: они не настолько социализированы, как слышащие, и не обременены таким количеством ненужной информации. Образ жизни ведут семейный: почти все живут в общежитии рядом с ДК. И мы с женой после репетиции часто отправлялись к ним, собирались на кухне и разговаривали. Очень сроднились с ребятами, хотя слышащих они в основном сторонятся. Сказали нам как-то: «Вы, хоть и слышащие, но такие же, как мы». Вообще глухие иногда друг друга не понимают, не то, что слышащего человека. На все смотрят через свою призму восприятия.
С глухими я открыл для себя новую режиссуру: просто наблюдал за ребятами и старался исходить из особенностей артистов. Научился этому у моего друга – хореографа Славы Игнатьева. Один из главных методов его работы – когда нет выполнения трюка, нет принципа «але-ап», а есть свободное движение в пространстве. Люди после его уроков движутся фантастически пластично, но происходит это подсознательно. Я старался идти с моими артистами той же тропой: через естество, через их мир. На основе такого «свободного движения» с театром «Шестое чувство» мы поставили пластический спектакль «Помощь свыше».
Мне всегда хотелось не только рассмешить людей, но и сказать им о важном. Я сам ставил клоунские номера на философско-духовные темы, а со временем задумал полноценную постановку.
Наш первый спектакль «Жизнь прекрасна» создавался специально под глухих: он в основном построен на пластике и пантомиме. Это спектакль о любви, доброте, смысле жизни, милосердии. О том, что не все в жизни так скверно, как нам иногда кажется. И если внимательно приглядеться, вы поймете, что жизнь прекрасна.
Весь спектакль «Жизнь прекрасна» без перерыва звучит разнообразная музыка, чтобы слышащим тоже было интересно. Но я никак не думал, что подбирал фонограммы и для наших глухих ребят. Однажды они подошли ко мне и заявили, что начали «слышать» музыку, что она разная по ритму и характеру.
Глухие актеры в гостях у «Лицедеев»
– «Жизнь прекрасна» мы показали в Беларуси и в России. Первым делом поехали в мой любимый Санкт-Петербург. Съездили в гости к друзьям и соратникам в художественную мастерскую «3/14», поучаствовали в шоу «Зоолёт» в городе Пушкине и в фестивале уличных театров в «Елагин-парке».
Первая поездка в Петербург для ребят была шоковой: до этого они никуда не выезжали, тем более в Питер. А тут столько всего! Конечно, наши актеры мечтали познакомиться с театром клоунады «Лицедеи». Я позвонил Анвару Либабову, одному из ведущих лицедейцев. Анвар предложил нам приехать на спектакль. Но получилось, что мы задержались в метро и опоздали. И каково было наше удивление, когда увидели, что «Лицедеи» не начинали спектакль – ждали нас! Вообще клоуны к глухим артистам относятся очень трепетно. Тем более у «Лицедеев» когда-то были свои глухие актеры. Поэтому успех в общении у нас уже был обеспечен.
Там же в Петербурге вместе с «Елагин парком» мы задумали провести фестиваль уличных театров. «Парк» дал добро, ребята из мастерской «3/14» сделали разработку, и мы поехали в Петербург снова. Потом были Ярославль, Тула, Выкса, Минск...
Как-то раз я пообещал, что спектакль «Жизнь прекрасна» мы сыграем на сцене нашего драматического театра. А я если что-то затеял, то серьезно отношусь к этому вопросу. Мы устроили в городе маленький фестиваль невербального искусства: арендовали театр, пригласили друзей из Санкт-Петербурга – «Театр, имени которого называть нельзя», из Минска приехал с выступлением и мастер-классами Слава Иноземцев, выступила «Артель комедиантов». А в конце фестиваля наши ребята показали спектакль «Жизнь прекрасна». В драмтеатре был почти аншлаг.
За эти годы с театром «Шестое чувство» мы также поставили спектакли «Прогулка для недушевно больных» и «Ирония любви». А сейчас собираемся работать над спектаклем «Красный день календаря» обо всех праздниках в календаре. Это будет постановка об умении человека создавать себе праздник каждый день, о превращении обыденной жизни в карнавал событий... Ведь жизнь – это не то, что с тобой происходит, а то, как ты к этому относишься.
P.S.
Спектакля не случилось. Жана не стало 12 июня 2015 года.
Продолжение следует.
Материал опубликован на сайте Magilev.by
Читать начало: «Придем к победе клоунизма!»-1
#театр #режиссер #актеры