Найти в Дзене
ИгроСток

Погружение в краткую историю жанра MMORPG

Оглавление

Пройдёмся по самым ключевым моментам истории, упустив менее важные моменты.

История жанра начинает свой путь еще с настольных ролевых игр, после чего перекочевал в текстовый формат на ПК, но эти этапы мы пропустим и перейдём сразу к первым представителям графических ММОРПГ игр.

Neverwinter Nights - первая графическая ММОРПГ, вышедшая в 1991 году и просуществовавшая 6 лет, что бы поиграть необходимо было платить за каждый час игры.

Neverwinter Nights
Neverwinter Nights

Далее в 1992 выходит The Shadow of Yserbius, просуществовало тоже относительно не долго, всё так же нужно было оплачивать игровое время почасово, хоть и была возможность оплаты подписки на месяц за 119 долларов.

В декабре 1995 года выходит крупный проект под названием Meridian59, в игре был трёхмерный клиент, что на тот момент было прорывом для жанра, игра живёт и по сей день.

Meridian59
Meridian59
Meridian59
Meridian59

1997 год стал знаковым для жанра, в этом году выходит Ultima Online и в принципе появляется такой термин как ММОРПГ, всё благодаря Ричарду Гэрриоту.

Ultima Online
Ultima Online

Игра на тот момент поражала своими возможностями и большим открытым миром. Поиграть в неё можно и в нынешнее время, Ultima online находится под крылом Electronic Arts.

В 1998 году выходит на свет Lineage, которая получился большой успех, завоевав миллионы подписчиков в Корее и Тайване и проложила хорошее будущее для компании NSSOFT, которая позже выпустит такие популярные проекты как Lineage 2, Guild Wars и Aion, а так же Blade and Soul и Guld Wars 2.

Lineage
Lineage

Далее кратко пробежимся по основным моментам до 2004 года:

В 2002 выходит Ragnorok Online, выпущенная корейской компанией Graviti Corp, игра стала популярной на западе, но больший успех обрела на Азии. Издатели сообщали о 25 миллионах зарегистрированных пользователей.

Так же в 2002 выходит MapleStroy, распространялась по модели Free to play и имела во внутреигровом магазине различные улучшения за реальные деньги.

В марте 2003 года Ubisoft выпускает свою ММОРПГ под названием Shadowbane. Игра нацелена на социальные взаимодействия между игроками, постройку городов и сражения за территории.

В мае того же года выходит Eve Online - космическая ММОРПГ. Игра полюбилась игрокам и стала культовой в жанре.

В октябре в Южной Корее стартует Lineage 2, игра была обречена на успех и стала эталоном корейских ММОРПГ, ведь первая часть хорошо зашла в Азии, а так же разлетелась по другим регионам. Lineage 2 актуальна и на наше время, хоть и официальные сервера завалены тонной доната, на пиратках игроки продолжают играть.

EverQuest 2 от Sony Online Entertainment и Star Wars Galaxies имели большой успех, однако вышедший World of Warcraft стал для них серьёзным конкурентом, сместив обе игры с лидирующих позиций. WoW обогнал эти игры по количеству подписчиков, единственная игра способная на то время конкурировать с новым детищем Blizzard была RuneScape.

EverQuest 2
EverQuest 2
RuneScape
RuneScape

Далее в 2005 году ArenaNet успешно запустила Guild Wars, игра была ориентирована больше на PVP и конкурировать с гигантом World of Warcraft не собиралась.

Guild Wars
Guild Wars

После 2010 года происходит небольшая революция в жанре ММОРПГ, технические возможности позволяли делать хорошую графику и большие открытые миры.

World of Warcraft является лидером по онлайну и сдавать позиции ближайшие пару лет не собирается.

В 2012 под издательством NSsoft на свет появляется Aion, которая разрабатывалась 6 лет, игра получила свой успех, но конкурировать с World of Warcraft на тот момент было тяжело, однако ей это не мешало заполучить свою аудиторию и закрепиться на рынке ММОРПГ. Игра живёт и обновляется до сих пор, а так же имеет кучу пиратских серверов.

В 2013 в Корее состоялся выход крупного проекта под руководством Джейка Сонга - ArcheAge. Анонс состоялся еще в 2010-м, а в России игра вышла в феврале 2014, став самой обсуждаемой ММОРПГ на то время, которая должна была заменить игрокам Lineage 2, однако игра довольно сильно отличалась, хоть и имела общие черты. На данный момент игра теряет свою популярность из-за того, что разработчики просто завели себя в тупик, выпуская обновления, где всё больше и больше углубляют прокачку снаряжения и прогресс персонажа, из-за чего новичкам очень сложно влиться в игру, а некоторые старички уходят, потому что попросту осознают, что для достижения успеха нужно огромное количество времени, либо доната.

ArcheAge
ArcheAge

В 2015 году выходит еще одна ММОРПГ нового поколения под названием Black Desert, как её еще нарекали "убийца WoW`а".

Black Desert
Black Desert

Игра вышла, но правда обошлось без убийства. Старт хоть и был успешным, но прошёл немного со скрипом, так как некоторые игроки ожидали немного иной формат игры, но получили по сути Lineage с обновлённой графикой. Графика в игре и правда удалась. На старте, сравнивая игру с другими представителями, было просто невообразимо, насколько красивая картинка была в игре. Однако были и есть проблемы, связанные с движком игры. Сейчас игра обросла контентом и занимает лидирующие строчки по популярности в Корее вместе с Lost Arc.

Еще множество игр, о которых не было рассказано выше, такие как FFXIV, TESO, Albion (вдохновлённый Ультимой онлайн) и т.д.

Почему же сейчас, в 2024, жанр переживает не лучшие времена?

Прибыль от проектов ММОРПГ сильно падала на протяжении последних лет, информации и отчётов от различных студий полно в интернете. От части, связано это с выходном множества сессионных игр, которые предлагали больше контента, но за меньше отведённое время в игре. Так же сказывается стоимость разработки игр в этом жанре и долгосрочность производства. Некоторые проекты разрабатывались около 10 лет. Другие проекты забрасывались на последних этапах разработки или же умирали на релизе, что сильно огорчает, учитывая, сколько времени и денег было вложено в это. Из подобных проектов можно вспомнить мёртво-рождённую Bless Online, которая пыталась ни раз вернуться на рынок, но безуспешно.

Оставшиеся популярные ММОРПГ стараются упростить игровой процесс, что отталкивает некоторых игроков, в особенности поклонников игр старого поколения, где приходилось сильно попотеть, что бы добыть тот или иной предмет экипировки.

Так же донат сильно повлиял на жанр. В особенности это из-за издателей, для которых игры являются больше способом заработка денег.

Стоит еще упомянуть о кроссплатформенности и мобильных ММОРПГ. Как правило, это донатные свалки для выкачки денег, которые пытаются надавить на ностальгию, завлекая таким образом игроков. Особенно это можно проследить по большому количеству мобильных Lineage.

Не сказать, что жанр сильно в упадке, скорее, он проходит стадию преобразования, а новые проекты и их разработчики ощупывают почву, как делать лучше, а как лучше - не стоит - основываясь на мнении игроков, и статистику.

Еще стоит отметить, что жанр сильно социализирован, что современного игрока может даже отталкивать в реалиях загруженности современной жизни, многим проще зайти вечером на пару каток в какую-нибудь сессионку, чем часами собираться в рейд и взаимодействовать с другими игроками.

На горизонте множество проектов долгостроев, которые обещают вернуть жанру былую славу, но это еще предстоит узнать в будущем. Множество действительно интересных проектов выходят уже в ближайшие два года.

Подписывайтесь на ТГ канал: https://t.me/GamesStock

Там мы публикуем больше интересных новостей об игровой индустрии.

-11