Найти тему
Мой XIX век

Завещание 98-летней пенсионерки в пользу Путина. История коллекции стоимостью 2 млрд долларов

До середины августа 2024 года Владимиру Путину предстоит решить: принимать ли в наследство коллекцию произведений искусства стоимостью в 2 миллиарда долларов или нет?

Среди 200 картин числятся «Мадонна с книгой» кисти самого Леонардо да Винчи, «Вакханалии» Рубенса, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана. Всего около 1000 наименований произведений искусства.

Кто щедрая наследодательница и почему ее коллекцию иные эксперты называют мистификацией, - в сегодняшнем материале.

Начну издалека.

В СССР жил-был и творил художник - Элий Михайлович Белютин. Слышали о том, как Никита Хрущев в 1962 году разругал выставку художников и запретил некоторые из течений? Основоположником обруганной Хрущевым «Новой реальности» был Белютин. Мнение о художественной ценности его полотен можете составить сами:

-2
-3

Художника не стало в 2012 году, его бездетная вдова - доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, автор 120 книг Нина Молева.

-4

Супруги всю жизнь владели некой коллекцией шедевров искусства, которую хотели завещать государству. Выяснилось, что в России это невозможно: наследником по завещанию может стать учреждение или физическое лицо.

Нина Молева вступила в наследство после ухода мужа и объявила: свою коллекцию стоимостью 2 миллиарда долларов она завещает президенту России. Имени не назвала, как как не знала в 2013 году, кто будет править Россией на момент ее ухода к праотцам.

Молевой не стало 11 февраля 2024 года, поэтому уже в августе Владимиру Путину предстоит решить: что делать с сомнительным наследством?

Почему сомнительное? Информацию о коллекции Белютина и Молевой можно разделить на 3 части: восторженная, мнение экспертов (которые коллекцию увидели только в 2024 году, в феврале) и сдержанная (ждём вердикта комиссии).

Я совмещу все три, разграничив их в статье графически.

Начнем с главного: откуда у простых искусствоведов коллекция с картинами Рубенса и Леонардо?

Истории коллекции Нина Молева посвятила одну из своих 120 книг.

Дед Элия Белютина, крестьянин Иван Гринев, стал состоятельным художником двух (!) императорских театров. За оформление одного спектакля он получал 10 тысяч рублей золотом.

Московские театральные архивы сохранились. Имени художника Ивана Егоровича Гринева в них нет. А 10 тысяч золотом - это 100 тысяч ассигнациями.

Иван Гринев покупал на европейских аукционах произведения искусства, так как бывший крестьянин мечтал о собственном музее а-ля Третьяков.

Журналистка Алла Шевелкина выясняла происхождение белютинской коллекции и установила: никому не известного до середины XX века коллекционера уровня Третьякова не могло существовать в дореволюционной России.

Иван Гринев для будущего музея спроектировал дом с 7 залами, в которых высота потолков варьировалась от 3,5 до 5 метров. Будущий музей построили в 1904 году во 2-м Красносельском переулке.

Сохранились списки людей, которые до 1917 года владели недвижимостью в Москве. Имени Ивана Егоровича Гринева среди нет них.

Благодаря разным по высоте потолкам в доме спроектировали тайную комнату, о существовании которой знал только Гринев и его молодая жена.

Строили, видимо, тоже сами: кирпичи, балки таскали...

Женился 73-летний экс-крестьянин на следующий год после постройки дома. Жена - урожденная княжна Мария Курбатова, на 40 лет моложе. У четы Гриневых появилась дочь.

Чтобы сберечь ценности, в 1919 году Гринев при помощи бывшего студента Алексея Рыбникова снял полотна со стен, вынул их из подрамников, намотал на скалки, упаковал в мешки и перенес в тайную комнату, а сверху насыпал мусор. Вскоре семью выгнали из особняка, который превратился в коммуналку.

-5

Собирателя коллекции не стало в 1919 году. С жены Гринев взял клятву: экспонаты не продавать, только если совсем плохо будет с деньгами.

Дочь, Лидия Ивановна Гринева, вышла замуж в 1921 году.

В 1905 году родители поженились, значит, дочь замуж вышла не позже 16 лет. Не рановато?

Муж Лидии Гриневой - личность тоже своеобразная. Итальянец Микеле - сын оперного дирижера Паоло Стефано Белуччи, директора театра в Привисленском крае. Мать Микеле - из Польши.

Супруги Белютин и Молева уверяли: актриса Моника Белуччи и актер Джеймс Белуши - не очень дальняя итальянская родня.

На свадьбу свекр - поляк и меценат! - подарил картину «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем».

Читатели сами можете прокомментировать: насколько это возможно в 1921 году?

Микеле Белуччи русифицировался в Михаила Павловича Белютина.

Слышали о таком литераторе? Черканите в комментариях, что он написал, я почитаю и даже от руки стану его произведения переписывать для выработки собственного стиля.

Литератор М.П. Белютин настолько хорошо зарабатывал, что пополнял собрание своего тестя: купил Тициана и Веронезе на аукционе по распродаже полотен из дворцов Романовых.

-6

Организм Микеле-Михаила встретился с пулей в 1927 году, когда его сыну Элию шел второй годик.

Ни у кого нет вопросов? Где хранил Тициана? А почему на допросах этот вопрос не задавали? А конфискации в 1927 году для врагов народа не было?

Итак, нетронутая коллекция лежит в тайной комнате в некоем доме во 2-м Красносельском переулке, куда бывших владельцев не пускают. И где-то лежат полотна Тициана и Веронезе, а также другие произведения.

В послевоенные годы Элий Белютин пополнял коллекцию деда. Газета «Коммерсантъ» писала, что якобы Белютин служил в контрразведке и после 1945 года занимался перемещенными из Европы в СССР ценностями. Так в его коллекции оказались полотна Рембрандта и Тициана.

Доказательств у этой версии нет. А вот перемещение ценностей в частную коллекцию - это уже статья УК СССР.

В 1949 году вдова Гринева отправляется к праотцам, и наследником коллекции становится ее единственный сын Элий, который в 1955 году женился на Нине Молевой.

-7

В это время бывшая прислуга Гриневых получает комнату в доме, где спрятана коллекция. У Элия Белютина появляется возможность приходить, доставать из потайной комнаты полотна и переносить их... в пятикомнатную квартиру РОДИТЕЛЕЙ Нины Молевой на Арбате, где уже имеется мебель XVI - XVIII веков, доставшая от деда, царского генерала.

Причем вынимать из мусора картины и скульптуры стал ... Алексей Рыбников, уже профессор и доктор наук.

Супруги Белютин и Молева в 1950-1980-е годы не скрывали от знакомых и коллег свою коллекцию, даже кое-что дарили советским музеям. Нина Молева - инструктор по вопросам культуры в ЦК КПСС, муж радует советских людей своими полотнами, читает лекции, они совместно пишут книги об искусстве и художниках.

-8

Их гости слышали хвастовство: вот Тициан, вон Рубенс... Жена поэта Генриха Сапгира вспоминала, что Белютин и Молева жили в полуподвальной квартире. Вопросов о появлении картин Рубенса в квартире никто вслух не задавал:

«Все заведомо знали, что любой ответ будет враньём».

При этом Белютин заявлял, что у него - подлинники, а в музеях - вторые и третьи копии. В 1974 году за границей опубликовали каталог коллекции, который видели сотрудники советских музеев.

И при этом КГБ супругами почему-то не интересовался.

После распада СССР коллекция регулярно становилась ньюсмейкером не реже замужеств Аллы Пугачевой. О высокой оценке частенько снимали сюжеты на ТВ и рассказывали газеты. Доктор исторических наук и кандидат искусствоведения Нина Молева уверяла: коллекция стоит 2 миллиарда долларов.

Я сэкономню время читателей и сразу скажу. Оценка стоимости произведения искусства - дорогое удовольствие. Требуется спецоборудование и оценивать могут не все имеющие диплом искусствоведа. Впервые оценивать коллекцию стали уже после ухода к праотцам Нины Молевой,  т.е. в феврале 2024 года. Уже через несколько дней журналисты писали: нет ни Рубенса, ни Леонардо, ни Тициана.

В 2024 году завотделом живописи Третьяковки Лариса Кашук заявила: история коллекции - плод фантазии супругов. Тысяча произведений даже не поместилась в квартире искусствоведа и художника.

Уровень произведений такой, что их и при жизни коллекционеров не хотели даром брать московские музеи.

А еще супругов не грабили. Точнее, якобы была попытка в 1993 году, но воров видел только один человек -Э.М. Белютин.

Будь у них хоть одно из заявленных полотен гениальных художников, в мире воров давно бы составили график: кто идет на дело утром, а кто в обед. И машина под окнами полицейская не помогла, а только азарта прибавила спецам по изъятию ценностей.

Когда Нины Молевой не стало на 99-м году жизни, сомнению подвергли и факты ее биографии, многократно повторенные доктором наук в интервью и книгах. Разные годы рождения (1925 и 1929), противоречащие сведения об образовании, знакомство со Сталиным, обращение к детям СССР в 1941 году по радио, боевые награды за участие в Великой Отечественной (служба в разведке благодаря знанию немецкого и польского языков), игра в Малом театре, ведение концертов в Кремле, полученное актерское образование одновременно с искусствоведческим и т.д. и т.п.

Независимые источники не подтвердили ничего из этого длинного списка.

Так что Владимиру Путину предстоит принять нелегкое решение, а его пресс-секретарю отбиваться от назойливых журналистов уже в августе этого года.

Я напомню читателям канала «Мой XIX век», что коллекция завещана Путину 1 апреля 2013 года. Неплохая шутка доктора исторических наук?

А поклонников арт-детективов ждут интересные сюжеты. Представляете, какие художественные произведения можно написать на этой фактической основе? А снять сериалы?

Чем закончится оценка коллекции - напишу, как только станет известно. Чтобы не пропустить новые материалы на моем канале, подпишитесь, закрепите канал (есть такая функция) и настройте уведомления о выходе нового материала.