"К сожалению, есть примеры в итальянском кино в виде многочисленных се***альных комедий, детективов и любовных мелодрам «на политическом фоне» — плоды компромисса режиссеров с продюсерами и уступок устоявшимся вкусам зрителя"...
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Георгия Богемского (1920-1995), опубликованной в 1978 году:
"Существует опасность для политического кино — выродиться, подобно «позднему» неореализму, в псевдонародное, розово-сентиментальное или желто-черно-уголовное кино, из которого выхолощен критический социальный заряд и в котором остались лишь внешние атрибуты политики и народной жизни.
Ибо буржуазная массовая культура все перемалывает своими жерновами — в том числе и обличающий, критический, протестующий кинематограф.
К сожалению, тому уже есть примеры в итальянском кино в виде многочисленных се***альных комедий, детективов и любовных мелодрам «на политическом фоне» — плоды компромисса режиссеров с продюсерами и уступок устоявшимся вкусам зрителя. Но это уже предмет для отдельного разговора. Здесь же ограничимся «чистой политикой».
Самым наглядным примером политического фильма, мистифицирующего зрителя, может служить предпоследняя работа умершего в июне 1977 года ветерана итальянского кино Роберто Росселлини «Год первый». ...
Но обеднение, односторонний показ личности крупного политика (чтобы не сказать безудержное восхваление, причисление к лику святых) — это лишь один из пороков фильма Росселлини.
Куда хуже, что он грешит против исторической правды в изложении событий итальянской политической жизни, которые тем более еще свежи в памяти людей. ...
по сути своей фильм Росселлини — изготовленная на заказ фальсификация целого исторического периода, важного для жизни Италии, в который уходят своими корнями многие актуальнейшие проблемы сегодняшнего дня — прежде всего вопрос о сотрудничестве двух самых крупных политических сил в стране — коммунистов и христианских демократов. Фильм же Росселлини обходит эту проблему, стремясь показать, что место католических сил у кормила власти для Италии — нечто вполне естественное, извечное, богом данное.
Мы говорили главным образом о содержании ленты, о художественном языке сказать просто нечего, настолько он сер и неинтересен. Вдобавок, на редкость невыразительна и игра актеров, среди которых мы не найдем ни одного по-настоящему известного имени. ...
Гораздо значительнее и интереснее как художественное произведение, куда изощреннее, усложненнее по своей идеологической проблематике фильм братьев Тавиани «Аллонзанфан» (1974), вышедший на экран почти одновременно с фильмом Росселлини.
Паоло и Витторио Тавиани по инерции еще часто рассматривают как молодых режиссеров, ибо имена их ассоциируются с периодом молодежного бунта 1968—1969 годов, но ныне это далеко не столь юные по возрасту, уже утвердившиеся и зрелые в художественном отношении мастера.
Нет никаких сомнений в общей антибуржуазной направленности их творчества, их приверженности к прогрессивному направлению политического кинематографа — все поставленные ими фильмы острополитические произведения.
Но в этом направлении Тавиани стоят на крайнем левом фланге, отдавая дань и в своих лентах и в многочисленных статьях и высказываниях левоэкстремистским настроениям, являясь знаменем молодых левацких кинокритиков, ныне группирующихся вокруг журнала «Чинема нуово» и его редактора Гуидо Аристарко. ...
Так, в нашумевшем в свое время фильме-притче «Под знаком Скорпиона» (1968) братья Тавиани показали неизбежность жестокого столкновения двух сил, двух (понимай, как хочешь) не то цивилизаций, не то поколений.
Фильм сплошь состоит из символов. Остров, на котором живет некое сообщество, гибнет в результате какого-то катаклизма (извержения вулкана, а в переводе с языка символов — атомного взрыва, войны?), и люди отправляются на поиски новой родины. Там, куда они приплывают, они вступают в конфликт с другим сообществом; оно не внемлет их предостережениям об угрозе новой катастрофы, не желает идти в неизвестность вместе с пришельцами. Происходит смертельная схватка из-за места под солнцем, из-за хлеба, из-за женщин. Но истинная ее причина, по мысли авторов, якобы неизбежный конфликт между приверженцами всего старого и надежного и теми, кто неудовлетворен настоящим и ищет новое. ...
В фильме «Подрывные элементы» (1967), название которого звучало иронически, был показан идейный и нравственный распад группки коммунистов-интеллектуа- лов в драматический для итальянских трудящихся момент смерти Пальмиро Тольятти. Включение в ткань фильма впечатляющих документальных съемок похорон главы итальянских коммунистов, вылившихся во всенародную демонстрацию преданности делу, которому он посвятил жизнь, выглядело если не кощунственно, то весьма бестактно и, во всяком случае, уж никак не подтверждало мысли авторов фильма о разброде и кризисе внутри Компартии.
Лента «У святого Михаила был петушок» (слова детской песенки), вышедшая в 1972 году, посвящена была трагической судьбе революционера, обреченного на долгое заточение, но не утратившего в тюрьме ни воли к борьбе, ни творческих сил (хотя действие фильма происходит в прошлом веке, некоторые аллюзии заставляют вспомнить об Антонио Грамши — основателе Итальянской коммунистической партии).
Трагедия героя фильма братьев Тавиани не только в том, что он на долгие годы выключен из жизни и активной деятельности, к которой рвется его душа, но и в том, что следующее поколение революционеров о нем позабыло, ни он, ни его идеи их просто не интересуют. Тема конфликта двух поколений революционеров вновь звучит в этой ленте.
В отличие от названных произведений «Аллонзанфан» (1974) — фильм масштабный, зрелищный, увлекательный по сюжету, с участием известных актеров.
В нем —творчески переработанные уроки и Висконти и Феллини: от Висконти — вкус к ярким, постановочным, «оперным» сценам, к истории, эпичности, костюмам, к показу жизни семьи на фоне больших событий (ближе всего также и по теме и по общей атмосфере он к висконтьевскому «Чувству»), от Феллини — неожиданная, подчас фантастическая символика, карнавальность.
Сами режиссеры говорили об «оперности» своего фильма: «Структура его... родилась из оперы. В смысле разделения на арии, речитативы, дуэты и т. д. Каждый раз, чтобы выделить в эпизоде основное, герои ведут самые простые диалоги на фоне простых музыкальных фраз. После чего начинается «романс»!...».
Действительно, театральность, пышная постановочность, некоторое преувеличение, стремление эмоционально воздействовать на зрителя как можно сильнее и непосредственнее — все это позволяет говорить о внесении в фильм элементов итальянской классической оперы, в том числе и комической.
Все художественные средства, среди которых музыка и цвет, играют важнейшую роль, сливаются воедино, в одно яркое «представление»: каждый жест, каждое слово, звук, деталь тщательно продуманы, приобретают значение, как на театральной сцене.
Этот отход от прежней, суровой, лаконичной, во многом схематичноусловной формы (в «Под знаком Скорпиона»), стремление к внешней традиционности характерны для нынешнего момента, когда неоавангардистские новации оказались исчерпанными и наблюдается возврат к реалистическим тенденциям, к неторопливому, обстоятельному многоплановому повествованию, как в классическом романе, но с внесением элементов фантастики и символики.
Прочтение фильма представляет некоторую трудность: повествование, которое почти на протяжении всего фильма ведется в реалистическом плане, вдруг то здесь, то там перемежается метафорическими сценами.
Но несмотря на большую традиционность и пышность формы, необычные для фильмов братьев Тавиани, проблематика «Аллонзанфана» во многом остается прежней.
Название фильма — первая строка «Марсельезы»: «Вперед, отечества сыны». Однако действие фильма происходит уже после Великой французской революции, крушения наполеоновской империи и Венского конгресса, отдавшего Цизальпинскую республику — Север Италии — под власть ненавистных итальянцам австрийцев, их исконных врагов. Вступительные титры фильма лаконично сразу же уточняют время действия: «Это было во время Реставрации».
Другими словами, когда развеялись вольнолюбивые мечты и свергнутые было монархи восстановили при помощи австрийских штыков свою жестокую и несправедливую власть: годы безвременья, краха юношеских иллюзий и идеалов... Историческая параллель, которую сразу предлагают зрителю братья Тавиани, настолько прозрачна, насколько и сомнительна: годы торжества реакции в Европе в посленаполеоновский период уподоблять периоду временной стабилизации капитализма после второй мировой войны столь же антиисторично, как и сравнивать революционеров той далекой поры с нынешними.
Но история как таковая вряд ли всерьез занимает авторов фильма, устремленных, как . всегда, в современность, и лента с первых же кадров приобретает звучание политической притчи, аполога.
...Революция разгромлена, но в Милане продолжает борьбу заговорщическая организация, вдохновляющаяся идеями якобинцев,— «Пречистые братья», предвозвестница тайных лож карбонариев. Одного из арестованных ее членов неожиданно выпускают на волю — губернатор якобы решил его помиловать ради праздника, а на самом деле это сделано для того, чтобы установить за ним слежку и выловить сообщников. Освобожденный Фульвио Имбриа- ни (его играет многоопытный Марчелло Мастроянни, доказавший, что его еще рано сбрасывать со счетов в итальянском кино, как нередко полагают, видя его во множестве ничем не примечательных ролей в развлекательных лентах) много лет провел во Франции, порвав со своей аристократической семьей.
Он считается опасным якобинцем. Но и под пыткой он не выдал ни имена товарищей, ни адреса конспиративной квартиры. Однако, выйдя из тюрьмы, он сразу же попадает в руки «братьев», считающих его предателем и пытающихся тут же его покарать. Но Фульвио указывает им на тело повесившегося монаха Филиппо другого члена их организации. Это он их выдал: оставленное им письмо, в котором Филиппо пишет о своем разочаровании, о несогласии с методами «братьев», жестокими и кровожадными, снимает с Фульвио всякие подозрения. Однако «братья» были не так далеки от истины — они словно интуитивно почувствовали внутреннюю готовность, расположенность Фульвио к предательству... С этих драматических кадров начинается фильм, и его тематическая напряженность не ослабевает.
Больной, измученный Фульвио решает передохнуть в родовом гнезде, покинутом семь лет назад. Здесь, примирившись с любимыми братом и сестрой, отдохнув душой и телом, он обретает вновь вкус к жизни, вновь учится ценить простые радости бытия. Фульвио уже за сорок, он устал от опасностей жизни революционера, подобно Филиппо разочаровался в благородных утопиях, ему претят подозрительность «братьев», их любовь к насилию... Все чаще во время болезни взгляд его останавливается на картине, изображающей корабль, летящий на всех парусах в Америку, ему приходит мысль бросить все и уехать туда с маленьким сыном...
Постепенно он созревает для предательства, и режиссеры подчеркивают это множеством средств: по плечу спящего Фульвио, как по падали, ползает навозный жук, а за ним неотрывно следят желтые глаза кошки — символ неверности и измены... А в одной из по-феллиниевски фантасмагорических сцен Фульвио мерещится огромная жуткая жаба, которая его куда-то тянет и в которую ему самому суждено превратиться...
Первая половина фильма, показывающая путь Фульвио к предательству,— стилистически гармонична, эпически нетороплива, но эмоционально напряженна. Чарующе красивы зеленые газоны и кущи деревьев в парке виллы, ее строгая классическая архитектура, летящие в небо шпили и каменное кружево Миланского собора. Предельно выразительны портретные крупные планы — каждый в своем символическом цвете — родных Фульвио (Фульвио в детстве придумал для каждого свой цвет: для брата Константина — изменчивую зеленую гамму, для Эстер — фиолетовую, для себя — цвет золота), а затем портреты его самого в капюшоне монаха и его кормилицы •— совсем как потемневшие полотна старых мастеров.
Фульвио, не в силах остановиться, катится все дальше по наклонной плоскости. За предательством следует убийство: он избавляется от своего друга Лионелло («такого наивного, что его даже жалко убивать»), инсценирует перед «братьями» при помощи возлюбленной Лионелло, Франчески, которую развращает и из опасной свидетельницы преступления превращает в свою любовницу, похищение контрабандистами денег, собранных на оружие.
И завладев деньгами, готовится к отплытию в Америку. Но волей случая оказывается на другом корабле — суденышке, на котором «братья» отправились в экспедицию на Юг Италии, где хотят поднять на восстание голодных крестьян. Они уверены, что Фульвио жаждет сражаться вместе с ними, и, когда он впадает в долгий сон, приняв слишком большую дозу успокоительного, берут его с собой. Ничего, что Фульвио не сумел купить оружие, а деньги отняли контрабандисты,— они начнут свой поход со старыми охотничьими ружьями, главное — они движутся на Юг, к своей давней цели.
И тут Фульвио совершает свое последнее, самое подлое предательство: выдает место высадки священнику и велит ему предупредить местный гарнизон. Чтобы его не настигла пуля, он предупреждает, что единственный будет в белой рубашке — его товарищи наденут красные мундиры (такие, какие через пятьдесят лет носили гарибальдийцы). Но потом — уже после страшной расправы, которой сам он не видел,— Фульвио поверит одному из товарищей, лишившемуся от ран и ужаса рассудка, что победа на стороне «братьев» и восставшего народа. Тогда он поспешно начнет натягивать на белую рубашку красный мундир, но в ту минуту его настигнет солдатская пуля — справедливое возмездие, которое давно ожидало предателя.
Тема предательства привлекает в итальянском кино не только братьев Тавиани — вспомним, как разрабатывает ее в своих антифашистских фильмах «Конформист» и «Стратегия паука» представитель того же поколения Бернардо Бертолуччи.
Антитеза им — герои таких фильмов, появившихся почти одновременно с «Аллонзанфан», как «Профессия: репортер» Антониони и прежде всего «Подозрение» Мазелли: их герои так же в прошлом, как и Фульвио, интеллигенты старой формации, жертвуют собой во имя дела, за которое борются.
Братья Тавиани, вслед за Пьером Паоло Пазолини, неоднократно развивавшим этот мотив в> своих стихах и статьях, рассматривают социальное происхождение своего героя как тяжкий груз, как трагический рок, проклятие: примкнувший к революции аристократ, предавший свой класс, не может быть верен до конца и революции. Судьбы многих революционеров, в том числе и итальянских, убеждают в том, что для ренегатства, конформизма, предательства классовое происхождение далеко не обязательно определяющий фактор.
Предательство Фульвио авторы фильма, конечно, не оправдывают — его настигает заслуженное возмездие, однако они его как бы объясняют рядом «извинительных обстоятельств»: и его аристократизмом, и уже зрелым возрастом, когда сказывается усталость, и его болезнью, и желанием предаться любимому делу — игре на скрипке (ведь из него мог получиться талантливый музыкант), и жаждой на склоне лет познать такие естественные экзистенциальные ценности, как отцовская любовь, стремление к прекрасному, душевный покой, чувственные радости.
Также несколько неправомерным кажется то, что судьба Фульвио трактуется в трагедийном ключе, и кажется искусственным психологическое усложнение подоплеки его подлых предательств. ...
Однако судьба Фульвио — это лишь одна, хотя и важная, линия в фильме. Фульвио, олицетворяющему старое поколение, противостоит молодая поросль революционеров, отчаянно продолжающих борьбу. Другая линия фильма — показ этих заговорщиков, под маскарадными одеждами которых нетрудно разглядеть сегодняшних леваков-экстремистов.
И вот тут несомненно новое в творчестве братьев Тавиани, считавшихся — и вполне правильно — выразителями левацких взглядов.
Ныне они так же разочарованы в экстремистах, как и в тех, кто «топчется на месте» — «ревизионистах» и «предателях». С горечью и без сожаления рисуют они наивных мечтателей, идеалистов, способных в своем фанатизме на крайнюю жестокость, бессмысленно жертвующих своими и чужими жизнями. ...
Жестоко осмеяв заговорщиков, братья Тавиани расстались.с иллюзиями, которые они некогда питали в отношении «новых» поколений революционеров.
В их горькой иронии — несомненная смелость и искренность художников. Однако поскольку фильм «Аллонзанфан» все же облачен в одежды произведения исторического, ирония режиссеров в отношении революционеров прошлого выглядит слишком безжалостной, она лишена и тени сочувствия, а ведь от «пречистых братьев» нить исторической преемственности тянулась к карбонариям, гарибальдийцам, борцам Сопротивления. ...
Это произведение по сути своей безысходное, чтобы не сказать капитулянтское. Покарав предателя Фульвио и осмеяв «братьев», авторы «Аллонзанфана» не указали никакой революционной перспективы, никаких других сил, способных продолжить борьбу. ...
Амбивалентность прошлых фильмов братьев Тавиани, по конкретным своим результатам левацких, и идейный тупик «Аллонзанфан» восходят к нечеткости общих мировоззренческих позиций этих щедро одаренных талантом режиссеров.
...Два фильма, столь различные по материалу, по своей художественной значимости, созданные столь отличающимися друг от друга режиссерами — представителями столь разных поколений.
Один — архибуржуазный, клерикальный, откровенно пропагандистский, апологетический. Другой — полярен ему, отражая путаные, но несомненно искренние антибуржуазные, антиклерикальные настроения «новых левых». Но в обеих лентах есть общее: они мистифицируют зрителя, дезориентируют его, выдавая за историческую правду факты, "события, идеи, подогнанные под заранее выработанную тенденциозную схему, выдуманное и искаженное — за подлинное. В этом опасность, откуда бы она ни исходила — справа или слева, для прогрессивного направления итальянского политического кино» (Богемский, 1978: 66-89).
Богемский Г. Политическое кино: угроза мистификации // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 6. М.: Искусство, 1978. С. 66-89.