Найти тему
Приём покоя

За пределами атмосферы или Инновации полёта Starship Flight 4

Четвёртое комплексное лётное испытание корабля Starship, или просто Flight 4, почти завершилось.

Мы подводим итоги и извлекаем уроки из неудачного третьего полёта.

В четвёртом лётном испытании не произошло значительных аппаратных изменений, однако были внесены некоторые заметные настройки и улучшения.

Сегодня мы рассмотрим изменения, которые произошли в третьем и четвёртом полётах Starship. Они коснулись аппаратного обеспечения, стартовой площадки и программного обеспечения для управления полётом.

Затем мы поговорим об ожиданиях и о том, что мы надеемся увидеть дальше в рамках этой захватывающей программы Starship.

Давайте начнём со стартовой площадки. После третьего полёта Starship мы видим, что SpaceX постоянно улучшает её. В частности, самые большие горизонтальные резервуары на нефтебазах теперь подключены к сети и дополняют старые вертикальные резервуары, которые выводятся из эксплуатации и постоянно демонтируются. Эти баки, скорее всего, не уменьшат время загрузки пропеллера, которое и без того было смехотворно быстрым по состоянию на третий полёт, но они помогут продолжить расширение хранилища, что позволит сократить время утилизации и перерывы между запусками.

Последняя из этих двух старых суборбитальных стартовых площадок была выведена из эксплуатации, и сейчас проводятся корабельные испытания на другом испытательном полигоне Massey's. Это делается для того, чтобы освободить место для второй орбитальной пусковой установки, которая является очень интересной.

Ещё одним усовершенствованием launchpad является система быстрого отключения корабля, которая, вероятно, включает в себя некоторые нововведения, повышающие надёжность и сокращающие время ремонта. И, наконец, панель запуска покрашена свежим слоем краски, и, честно говоря, выглядит она очень хорошо, но это действительно основные изменения, которые произошли на площадке с момента последнего запуска.

Что подводит нас к некоторым изменениям в Starship.

Безусловно, самым большим отличием S28 от третьего рейса и S29 от четвёртого рейса является внимание к деталям, связанным с теплозащитным экраном. Теперь, когда SpaceX знает, что они могут вернуть Starship на орбиту, важно действительно потратить дополнительное время, чтобы убедиться, что теплозащитный экран справится со своей работой. До третьего рейса практически не было смысла тратить сотни или тысячи часов работы на теплозащитный экран, если они даже не надеялись, что смогут вернуться в атмосферу. Теперь, когда они знают, что могут вернуться в атмосферу, важно по-настоящему навести порядок и убедитесь, что у корабля есть наилучшие шансы пережить возвращение с орбитальной скорости.

Впервые. На S29 они работали над устранением горизонтальных швов в теплозащитном экране, и им удалось удалить один из них с корпуса mid LOx. SpaceX также удалила облицовочные плитки с конуса и стёрла металл под теплозащитным экраном, вероятно, для того, чтобы обеспечить лучшую поверхность для приклеивания теплозащитных плиток.

Как вы, вероятно, знаете, S28 не смог сохранить ориентацию после выхода в открытый космос во время фазы полёта вдоль берега. SpaceX установила, что причиной стало засорение некоторых из клапанов, отвечающих за регулирование крена. Они решили эту проблему, обновив аппаратное обеспечение, чтобы оно было более устойчивым к подобным блокировкам, а также добавили ещё один комплект двигателей для регулирования крена для резервирования.

Некоторые из этих изменений когда-то были предметом горячих дискуссий.

Теперь поговорим о новшествах, которые появились в бустере. Кажется, ракета-носитель 11 претерпела более значительные изменения по сравнению с ракетой-носителем 10. В основном изменения коснулись серьёзных дополнений.

Например, количество внутренних стрингеров в резервуаре для метана увеличилось с 24 до 74, то есть примерно в три раза. Кроме того, в верхней части резервуара были добавлены двойные стрингеры. Также под рёбрами решётки установлены дополнительные опоры и стрингеры, которые, по сути, удваивают толщину. Всё это, вероятно, поможет повысить жёсткость усилителя при разгерметизации и, возможно, уменьшит его прогиб при входе в атмосферу. Об этом мы поговорим позже.

Если говорить об ожиданиях, то дефлекторы cowbell на четырёх вентиляционных отверстиях резервуара для лосося были значительно усилены. Почему — мы точно не знаем, но, возможно, они были повреждены при входе в атмосферу во время третьего рейса.

Кроме того, во время третьего рейса на резервуаре для метана открылась новая вентиляционная решётка-дублёр. Шесть из 13 двигателей, использовавшихся во время разгона при посадке, преждевременно отключились во время обратного запуска из-за засора какого-либо фильтра в трубопроводах подачи кислорода. Чтобы решить эту проблему, SpaceX добавила дополнительное оборудование для улучшения возможностей фильтрации, а также изменила процедуру запуска, чтобы облегчить raptors от ожогов при посадке.

Вероятно, со времени третьего полёта произошли сотни или даже тысячи изменений. Многие из них, скорее всего, имеют внутренний характер или в большей степени связаны с программным обеспечением полёта.

SpaceX добилась значительного прогресса, но им всё ещё нужно успешно провести приводнение обоих аппаратов. Это позволит им перейти к решению самых серьёзных проблем повторного использования и, в конечном счёте, к быстрому повторному использованию.

Для приведения ракеты-носителя в движение они планируют выполнить виртуальный захват с вышки. Это означает, что они будут целиться в точное место в заливе, а затем попытаются управлять ракетой-носителем достаточно точно, чтобы подтвердить амбициозный захват.

Во время третьего полёта ракета-носитель не управлялась во время входа в атмосферу. Однако она была сделана из нержавеющей стали, и SpaceX пытается избежать перегорания при входе в атмосферу. Они надеются, что ракета-носитель выдержит столкновение с атмосферой, как это делает Rocket Lab со своим Electron. И, как мы видели во время третьего полёта, ракета-носитель пережил повторный вход в атмосферу. В нижних слоях атмосферы он просто не справился с управлением.

Это одна из основных причин, почему, как я полагаю, мы наблюдаем такой значительный прогресс в разработке разгонного блока.

Совершенно очевидно, что SpaceX стремится как можно быстрее запустить ракету-носитель. Если всё пройдёт хорошо и они смогут контролировать четвёртый полёт и достичь своей цели, то уже в пятом полёте может быть предпринята попытка поимки. Однако я не удивлюсь, если перед этим они захотят продемонстрировать несколько успешных целенаправленных приводнений.

Говоря об успешном целенаправленном приводнении, мы действительно ожидаем, что на этот раз корабль пройдёт повторный вход в атмосферу или, по крайней мере, продвинется намного дальше. Ведь SpaceX тратит много времени на установку теплозащитных панелей, но даже самые лучшие теплозащитные экраны в мире не помогут, если корабль не сможет сохранить ориентацию, необходимую для возвращения в атмосферу.

Таким образом, корабль должен принять правильное положение, при котором закрылки будут управляемыми. Именно этого мы не смогли увидеть в прошлый раз.

У меня большие ожидания от возвращения корабля в атмосферу.


Я предполагаю, что благодаря усовершенствованиям они смогут сохранить контроль над ситуацией. Я с нетерпением жду момента, когда эти закрылки выполнят свою работу, и надеюсь увидеть невероятные кадры.

Самое захватывающее изменение для четвёртого рейса — это то, что если «Звездолет» пройдёт через повторный вход в атмосферу, мы увидим попытку совершить посадку на реактивном двигателе. В предыдущих попытках он просто плюхался на живот, но теперь, возможно, у него получится совершить мягкую посадку.

Не совсем понятно, почему они не реализовали переворот и включение при посадке в предыдущих попытках. Возможно, SpaceX не была уверена, что дело дойдёт до этого, и решила, что добавление дополнительного программного обеспечения было бы ненужной работой. Но, похоже, Starship на данный момент — единственный, кто способен на одно повторное зажигание.

Ещё одна вещь, о которой говорили некоторое время назад, но которую мы, скорее всего, наконец увидим — это отказ от hot staging ring после разгона. Они снова включают двигатель, чтобы уменьшить массу ракеты-носителя перед посадкой. Не совсем уверен, зачем они это делают, кроме как для того, чтобы снова уменьшить массу. Но это будет интересная вещь, на которую стоит обратить внимание.

Однако похоже, что на этом полёте SpaceX не будет пытаться имитировать сход с орбиты Starship. Это означает, что они не будут демонстрировать повторный запуск Raptor на орбите, вероятно, потому что считают, что демонстрация повторного входа в атмосферу является более важной целью, чем повторный запуск.


Сейчас им нужно будет продемонстрировать повторный запуск, прежде чем они совершат орбитальный полёт. Необходимо доказать, что они могут контролировать сход корабля с орбиты, чтобы не оставить на ней более 100 тонн космического мусора.

Надеюсь, они продемонстрируют это позже в этом году. Если они это сделают, я буду очень рад. Также надеюсь, что к концу года они запустят полезную нагрузку, в частности спутники Starlink, используя Starship.

Это прекрасная возможность для них — раздвинуть границы дозволенного, заняться законной работой, практиковаться в восстановлении и ускорить запуск.

Как вы думаете, четвёртый полёт пройдёт лучше, чем третий? Я думаю, мы увидим ожог ракеты-носителя при посадке и успешное приводнение. Корабль переживёт повторный вход в атмосферу.

Поделитесь своими мыслями и комментариями.

Подводя итоги, четвертый полёт Starship от SpaceX не просто очередной шаг в освоении космоса; это демонстрация непрекращающегося стремления к инновациям и совершенствованию. Модернизация стартовой площадки, улучшение теплозащиты и добавление двигателей для контроля крена — все это свидетельствует о неутомимой работе команды и желании достичь новых высот. С каждым полетом Starship мы приближаемся к моменту, когда космические путешествия станут обыденностью, а мечты о межпланетных полетах — реальностью.

Спасибо всем, кто следит за нашими обновлениями и поддерживает нас в этом невероятном путешествии. Ваш интерес и поддержка вдохновляют нас продолжать исследовать неизведанные границы и делиться каждым достижением на пути к звездам. Не забудьте подписаться на наш ДАЙДЖЕСТ, чтобы не пропустить будущие обновления, и поддержите нас, чтобы мы могли продолжать предоставлять вам самую актуальную информацию о прогрессе в космической отрасли.

Вместе мы сделаем невозможное возможным. До следующего обновления!