Право на образование — одно из фундаментальных прав человека, признанное международными договорами и закрепленное в Конституции Российской Федерации. Однако, когда речь заходит о реализации этого права на практике, от красивых декларативных заявлений остается только след. Проявляется недопустимая дифференциация доступности и качества образования различных групп населения. На многие из этих проблем я уже не раз указывала в своих статьях и выступлениях. Но сегодня я считаю необходимым остановиться на системных проблемах доступности образования в России, которые во многом являются следствием политики, проводимой в этой сфере Министерством просвещения и, увы, пассивности и соглашательства родителей.
Куда смотрит государство?
Почему на бумаге все опять выглядит радужно, а на практике — все та же бюрократия и парад-але отчетов? Мы видим бесконечные декларации о намерениях, а реальные изменения происходят медленно, а зачастую не выходят за стены министерских кабинетов.
Отчеты, проекты и программы, которые остаются только на бумаге, не приносят желаемых результатов. И сотни тысяч, если не миллионы детей из различных социальных, территориальных и этнических групп населения продолжают сталкиваться с реальными барьерами каждый день. Государство должно прекратить заниматься видимостью работы и должно начать решать реальные проблемы. Мы не можем позволить себе еще одно поколение детей, которые не получают должного образования из-за бюрократической неэффективности и отсутствия политической воли к изменениям.
Детей, которые лишены полноценного общего и тем более высшего образования катастрофически много, особенно если принимать во внимание курс на технологический суверенитет, объявленный Президентом.
Можно выделить несколько наиболее показательных примеров, однако, это не означает что у остальных детей нет проблем и трудностей.
- В этой связи необходимо упомянуть о детях с ограниченными возможностями здоровья, а точнее – с повышенными потребностями, которые сталкиваются с множеством барьеров, включая физическую недоступность учебных заведений и недостаток специализированных учебных материалов. По данным на 2023 год, в России насчитывается около 600 тысяч детей с ОВЗ, и лишь около 70% из них обучаются в обычных школах. Остальные посещают специализированные учреждения или обучаются на дому, а это ограничивает их возможности для социальной интеграции. Такие дети попадают в замкнутый круг, а система образования не создает реальных условий для их самореализации в обществе.
- Или возьмем малые народы Севера. Дети школьного возраста в этих районах сталкиваются с серьезными препятствиями в доступе к качественному образованию, связанные с географической удаленностью, отсутствием школ вблизи мест проживания и культурными барьерами. Языковой барьер и недостаток учебных материалов на родных языках также осложняют процесс обучения. По данным 2023 года, около 60% детей из малых народов Севера имеют доступ к начальному образованию, но лишь 30% продолжают обучение в средней школе, что значительно ниже средних показателей по стране.
- О великом и могучем. В Российской Федерации русский язык конституционно закреплен в качестве государственного языка, а также по праву является языком межнационального общения. При этом в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране сохраняется и защищается самобытность всех этносов и национальностей, их культура, частью которой безусловно является язык. Однако этот вопрос требует взвешенного и по-настоящему государственного подхода. Сегодня в отдельных регионах и субъектах Российской Федерации в общественной жизни и обучении преобладает местный язык, а русский – скорее является побочным, практически иностранным. Отсюда и появляется множество нерешенных проблем с низким уровнем образования. Русский язык должен активнее внедряться в местную культуру. И это отнюдь не означает ассимиляцию и растворение местной культуры. Эта мера необходима с точки зрения получения более качественного образования.
- Экономические и географические факторы также существенно ограничивают доступ к образованию для детей из сельских районов. Отсутствие школ в шаговой доступности и нехватка квалифицированных учителей приводят к тому, что многие дети не получают должного образования. Вы только вдумайтесь в статистику, согласно которой сельских регионах России только около 60% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, что значительно ниже средних показателей по стране. Комментарии излишни.
Решение проблемы банально, но почему-то до сих пор никто этим не озаботился. Новые программы придумывать не нужно, уже и без этого достаточно бумаги исписано, а профинансированные программы остаются в декларациях и отчетах чиновников. Необходимый комплекс программ уже сформирован, дело лишь в том, чтобы перейти от деклараций к реальным действиям и ужесточить контроль за реализацией этих мер. А мы – родители, должны принимать в этом самое деятельное участие, добиваясь от должностных лиц всех уровней исполнения своих обязанностей и соблюдения наших прав, а главное – прав наших детей.
Убеждена, что обеспечение равного доступа к образованию для всех групп населения является ключевым фактором для устойчивого развития общества. Решение проблем уязвимых групп требует комплексного подхода, включающего законодательные меры, развитие инклюзивного образования и повышение общественной осведомленности. Только совместными усилиями можно создать условия, в которых каждый ребенок, в каком бы уголке нашей огромной страны он не жил, будет гарантировано иметь возможность получить качественное образование и реализовать свой потенциал.