“Ненавижу…” — прохрипел бандит и попытался выпустить пулю в сыщика, но пистолет дал осечку. А потом того, кто наводил мрак на Петроград, не стало…
Нэпманские времена
Во времена НЭПа в стране царила полная разруха, хотя на разрухе этой некоторые смогли хорошо заработать.
Нэпманами в те времена считали удачливых торговцев, стремительно сколотивших свое состояние после революции.
Весной 1924 года на Малой Садовой в одной из витрин появилась устрашающая инсталляция, связанная с ликвидацией знаменитого налетчика, вора и бандита Леньки Пантелеева. Этот человек долго губил людей и присваивал чужое. Поэтому его поимка была настоящим праздником для сыщиков.
Казалось, после Леньки можно было перевести дух и немного расслабиться, но не тут то было! Волна преступности только начала свой подъем. И место Леньки в преступном мире быстро занял другой молодой мужчина.
Однажды на одну из почт Петрограда зашел щеголеватый мужчина. Он попросил у служащего бланк для получения денег по безработице. Служащий усмехнулся, ведь мужчина был так дорого одет, что с трудом верилось, будто ему нужно пособие.
Но служащий решил не возражать посетителю. Он подал ему нужный бланк, а потом указал мужчине на ошибке в тексте бланка. Увидев ошибки, служащий равнодушно бросил: “Исправьте!”. “Сейчас исправлю!” — почти выкрикнул посетитель и достал наган.
После этого на почту ворвались другие бандиты. Все служащие в тот день погибли, а из сейфа было украдено 25 тысяч пресловутых золотых червонцев.
Сотрудники местного УГРО нашли на почте не только тела и вскрытый сейф, но и червонец, на котором бандиты оставили послание: красным комиссарам на погребение…
Зловещее предупреждение на банкноте и то, как бандиты ограбили почту, указывали на особый случай с этой бандой. Видимо, на преступления этих людей толкнула не только жажда наживы, но и идеология.
Удивительно, но 10 червонцев источали легкий запах каких-то дорогих духов. Судя по уликам новая банда планировала продолжить черное дело Леньки Пантелеева, так как тот на местах преступлений тоже оставлял записки сыщикам. В них говорилось: “Работникам уголовного розыска с дружеским приветом! Леонид”.
О том, что на почте соберется крупная сумма денег, кроме погибших служащих не знал никто. Свидетелей преступления тоже будто бы не было. Но местный дворник незадолго до нападения все же заметил как рядом с почтой прогуливался дорого одетый мужчина в лайковых перчатках и с саквояжем. Он был очень похож на петроградского нэпмана.
Поиск причастных сотрудники УГРО начали с парфюмерных лавок. В первом же магазинчике сыщикам объяснили, что червонец пах легендарным ароматом “Шанель №5”. Такие духи трудно было достать в Петрограде. Их контрабандой привозили из-за границы и стоили они очень дорого.
Тогда у сыщика Кондратьева возникла версия: среди бандитов есть женщина. Но кем могла быть таинственная незнакомка? Пока следствие находилось в тупике Кондратьев привлек к этому делу еще одного сыщика Владимира Шуляка. В прошлом ему уже удавалось распутывать сложные дела и его помощь петроградскому УГРО пригодилась бы и в этом случае.
Сыщик Шуляк, исследовав улики, сделав правильное предположение. Духами мог пользоваться и мужчина. В прошлом среди аристократов было модным брызгать дорогим парфюмом лайковые перчатки. А ведь дворник видел мужчина в таких перчатках незадолго до налета.
Гранд-отель “Европа”
Сегодня “Европа” — одна из визитных карточек Петербурга. Но когда Петербург стал Петроградом после революции, в блистательном отеле обустроили приют для бездомных и его красота на время померкла.
Затем при нэпманах “Европу” снова сделали отелем. Именно в этом месте было обнаружено тело мужчины в ванне, а его вещи были разбросаны по номеру в большом беспорядке.
На туалетном столике в номере сыщики нашли 10 червонцев, на которых снова была написана угроза для комиссаров. Стало ясно, что гибель мужчины и налет на почту связаны между собой.
Погибшим в номере мужчиной оказался коммерсант-иностранец Мюллер. В карманах его одежды было много театральных билетов. Накануне гибели согласно билетам Мюллер посетил Мариинский театр.
Сыщики пришли в “Мариинку” и стали задавать сотрудникам театра вопросы, но никто не вспомнил иностранца. Хотя гардеробщице он все же запомнился. Женщина утверждала, что иностранец приходил на премьеру с привлекательной женщиной, которую называл Мари. У этой Мари имелась родинка на шее, напоминавшая сердечко. С такими приметами уже можно было работать.
Персонал отеля, где почил иностранец, вспомнил, что у них работала горничная с родинкой на шее и звали ее Мария. Но Мария уволилась незадолго до гибели коммерсанта.
Тогда сыщики нагрянули к Марии домой, но ее дома не было. Соседи рассказали Кондратьеву и Шуляку, что Маша очень ярко красилась и часто возвращалась домой только утром. Неужели она была дамой полусвета?
После революции дома терпимости в стране упразднили, а дам полусвета поставили вне закона. Но они все равно продолжили работу на частных квартирах, попасть в которые можно было, лишь зная пароль.
Сыщики узнали пароль и нагрянули туда, где предположительно могла “трудиться” Маша. Вытаскивая из комнат притона визжащих девиц одну за одной, сыщики и подумать не могли, какая их ждет печальная находка. Они обнаружили тело Маши в одной из комнат. А рядом с ней лежали все те же 10 червонцев с надписью. Бандиты расправились со своей наводчицей раньше, чем до нее добрались сыщики.
Ограбление ломбарда
В 1924 году состоялось прощание с дедушкой Лениным. А потом Петроград переименовали в Ленинград, но местные банды это все не интересовало.
В тот год сотрудники УГРО получили сообщение о том, что на Невском ограблен ломбард. Бандиты ворвались внутрь и не пощадили никого. Но один мужчина выжил и дал точное описание преступников. Члены банды были в масках, а главарь маску не носил. Он был дорого одет, а от его лайковых перчаток тянулся шлейф духов. И снова на месте налета нашли 10 червонцев.
Неуловимую банду так и не взяли бы, если бы один из бандитов не допустил ошибку. Осенью на ленинградской набережной возник мужчина в мятой кепке и драной одежде, но в дорогой шубе на плечах. В его облике был такой сильный диссонанс, что он невольно привлекал внимание.
Уже сворачивая с набережной, мужчина столкнулся с патрульным. Тот потребовал у странно одетого гражданина документы, но мужчина в шубе оттолкнул патрульного и бросился бежать.
Сначала была погоня, потом перестрелка. Бандита ранили, а затем он случайно вбежал во двор-колодец, из которого не было другого выхода. И мужчину в шубе арестовали.
В обмен на помощь лекаря этот бандит согласился дать подробные показания. Он поведал сыщикам, что состоял в той самой банде, которая совершала налеты.
Шуляк и Кондратьев в ходе допроса выяснили, что главаря банды звали Митька Картавый. А откуда шуба? Да просто эта банда час назад совершила налет на магазин, где продавались меха.
В молодости Митька Картавый был сбытчиком краденного. Да и сам промышлял воровством. Он начал с махинаций на таможне, а закончил грабежами, налетами и расправами над людьми.
Митька Картавый всем рассказывал, что был дворянином, хотя это было не так. Еще он обожал щеголевато одеваться, любил все дорогое и заграничное.
Митька любил женщин и вино, но также сильно любил и бильярд. Эта игра стала настоящим спортом в нэповские времена. Именно в бильярдной милиционеры и решили искать Митьку. Один сыщик стал обходить такие заведения и обыгрывать незадачливых посетителей. Милиционеры надеялись, что Митька клюнет на сильного соперника. Кроме посланного по бильярдным милиционера сыщики задействовали всю агентурную сеть, чтобы найти Картавого. И это сработало.
Митьку заметили в одной из пивных. Кондратьев и Шуляк приехали туда. Шуляк вытащил револьвер и смело шагнул за порог заведения. Зря он это сделал. В пивной были не простые посетители, а собрался весь “цвет” криминального мира Ленинграда. Пуля настигла Шуляка почти сразу.
Между милиционерами и преступниками началась перестрелка. В ходе обмена пулями Митьку ранили, но он успел выпрыгнуть в окно. Его отыскали по красному следу на земле. Он испускал душу за поленницей во дворе. Когда сыщики приблизились к нему, Митька вскинул револьвер и прохрипел: “Ненавижу!”. Но выстрела не последовало. Оружие дало осечку.
Так не стало бандита в лайковых перчатках, который мнил себя королем преступного мира, но на самом деле был обычным вором и душегубом.