Найти тему
музыка | filumjazz

Лонгрид. Бегущий по лезвию Бабуина. Часть II

Сегодня продолжение интервью! Если пропустили первую часть, рекомендую начать с неё:

Лонгрид. Бегущий по лезвию Бабуина. Часть I
filumjazz3 июня 2024

Его я взял в преддверии интересного культурного события, которое произойдёт в Санкт-Петербурге на следующей неделе и которое в этом году я решил не пропускать, купив билеты и заранее забронировав проживание. Как выяснилось во время интервью, оказывается, я оказался причастен к тому, что фестиваль состоится в этом году. Сергей Горчанинов — мы знакомы с ним заочно, по разным тематическим пабликам в ВК и частенько встречались заочно в комментариях— дал себе слово в прошлом году провести следующий фестиваль, если я приеду в Питер на мероприятие. Получается, мы не сговариваясь дали каждый себе обещание, которое намерены выполнить. По этой причине решил его посильно поддержать, связавшись с ним и поговорив. "Бабуинум фест — Прогрессив по лезвию Бабуина" — это уже будет двадцать первый по счёту фестиваль прогрессивной музыки, собираемый Сергеем, и он давно уже стал общероссийским событием: на него съезжаются музыканты, буквально, со всей страны. Сергей — человек разносторонне развитый и увлекающийся, поэтому и говорить умеет интересно: ответы на мои вопросы он надиктовал на диктофон и это, кстати, оказалось технологической находкой — думаю, читать такой живой текст будет в разы интереснее изначально написанного.

Сергей Горчанинов в образе бегущего
Сергей Горчанинов в образе бегущего

ЧАСТЬ II

Я:
Теперь вопросы про сам фестиваль непосредственно. Когда впервые родилась мысль устроить нечто подобное? Что послужило толчком, или поводом?

Сергей Горчанинов
Володя Михайлов — такой есть с Владимира — в первый год он был одним из приезжих команд, это как раз был товарищ Вани Розмаинского... — Ваня Розмаинский был очень ключевой человек в Питере по вот этой тематике "около-прог", такой ещё второй человек — это Камиль Шараподинов, который эрудит музыкальный: знает что-то, где-то пишет, сам играет и прочее, но сейчас не о нём. И вот Володя Михайлов очень удивился, впервые, когда типа — "Бабуинум-фест" — и когда планировалась вылазка с "Бабуинум-фестом", это когда ещё фесту года не было, он сомневался насчёт этого названия — в городе Владимир, на первом выездном концерте в конце сентября, начале октября 2017-го года. Там он тоже задавал вопросы: почему "Бабуинум-фест", может прог, какой-то там, фест? Я говорю: нет, ни фига!

Бабуинум — это игра слов. Когда она появилась — очень сейчас сложно понять. Вообще, мне сейчас тоже очень сложно зацепиться за момент того, когда я принял решение юзать этот символ, эту маску, потому что, прежде всего, — это маска. Так вот, как-то раз я упоминал концерт — это был парк Бабушкино — фестиваль летний, где мы выступали. Это был на самом деле первый концерт с моим новым на тот момент барабанщиком, в 2016-м году в сентябре — первый концерт OT&DO в таком новом составе. Опен-Эйр, на котором почти никого не было. Как я рассказывал, я приволок аналоговые свои инструменты... Одновременно, это было круто, что мы на такой, достаточно большой площадке — до этого всё были какие-то камерные штучки. Так вот, я на том концерте выступал в маске. Я решил, что я надену маску как прикол и вот этот код Бабуина я, видимо, его решил сначала использовать для OT&DO, что это будут "перфомы" в маске, потому что, ну типа что-то необычное. И был ещё один концерт, где я был в маске. Так получилось, что я играл там один с перкуссионистом — это открытие было выставки моего товарища по учёбе, ещё из "Путяги": он там любит Африку, он увлёкся живописью, он жил и путешествовал по Африке, и у него выставка в библиотеке — прикольная выставка, прикольные работы. Я говорю: давай я на открытии поиграю, поиграю околоклассическую музыку, но с перкуссией, такое, ну не Африка прям, но... что-то было такое у нас — сотрудничали с перкуссионистом — ...и я тоже в маске выступал. «Я буду в маске бабуина — тоже африканский зверь. Будет прикольно». А потом я подумал: «Опа, а почему мне не взять её за тотем, за символ фестиваля? Буду вести концерты в ней?!» И тут же, фактически, я там фотки какие-то в ней сделал, думаю, надо поместить как символ, как логотип — он появился на первых афишах. И в итоге первые концерты я вёл в этой маске, в жёлтом пиджаке. На первом концерте вообще раздавал бананы участникам, именно, кто тем, кто сыграл сетом — пачку бананов! На первом, на втором концерте...

А маска-то сама откуда? У меня ребёнок младший занимался в эрмитажной студии, такой детской-творческой, там каждый год проводился такой карнавал костюмированный, хэнд-мэйд, которые мы там делали всякие тематические: разные года с разными темами. Один из этих годов был посвящён Египту! И надо было написать стихи, прочесть их ребёнку — стихи были придуманы... И вот это был помощник бога Тота, бабуин. И вот эта маска осталась и я подумал: опа, почему нет? И потом мы за уши немного потянули эту тему, и, по-моему, Михайлов подыграл тогда, что поскольку это помощник бога Тота — это мудрость — то вот он отвечает за мудрость, там типа, мудрая музыка. И мы зацепились за эту идею.

А вот Бабуин, бабуин(ум) — вообще, родилось от хохмы. В чате группы мы обменивались фотками, хохмили по поводу масок. В какой-то момент... — если ты помнишь, был такой фильм со Шварцом —"Красная Жара" — "Какие ваши доказательства" — он там отрывает инвалиду ногу, из неё высыпает "кокаинум", и что-то, знаешь, этот фразеологический оборот "кокаинум-бобуинум", чего-то он в какой-то момент появился, потому что я подставил под слайд с высыпающим из этой культи Шварцом кокаин маску бабуина. Это тоже был в какой-то момент прикол: "кокаинум-бабуинум". Но это не подразумевало какие-то наркотики при этом. Но в итоге как-то хохма закрепилась, но никто её до конца в итоге не понимает. Но есть такой слайд и где-то он у меня существует: бабуин высыпает этот парашок из культи. И тогда "Бабуинум" — более понятен. Отсюда бабуинум, бабуинум-фест стал. Закрепилось. Потом я подумал: «ну я не должен, там, называть, как Ваня называл (Ваня Розмаинский)» — у ИнРока был фест "InProg", "Sankt-Peters-Prog-Fest" — «надо назвать более замысловатым, но самостоятельным названием к которому можно подтягивать разножанровую составляющую, потому что я могу назвать "Бабуинум-фест" хоть что, по-хорошему». Но вот оно закрепилось, считай, на восемь лет.

Я:
Как ты умудряешься сохранять мотивацию заниматься фестивалем в такое трудное и непредсказуемое время? Что является энергетической подпиткой?

Сергей Горчанинов
Мой басист пошутил в своё время: он присвоил мне хэштег — "жадность". И ты знаешь, наверное, это реально жадность. Жадность до каких-то впечатлений, жадность присутствия — я обязательно должен быть "тут". С другой стороны не люблю бросать, или забрасывать что-то. Но при этом у меня парадоксальная ситуация: я не могу забросить фест, но я похерил свой альбом. То есть понимаешь, ответственность перед людьми — она выше, чем ответственность перед собой. Это не значит, что я готов пожертвовать собой во имя чего-то, но в итоге получается... Профдеформация педагогическая получается, что я должен отдаться студентам — вот вчера надо было ехать на репетицию, я завёз басисту ключ и поехал к студентам — опоздал на репетицию. Ну вот ещё такое. Но при этом — это ещё жадность: всё, везде и сразу, успеть всё — и так далее. И это срабатывает. Ну например, я для себя нашёл повод, что ты мне сказал, что ты приедешь на фест — и я тогда должен сделать фест. Для меня это, знаешь, я типа сижу: «ну кто-то должен дать мне повод ещё?» При этом я — готов! Если меня попросят — тогда я сделаю! Ну на самом деле особо никто и не просит, но действительно люди немного провоцируют. Что начинают, кто-то: «вот я хотел выступить...» Я вот думаю, как их оставить без этого. Вот. По инерции. И самое главное — этот раскрученный маховик. Вот у меня в 2012-м году коллектив проекта запустился и мы играли много концертов — сыграли за год почти тридцать концертов — это были концерты... чуть ли не в переходе играли — для меня это... я сейчас такого количества за пять лет не сделал. И такой же маховик получился с фестивалем: раскручен он был в 2016-м — 2017-м годах, в 2019-м возникли эти франшизы, помимо основных дней фестиваля, то есть фестиваль проводится два раза в год: ноябрь, июнь. Причём я сразу загорелся идеей, что это обязательно должен быть двухдневный фестиваль, а не просто разрозненные дни. Дважды, мы проводили два года подряд аж трёхдневные фестивали... Это похоже на красного гиганта, который сжимается в белого карлика, это что-то вот из этого — такая, немножко агония, и тоже не могу сказать, что это очень, прямо, круто. Потому что эти трёхдневные штуки — они позволили равномерно распределить команды, например, сейчас вот у меня тут эти две даты: 11-го — 4 команды, а 12-го — пять! И пять команд это много, конечно, в один день — да и три-то команды тяжело в один день. Но три дня — это тяжело физически. Поэтому мотивация... Ты знаешь, вот меня спрашивают: преподавать каждый раз одно и то же не надоело? Нет — не надоело, потому что каждый раз это новые студенты, новые идеи, по-новому происходит. Вот эта цикличность, на самом деле, — не обламывает. То же самое здесь.
Я:
Какие у тебя есть мысли по поводу развития фестиваля. Понятно, что сейчас не совсем простое время, для того, чтобы строить планы. Но всё-же. Было ли желание устроить, например, опен-эйр?

Сергей Горчанинов
Опен-эйр! Вот у меня в этом году была мысль... что, вот, я недостаточно сделал, я должен сжаться в "белого карлика", и через какую-то термоядерную реакцию — взрыв. То есть это должен произойти не просто как обычный фест, а вот какой-то просто пипец должен произойти. Да, были мысли в этот год даже про опен-эйр. Хотя... Сейчас по радио у нас — радио Рокс в Питере — про Уэйкмана рассказывают, про какую-то его "замуту" в 80-е, после которой он на хрен разорился и в очередной раз спал, типа, на улице, на скамьях: чего-то какие-то издержки у него были. Так тоже не хочется — финальным аккордом сесть в лужу — тоже не хочется. Опен-Эйр — да, мысли были, где могло бы быть и что-то, но я бы с удовольствием сам где-то принял участие в опен-эйре, но самому впрягаться в эту историю... Одно дело прийти в готовый клуб, где всё отстроено. Ну вот аппарат взять, поехать, и что? Там, банально, росгвардия всех дубинками разгонит, если ещё не всех в кутузку, там, посадит — куча издержек. Надо, или к кому-то подсасываться, как вот был этот опен-эйр, на котором мы сами первый раз попали с группой — Фестиваль Территория Огня — была ярмарка со сценой — вот такая коллаборация была бы эффективной скорее всего, если не говорить про грантовые вещи. Про грантовые вещи тоже были мысли, но эти гранты тебе дадут копейку, а отчёты надо на миллион и сдерут с тебя три шкуры за эту копейку. Тоже поэтому не хотелось впрягаться в эти грантовые проекты. Хотя, кто-то "юзает", пытается делать, у кого-то получается делать. Но это тоже, всё-таки, какая-то команда, или какие-то люди структурно организованные, а я творческий человек: мне оформить какой-то документ — это целая проблема. И развития, на самом деле, я не вижу. Я вижу, что надо как-то красиво поставить точку. Побыстрее бы всё это закончить, жду 12-го числа, чтобы сказать: фестиваль закрыт — Лёша приехал из Москвы — всё состоялось! Ура, наконец-то я отпускаю это всё! Не просто это было всё делать.

Очень много людей, кто действительно помогал, тоже там из Москвы ребята поддерживали, прежде всего. Я очень благодарен тусовке — Миша Зонов сейчас приезжает — московская тусовка больше даже помогала местами, чем питерская, могу сказать. Это как старший брат: «ну да, я тебе помогу», а вот "шобла" здесь местная, не то чтобы каждый сам за себя, но северяне они такие, питерцы они такие, поэтому всё так не просто тут было делать. И жанр, моё мнение, и жанр, всё-таки мёртв — как таковой прогрессив — некрофилия. Потому что все эти ретро-паблики и прочее. А новые, все, кто называются "прогрессив" — это знаешь, мы ордена дедов на себя навешиваем... Я сейчас говорю с позиции, такого, скептика. Ну а что касается фьюжн-музыки? Для меня это всё такая, мастеровая музыка. Вот у нас, там, клуб JFC, там, Мусоргского тусовка: «я могу играть в таком темпе и это вот «ваще»». Вот это вот соревновательное, скорее. Я уважаю этих людей, естественно. Я сейчас говорю с позиции, такого, гротеска. Но это тоже не моё. Но вот про эмбиент, да... — делали мы эмбиентные дни — но вот эмбиент дэй — это тот концерт, который я ещё бы провёл, потому что есть интересные ребята. Причём, опять же, это около-эмбиент и развитие дальше около-электронной живой музыки интересно. Вообще, Питер же славен был именно электронной, в том числе, сценой и она есть — это клубное что-то. Чтобы это был средний уровень, не закрытое что-то, не совсем компактное, клубное, барное, но при этом не очень большая, крупная совсем. Но я не готов уходить целиком в этот... всё равно бизнес. Если мы говорим про модель, развитие. Меценатство — это нужно реально зарабатывать очень много денег и это уже вкладывать, давать кому-то. Такие люди были. Вон Тропилло вспоминают, как он там вкладывал в кого-то, кому-то какие-то альбомы писал там, кто-то из местных ребят — Theodor Bastard — тут пост был после кончины, что он дал им денег и они там записали альбом, они ему понравились. У меня, конечно, таких ресурсов нету.


Я:
Спасибо, Сергей, за такие богатые на детали ответы. Реально, было очень интересно!

Обращаюсь к тем читателям, кто ещё колеблется: успейте прикоснуться к истории! Вполне возможно, что этот фестиваль окажется последним: человеческие силы не безграничны. С другой стороны, если, вдруг, случится солд-аут — это даст повод Сергею не закрывать своё начинание и в этот раз, и к этому будете причастны вы, что уже не просто прикосновение к истории, но участие в ней.

Афиша фестиваля
Афиша фестиваля

Купить билеты на фестиваль можно по ссылке

Интервью Евгения Побожего:

Интервью Сергея Хутаса:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz