Сегодня эксперимент. Я впервые решил попробовать взять интервью у ньюсмейкеров современной российской музыки. Новые информационные технологии позволяют вам читать мои заметки о музыке, но они же дают мне возможность связаться непосредственно с теми, кто толкает музыку вперёд. В общем, я набрался наглости и связался с авторами ярких джазовых релизов начала этого года и, о чудо, получил развёрнутые ответы на свои вопросы из первых уст. Сегодня вы прочитаете моё первое мини-интервью, взятое у Евгения Побожего, выпустившего в апреле свой второй сольный альбом. В среду выйдет ещё одно, но чьё — пусть это пока останется загадкой — второй альбом не менее интересный.
Побожего я впервые заметил в 2018-м году на джазовом фестивале Игоря Бутмана "Джазовые сезоны" в Ленинских Горках — гитарист участвовал в двух ансамблях саксофониста: квинтете и биг-бэнде. Обратила на себя тогда его безупречная гитарная техника. С тех пор стараюсь следить за его творчеством. В принципе, до того момента, как я только впервые прослушал пластинку "Stream", я относился к нему исключительно как к талантливому джазовому исполнителю и импровизатору, несмотря на то, что он на своём Ютюб-канале выкладывает преимущественно авторские пьесы. Ну вот не трогала его музыка меня. Слишком всё правильно в ней, академично что ли, без риска. Да и пластинку "Stream" я решил послушать только для галочки: обложка не обещала ничего острого и интересного — да простит меня дизайнер, отдавший её созданию несколько бессонных ночей. Как же я был рад изменить своё мнение о музыке гитариста, переходя постепенно от композиции к композиции в течении всего альбома и затем несколько раз подряд переслушивая пластинку после! Думаю, Евгению удалось записать свой первый по-настоящему зрелый альбом. Эту музыку можно слушать безотносительно того, что записывал её гитарист — думаю, такую задачу и ставил перед собой сам автор. По многослойности и напору я бы сравнил его с оркестровыми работами Mahavishnu Orchestra или даже фьюжн-коллективами Чика Кориа. Итак само интервью:
Я:
Евгений, привет. Я сейчас с удовольствием кручу ваш новый альбом в своём плеере и решил написать заметку о нём. Если бы вы нашли время заочно ответить на некоторые мои вопросы относительно создания и записи материала вашего нового альбома, то я думаю, что у меня получился бы интересный текст для моих читателей, способный заинтересовать их вашей работой.
Связан ли выпуск альбома с победой в джазовом международном конкурсе гитаристов Института джаза им. Херби Хэнкока? В одном из ваших интервью читал или слышал, что лауреаты получали возможность записать сольную пластинку. Если нет, что послужило побуждающим толчком к началу работы над будущим альбомом? Может дебютный сольный альбом Антона Давидянца поставил планку?
Евгений Побожий:
Альбом Stream является моим вторым альбомом. Его запись и издание никак не связано с конкурсом. А вот мой дебютный альбом “Elements for peace”, вышедший в сентябре 2022 года, связан с ним непосредственно — деньги на его запись я получил от компании Concord как победитель конкурса.
Сама идея записи альбома с участием струнного квартета появилась довольно давно. В начале 2019 года мы с Антоном, Герго, саксофонистом Брендоном Филдсом и струнным квартетом Анны Ракиты записали видео на мою композицию Calumet, это видео есть на моем ютуб-канале.
Это был первый эксперимент использования в моей музыке струнных, он мне показался весьма удачным, и мне захотелось аранжировать и другие свои авторские композиции, стилистически близкие к Calumet, в этом же ключе. Позже мы познакомились с замечательным композитором Александром Розенблаттом, давним другом Антона, который выразил желание принять участие в этом проекте. Так родилась идея расширить заглавную композицию альбома до небольшой сюиты, используя симфонические эпизоды, написанные Розенблаттом. Что касается альбома Антона “Avalanche” — это совершенно потрясающая работа, которая хотя и не стала побуждающим мотивом «сделать что-то в том же духе» (даже чисто хронологически Calumet как наш первый эксперимент кроссовера был раньше, да и концептуально музыка Stream всё же другая), тем не менее стала очень серьезным «маяком» в этом направлении и, безусловно, планкой качества и содержательного наполнения.
Я:
За сколько студийных смен был записан материал? Были ли использованы наложения при записи?
Евгений Побожий:
Альбом записан наложением. Барабаны записаны в Европе. Я подготовил фонограммы для Герго и отправил ему. Он прислал мне готовые треки, на которые дальше записывалось всё остальное. Тенор-саксофон записан Артёмом Баденко в Лос-Анджелесе, альт и сопрано саксофоны Антона Чекурова, гитара, бас, струнные записаны в России. Клавишные для заключительной композиции Spero Lucem записал Томаш Бура в Лондоне. Сведение и мастеринг сделал Ян Вацик в Германии.
Я:
Относительно композиционной целостности альбома. Не могу не отметить очень удачное использование струнной секции в аранжировке, связывающее стилистически разнородные идеи в единое целое. Её присутствие в звучании лично мне напоминает поздние пластинки Mahavishnu Orchestra. Насколько по вашему мнению музыка Джона Маклафлина могла повлиять на ваше становление как музыканта и гитариста? Не было ли в ваших пьесах заложено сознательных отсылок к его творчеству? Если идея использования струнных не связана с фьюжн 70-х, что послужило идеей её использования?
Евгений Побожий:
Джон Маклафлин и музыка Mahavishnu Orchestra определенно оказали на меня большое влияние, и нет ничего удивительного в том, что это влияние в альбоме слышно. Хотя для меня совершенно очевидно, что в моей музыке это влияние проявляется скорее как оммаж, чем как некое заимствование. И это не было изначальной задумкой, а стало скорее «вторичным» результатом. Когда я готовил к публикации видео “Calumet”, я неожиданно для самого себя обнаружил это сходство со звучанием Махавишну, но для меня это звучало не подражанием, а неким трансформированным образом из подсознания. Все-таки между музыкой MO и моим творчеством 50 лет, и в плане музыкального языка разница весьма большая. Что касается других фьюжн-альбомов 70х, значение которых я для себя особо выделяю, нельзя не вспомнить альбом Chick Corea “Mad Hatter” — еще один потрясающий пример большого проекта на стыке джаз-фьюжн, прогрессив-рока и современной академической музыки.
Я:
Какую музыку вы слушали во время написания материала? Может сможете перечислить конкретные музыкальные альбомы? Что из этого вы бы рекомендовали послушать каждому безотносительно знакомства с вашей работой?
Евгений Побожий:
В альбом Stream вошли композиции, написанные в разное время. Среди них есть как совсем новые, так и те, которые были сочинены около 15 лет назад и впоследствии прошли серьёзные преобразования в разные периоды своей музыкальной «жизни». И, соответственно, за такой долгий период времени я слушал огромное количество самой разной музыки, и выделить какой-то единый источник вдохновения просто невозможно. «Общим знаменателем» этого альбома стала, во-первых, аранжировка для струнных, воплотившая потрясающий талант Анны Ракиты, а во-вторых, развитые многочастные композиции с большой детализацией, характерной для стиля прогрессив-рок. Что бы я посоветовал послушать безотносительно знакомства с альбомом Stream? Во-первых, весь корпус великой джазовой музыки 20 века - Колтрейн, Майлс Дэвис, Паркер, Монк, Билл Эванс, Маккой Тайнер, Хэкок, Шортер, Хаббард и тд и тд.
Во-вторых, фьюжн — 70e: Mahavishnu, Return to forever, headhunters, Weather report, Bitches brew и другие фьюжн-альбомы Майлса, Pat Metheny group, John Scofield, Mike Stern, Brecker brothers. Огромное значение для меня имеет Allan Holdsworth, также Scott Henderson и Tribal tech обязательны к прослушиванию. И масса всего еще. В-третьих, поздний романтизм и модернизм в классической музыке — мои главные герои Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Малер, Мессиан.
Я:
Мне показалось, или в реализации альбома действительно большую роль сыграла неуёмная энергия Антона Давидянца? Привлечение, например, компетенций Герго Барлая и Анны Ракиты — это люди, с которыми он много и с удовольствием сотрудничает. Если мне не показалось расскажите об этом.
Евгений Побожий:
В этом проекте каждый сыграл огромную роль. Безусловно, невозможно переоценить вклад Антона Давидянца. Он мой близкий друг, настоящий единомышленник, постоянный участник всех моих проектов, уникальный музыкант и яркий пример подвижничества ради своих эстетических ценностей. И именно благодаря Антону я познакомился с феноменальным барабанщиком Герго Борлаем — альбом Stream я хотел записывать только с ним. Хотя в мире много замечательных исполнителей на барабанах, но Герго однозначно мой «номер 1», только он создаёт то звучание, которое мне нужно было для этого проекта. Огромную роль сыграла Анна Ракита. Аня написала все аранжировки для струнного квартета, по-настоящему украсив мою музыку своим изысканным музыкальным мышлением. Кроме того она сочинила потрясающе красивое струнное интро и аутро для композиции Calumet. Аня — феноменальная скрипачка и гениальный композитор и аранжировщик. Ее вклад в звучание альбома Stream просто невозможно переоценить!
Конечно, Александр Петрович Розенблатт заслуживает самых искренних слов глубокого восхищения и признательности. Благодаря его удивительному мастерству композиция Stream трансформировалась в по-настоящему эпичное, глубокое и многогранное произведение.
Саксофонисты Антон Чекуров и Артём Баденко — скажу просто: никто другой на эту роль мной даже не рассматривался. Для меня лично эти музыканты — самые талантливые саксофонисты своего поколения в мире. Каждое их соло, каждая нота в этом альбоме — сокровище.
Конечно, струнники — скрипач Андрей Рухадзе, виолончелист Пётр Каретников, альтист Иван Саенко — их вклад также невозможно переоценить, ведь только их выдающееся исполнительское мастерство позволило воплотить изощренные (и весьма не простые для исполнения) аранжировочные идеи Анны Ракиты.
Вообще, чем ближе к завершению альбома я подходил, тем яснее я понимал — это уже не мой альбом, а НАШ. Это результат коллективного творчества объединения единомышленников, мотивированных только стремлением создать нечто красивое и реализовать свои талант и мастерство по максимуму. И я искренне горд выступать в качестве автора и инициатора этого проекта.
Я:
Спасибо большое за такие развёрнутые и интересные ответы! Искренне желаю, чтобы ваш альбом нашумел в этом году.
Хотел бы ещё подытожить. В молодости, только начиная знакомиться с классикой джаза и рока, я часто себе представлял: вот если бы я жил, например, в конце 60-х в Британии или США как бы я воспринимал выход всех этих знаменитых сегодня пластинок? В то время, а это были 90-е, современная музыка казалась уже не той. Но вот сейчас, оглядываясь на свою молодость и музыку, что слушали мои сверстники я могу констатировать, что слушал я ту современную музыку, которая по прошествии 30 лет уже стала классикой. На этом основании смею заметить, что и альбом Побожего "Stream" проживёт долгую жизнь. Возможно, такой высокий художественный результат был следствием удачного сложения компетенций и талантов той команды, которую музыканту удалось собрать вокруг себя, но это нисколько не принижает роли лидера: зачастую при плохом руководстве процессом разнонаправленные амбиции аннигилируют, а не приумножают результат. В любом случае мы являемся свидетелями перехода таланта музыканта из разряда "подающего надежды" в разряд "музыканта мирового уровня". Было бы неплохо увидеть альбом среди номинантов премии Гремми в этом году.
Кстати, для тех, кто хотел бы прикоснуться к истории, попробуйте попасть на презентацию альбома, — если ещё остались билеты — которая состоится 4 июня в Клубе Козлова. Я иду, если что!
Evgeny Pobozhiy - guitar, composition
Anton Davidyants - bass guitar, upright bass
Gergo Borlai - drums
Anton Chekurov - alto sax, soprano sax
Art Baden - tenor sax
Anna Rakita - 1st violin, strings quartet arrangements, co-composer (for the composition "Calumet")
Andrey Rukhadze - 2nd violin
Ivan Saenko - viola
Petr Karetnikov - cello
Tomasz Bura - keyboards (for the composition "Spero Lucem")
Alexander Rosenblatt - composer and conductor for symphonic episodes in the composition "Stream"
Mixed and mastered by Jan Vacek at the Dreamsound studio, Germany
Album artwork by Maya Usenko
Не пропустите
Седьмая часть биографии Роберта Фриппа:
Заключительная часть биографии Роберта Уайатта:
Если понравилось, не забудьте подписаться!