«Богатая дама в скромном ночном портье узнает человека, который много лет назад, в фашистском концлагере, истязал людей. Он и у нее, тогда совсем юной девушки, выжег на руке лагерный номер. Потом растлил ее, превратив в усладу офицерской комендатуры лагеря».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Владимира Баскакова (1921-1999), опубликованной в 1976 году:
«Землетрясение» (США). Фильм рассказывал о страшном землетрясении в Лос- Анджелесе. Разламывалась и гудела земля, вода прорывала плотины и заливала город, с мостов и автострад, пылая, падали машины — эта никогда не происходившая сейсмическая буря (в Лос-Анджелесе бывали землетрясения, но, разумеется, не такие) была показана впечатляюще.
Мы видели, как рассыпаются, подобно карточным домикам, небоскребы, которые твердо стояли на земле еще полчаса назад, когда мы входили с улицы в фойе кинотеатра, и даже гостиница, где мы оставили свои чемоданы, летела в тартарары.
На фоне землетрясения возникала не слишком усложненная сюжетная интрига: архитектор (его играл знаменитый голливудский актер Чарлтон Хестон), его жена (ее играла не менее знаменитая Ава Гарднер), отец жены — крупный финансовый босс, молодая любовница героя...
Герой, разумеется, не любил вздорную и избалованную жену, а любил скромную, тихую и милую молодую актрису, жившую с сынишкой в деревянном домике у подножия горы со светящейся надписью: «Голливуд».
Действовали в картине и полицейский, этакий грубоватый, но, в общем, славный малый, и девица легкого поведения, и некий магазинный приказчик, у которого в момент людских страданий и страшной катастрофы, когда он получал в муниципалитете оружие для охраны порядка, возникал комплекс жестокости и жажды власти,— здесь авторы, очевидно, не желая отстать от бега времени, хотели затронуть весьма актуальную проблему.
Чарлтон Хестон когда-то прогремел как исполнитель главной роли в знаменитом голливудском фильме «Бен-Гур», положившем начало суперколоссам на историческую тему, с многомиллионным бюджетом, призванным противоборствовать телевидению, наступавшему в ту пору на пятки кинематографу. Потом он сыграл, весьма профессионально, немало других ролей мужественных и немногословных героев.
На этот раз Хестон продирался через обломки зданий, спускался с верхней площадки небоскреба по стальному тросу, пробивал ломом стену, спасая заваленных в подвале людей, и, наконец, погибал: в подземном коридоре, залитом водой, он спасал любовницу с мальчиком, но, увидев, что поток уносит нелюбимую жену, немного, несколько секунд поколебавшись, все-таки устремился за ней в бурлящую водную стихию.
Как видим зрелище, в общем, не очень-то новое для американского кино. Это, так сказать, Голливуд классический. …
Но новое в этом фильме, думается, все же есть. Оно, пожалуй, в том, что уже подмечала прогрессивная зарубежная, да и наша критика,— в стремлении к изображению чего-то нежданного, недоброго. Катастрофы, которая всегда поджидает человека.
Несколько позже мы видели фильм «Аэропорт-75». Там происходила катастрофа в воздухе, правда, предотвращенная героизмом стюардессы и все того же Чарлтона Хестона.
А несколько раньше я видел фильм «Ад в поднебесье» — о пожаре в гигантском, стопятидесятиэтажном небоскребе.
И, наконец, знаменитый и самый кассовый — здесь он лишь немного уступает «Крестному отцу» — фильм года «Экзорцист» («Изгоняющий дьявола») режиссера Уильяма Фридкина.
Автор этой картины, очевидно, возмутился бы, узнав, что его ставят на одну доску с постановщиками «Землетрясения» и «Аэропорта-75».
Он претендовал на нечто интеллектуальное и философское, никакого отношения к «потребительскому» искусству не имеющее (в заявлениях журналистам режиссер сравнивал успех своего фильма с успехом трагедий Эсхила в Древней Греции).
Однако я полагаю, что фильм, рассказывающий о том, как в маленькую девочку вселился дьявол и как этого дьявола изгнал священник, принципиально не отличается от «Землетрясения» и тем более от фильмов ужасов, жанра, когда-то начатого Альфредом Хичкоком.
Просто в этом фильме отразилось весьма характерное явление современного буржуазного кинодела. Это проникновение в американский кинематограф веяний, ранее присущих элитарному, декадентскому искусству.
Впрочем, в кино США элитарные явления, по существу, всегда занимали ничтожное место. Коммерческими и массовыми были и реакционные и прогрессивные произведения: фильмы ужасов и философские комедии Чаплина, сладкие истории о «золушках» и социальные Драмы Джона Форда и других режиссеров критического реализма.
Но вернемся к фильму У. Фридкина. Главный смысл его в том и состоит, что медицина оказывается бессильной перед лицом невероятного: одиннадцатилетняя девочка говорит не своим голосом, рычит, кусается, ее кровать трясется и прыгает по комнате.
Несчастная мать — она киноактриса и снимается в каком-то фильме, посвященном студенческим демонстрациям протеста (здесь режиссер, очевидно, отдает дань моде, не желая прослыть несовременным и коммерческим режиссером),— приглашает консультантов-профессоров.
Высоколобые люди собираются на консилиумы,/ производят рентгеновские снимки, анализы, пункции, включена какая-то сверхсовременная аппаратура. Но, увы, все бесполезно. Наука и техника, разум и логика не могут осмыслить то, что происходит с девочкой,
Опять тот же, что и в классических голливудских лентах, о которых я говорил выше, мотив: человек живет в обстановке, когда его каждую минуту поджидает нечто неожиданное, необъяснимое, страшное, алогичное. Но здесь еще добавлена изрядная доля мистики, столь модной ныне среди буржуазной интеллигенции. …
Видимо, те, кто производят и финансируют фильмы, явственно почувствовали в американском обществе настроения растерянности, неустойчивости и зыбкости и, подстраиваясь под них, создали ленты, которые и должны аккумулировать эти настроения. Ведь сегодня публика улавливается в зрительные залы не так, как двадцать и тридцать лет назад,— не «золушками», не каскадными комедиями, не мелодрамами со счастливым концом. Сегодня буржуазный массовый экран интеллектуализируется и политизируется.
Неуверенность в завтрашнем дне, ожидание чего-то неожиданного, неприятного, недоброго чувствуется, разумеется, не только в такого рода картинах. Сейчас в Америке главная тема разговоров — это инфляция, рост цен, безработица, энергетический кризис. Газеты сообщают о новых и новых фактах экономической депрессии, проявляющейся в самых различных формах. …
Морис Голдринг в своей статье упоминает об успехе фильма «Жажда смерти», затрагивающего проблемы насилия и личной безопасности. Нам довелось увидеть этот фильм.
Главную роль — интеллигента, у которого какие-то уголовные типы, ворвавшись в его дом, изнасиловали жену и дочь,— играет Чарлз Бронсон. Этот актер, не менее известный, чем упомянутый выше Чарлтон Хестон, сыграл на своем веку немало ролей благородных ковбоев, справедливых шерифов и бескорыстных искателей приключений. Обычно он смело вступал в схватку со злом и выходил из этой схватки победителем, но победа ему лично не приносила никакой выгоды — такова уж выверенная годами схема положительного героя.
Здесь же примерно та же ситуация, но повернутая несколько парадоксально. Герой не супермен, а обычный американец, интеллигент, он в отчаянии — его жена умерла, а дочь сошла с ума и ищет смерти. Никогда не владевший оружием, он вступает в борьбу с преступным миром — и выходит победителем. Он побеждает опытных гангстеров. Полиция, обнаружив трупы, только разводит руками: оказывается, убитые — это как раз те лица, которых она тщетно ищет уже много лет.
Борьба одиночки за справедливость при пассивности или неумении властей — это не новая модель американского кинозрелища. И ковбой обычно выступает за справедливость — один против всех.
Были фильмы и о честном полицейском, смелом и бесстрашном, которому противопоставлялись полицейские трусливые и продажные. Были и иные модели. Причем можно вспомнить прогрессивные фильмы, связанные с этой темой: например, шедший на наших экранах фильм «Погоня» Артура Пенна, где шериф пытается действовать в духе справедливости, но его действия, наталкиваясь на обывательщину, косность, продажность, кончаются трагически.
Фильм «Жажда смерти» со знаменитым Чарлзом Бронсоном — это зрелище, как мы уже заметили, другого рода. Но публика, сидящая в зале кинотеатра, бурно реагировала на каждый акт возмездия, который вершил этот интеллигент с кольтом в руке.
Значит, сама тема весьма и весьма злободневна, и это, очевидно, знали те, кто финансировал и ставил картину. …
Иногда американские промышленные монополии вкладывают деньги прямо в какой-то фильм, нередко сенсационного содержания. Так, печать сообщала, что компания, занимающаяся производством продуктов детского питания, предоставила большие средства для финансирования фильма антикоммунистической ориентации «Убийство Троцкого» Джозефа Лоузи, производство которого было осуществлено транспортной компанией через ее швейцарский филиал. …
«Крестный отец». Почему фильм вызвал такой большой интерес у публики?
По разным причинам. Главное — тщательный подбор актеров, музыка, «крепкий» сюжет, отличная режиссура. Весьма актуальной оказалась проблематика фильма, хотя действие развертывается в 40-е годы,— преступность, охватившая страну, жестокость, возведенная в принцип повседневной жизни.
Но в фильме просматривался и другой слой. Мафия явно «очеловечена», это семья, скрепленная крепкими узами, а дон Корлеоне, которого играет Марлон Брандо,— «крестный отец» — по-своему морален. Все это придало картине некую притягательность. Иные критики просматривали в фильме модель всего буржуазного мира.
Таким образом, в «Крестном отце» причудливо переплелись разные потоки: и натуралистическое изображение жестокостей и насилия, и поэтизация мафии, и вместе с тем критика общества, основанного на коррупции и шантаже.
Позже в США и в Европе вышел «Крестный отец II». В этой ленте Фрэнсис Форд Коппола попытался как бы проследить генезис возникновения мафии в трущобах итальянских кварталов США, а затем показать связь преступного мира с политикой, тесное их переплетение.
Фильм Фрэнсиса Копполы «Разговор», поставленный после первого «Крестного отца», следует признать, безусловно, прогрессивным явлением американского искусства, примыкающим к той очень существенной его части, которая отражала и отражает реальные процессы действительности.
...По улицам Сан-Франциско бродит немолодой человек в старом плаще и с каким-то неопрятным кульком в руках. Вот он на главной площади в толпе, рядом с влюбленной парой, о чем-то разговаривающей, а он — его зовут Гарри Кол — идет рядом, как бы занятый своим делом. Да он и занят своим делом, своей поденной работой, дающей ему возможность скромно существовать. Но работа эта особого рода: он ходячий подслушиватель, служащий некой конторы по частному сыску, а в его кульке — магнитофон.
И сегодня Гарри — его играет очень популярный сейчас в США актер Джин Хекман — выполняет свои привычные обязанности, ведет запись разговора между мужчиной и женщиной, а потом показывается в какой-то потайной лаборатории, где крутятся огромные бобины, работают электронные приборы, через микрофоны слышатся голоса разных людей,— это целая фабрика Наблюдения и подслушивания.
Режиссер не только раскрывает механику тайной слежки за людьми, но делает крутой поворот и вторгается в сферы исследования моральных последствий этого явления.
Гарри Кол, который всегда исполнительно и равнодушно делал свое дело, проявил какую-то, может быть самую малую, долю участия к объектам своей «работы». И сразу весь механизм, частицей которого он являлся, обрушивается на него, маленького человека, нарушившего «правила». И он чувствует, явственно чувствует себя не только объектом слежки, но и соучастником преступления. В страхе и ненависти он крушит мебель в своей скромной квартирке, вскрывает полы, ломает перегородки, чтобы найти электронные приборы, которые, как он считает, должны быть где-то спрятаны. Реальность и гротеск, правда и гиперболическое обобщение слиты в этом талантливом фильме воедино.
Этот фильм продолжает ту линию в американском кино, которая особенно сильно распространилась в конце 60-х годов и связана с творчеством Стэнли Креймера, Артура Пенна, Сиднея Поллака и других режиссеров разных поколений.
Куда дальше пойдет Фрэнсис Форд Коппола, покажет время.
Фильмов, подобных «Разговору», сейчас делается в Голливуде не так уж много, но они есть.
Это и «Последний наряд» Хела Эшби, с его беспощадной критикой военщины, и «Алиса здесь больше не живет» Мартина Скорсезе, реалистически показывающий быт американской провинции, и некоторые другие ленты реалистического направления. …
Ведь даже «Крестный отец» по своей структуре не так уж далеко ушел от лучших гангстерских фильмов 30-х годов. Но в нем несравненно больше достоверности — и в воспроизведении натуры, и в сюжетосложении, и в актерском исполнении, и даже в подборе типажей, массовки и т.п. Ничего условного, никаких старых штампов. И гангстерская схватка и гангстерская стрельба — это уже не искусно поставленное зрелище, а жестокая, бьющая по нервам сцена.
Заметим, что «Экзорцист» («Изгоняющий дьявола») У. Фридкина отличается от лент Хичкока лишь, по существу, тем, что герои этого фильма действуют не в условиях обстановки, характерной для фильма ужасов, а в реальном, современном и очень достоверно снятом интерьере и экстерьере. …
В Нью-Йорке, в Музее современного искусства, но не там, где размещена основная экспозиция, содержащая примечательные явления живописи и графики XX века, а на первом этаже, где проводятся временные выставки, мы увидели табличку «Энди Уорхол». Открыли дверь. Вошли. Затемненная комната, тихо звучит магнитофонная музыка, красноватый свет льется откуда-то с потолка. Стеклянная перегородка, а за ней виден автоматический проектор, демонстрирующий на щите неясные, размытые диапозитивы. Все это — очередной опус известного художника поп-арта Энди Уорхола.
Не так давно я видел фильм Уорхола «Сон» — на экране в течение трех часов демонстрировался пупок спящего человека. До этого художник поп-арта и режиссер, претендующий на поиски новых форм в искусстве и эпатаж буржуазного зрителя, в лентах — «Плоть» и «Мусор» сочетал откровенную эро*ику с картинами социальной неустроенности молодых людей в большом городе.
Фильм Энди Уорхола «Франкенштейн». Это, наверное, двадцатая в мировом кино экранизация сюжета об ученом, создавшем искусственного человека — чудовище.
Итак, путь от интеллектуального эпатажа до коммерческого зрелища весьма короток. …
Есть приметы и тенденции, ранее характерной не для американского, а для европейского кинодела. Возникает новая киноиндустрия, индустрия по***графических фильмов.
Собственно, такого рода ленты появлялись на американских экранах и раньше, но были они в основном европейского происхождения. Да и показывали их в маленьких кинотеатриках, в особых и специфических районах больших городов. О них никогда не писала пресса, а массовый зритель, воспитанный в пуританских традициях, их просто игнорировал.
В последние годы эта кинопродукция как бы легализировалась. Пор**фильмы не прячутся по закоулкам, а идут в центральных кинотеатрах, рядом с «почтенными» голливудскими кинокартинами. На титрах обозначаются имена режиссера, продюсера, сценариста. Появились «по**озвезды». Более того, делаются небезуспешные попытки придать этим киноподелкам, открыто растлевающим зрительскую аудиторию, черты респектабельности.
Недавно в Нью-Йорке, в кинотеатрах 10-й и 59-й стрит и 7-й авеню, был проведен специальный фестиваль — показано 75 «по**олент». …
…связали саму идею его проведения с теориями «се***альной революции», как необходимого условия «освобождения человека и человечества» и «сокрушения» устоев буржуазного общества.
Вспоминали имя Вильгельма Рейха. Это сейчас, пожалуй, одна из самых модных фигур в философии и искусствоведении Запада. Его цитируют в солидных университетских трудах, на него ссылаются критики леворадикального толка, он попал и в газетный обиход.
Умерший четверть века назад, этот человек с довольно пестрой биографией писал еще в 20-е и 30-е годы в Германии о «се***альной революции», считая, что он развивает и политизирует учение 3. Фрейда.
Несколько упрощая построения своего учителя, В. Рейх, уже живя в США, искал причины социально-политических явлений, и в частности германского фашизма, в се***альной, неудовлетворенности и подавленности человеческой личности.
Сегодня его идеи подхватили многие ученые (и среди них «сам» Герберт Маркузе), сформулировавшие теорию о «расшатывании» капиталистической системы при помощи се***уальных извращений, которым приписывается «критический потенциал».
Вот, оказывается, в чем панацея для решения всех нравственных и социальных проблем! Как видим, под по***графию подведена солидная научная база. …
Такого рода философские построения дали как бы научную базу для бесчисленного множества фильмов, созданных во Франции, Италии, ФРГ, Швеции, Дании, а в последнее время и в США, фильмов откровенно примитивных, «рыночных» и усложненных нередко ассоциативным монтажом, в которых капитализм «сокрушается» при помощи се***альных извращений.
В. Рейх, а вслед за ним его последователи, как я уже сказал, объясняют возникновение фашизма в Германии «се***альной нераскованностью» населения, да и вообще фашизм, по их мнению, априори заложен в самом человеке в силу «се***альной несвободы» личности. Отсюда можно сделать вывод, что борьба с фашизмом вообще бессмысленна.
Эти мотивы встречались в кинематографе и раньше. Концентрированное выражение они нашли в идущем сейчас почти на всех основных европейских и американских экранах фильме «Ночной портье».
Фильм поставила итальянский режиссер Лилиана Кавани, прокат осуществил американец Джозеф Левин. Главную роль, ночного портье, играет английский актер Дирк Богард. В фильме участвует и новая, но теперь очень популярная актриса Шарлотта Рэмплинг. Как видим, предприятие межнациональное.
О чем же идет речь в этой картине? В австрийский город на гастроли приезжает знаменитый дирижер со своей женой. В отеле поздно вечером эта богатая дама в скромном ночном портье узнает человека, который много лет назад, в фашистском концлагере, истязал людей. Он и у нее, тогда совсем юной девушки, выжег на руке лагерный номер. Потом растлил ее, превратив в усладу офицерской комендатуры лагеря. Тот знаменитый плакат, висящий у кинотеатра, и изображает момент, когда она, полуголая, поет какие-то немецкие песенки захмелевшим эсэсовцам.
Но теперь вчерашний фашистский палач, а сегодняшний скромный ночной портье, вызывает у нее не ненависть, не ужас и даже не презрение, а чувство неодолимого физического влечения. А его влечет к ней. Сюжет осложнен еще и тем, что бывшие коллеги «ночного портье», собравшиеся в этом городе на свое очередное тайное сборище, поняли, что она узнала его и может выдать всех, и предпочитают «убрать» свидетельницу.
Но любовь палача к жертве, а жертвы к палачу оказывается сильнее этих угроз. В скромной, квартирке гостиничного слуги он и она, находясь под постоянным наблюдением бывших нацистов, предаются охватившей их страсти.
Конец символичен: она надевает лагерную полосатую форму, он — эсэсовский мундир, и, взявшись за руки, они выходят из дому навстречу своим преследователям. Сраженные пулями, палач и жертва падают рядом на мокрую мостовую.
В фильме есть, разумеется, мотив, связанный с тем, что у героини вспыхивает страсть к своему палачу потому, что когда-то он, гитлеровский офицер, растлил и развратил ее. Но через весь фильм, сделанный высокопрофессионально, с отличными актерскими работами, с умением создать психологический настрой, проходит мысль о гнетущей человека подсознательной страсти к насилию или тотальному подчинению силе.
Философский посыл этой картины — и на это обратила внимание прогрессивная европейская и американская критика,—по существу, ведет к деформации в глазах людей самой сущности и самого понятия фашизма. Из явления социального и классового он превращается в явление психологическое.
Фильм «Ночной портье» — не чисто американская продукция и непосредственно не связан с Голливудом. В титрах значится фамилия «независимого» продюсера, но, разумеется, без участия киномонополий нельзя было бы выпустить фильм с такой помпой и с таким размахом.
Но дело не только в этом. Идеи об априорной порочности человеческой личности, как и идея о том, что комплексы тоталитаризма, насилия, жестокости, а иногда и просто фашизма заложены якобы в самом человеке, просматриваются во многих кинокартинах.
Можно вспомнить американский фильм пятилетней давности «Джо», где рабочий Джо и капиталист в определенных обстоятельствах оказываются полными единомышленниками: в них просыпаются звериные, по существу, фашистские инстинкты, и они оба, вместе, противостоят молодому поколению, слабому, увлекающемуся наркотиками, но духовно чистому. Можно вспомнить и некоторые иные ленты. …
В Лос-Анджелесе, на студии, нам удалось посмотреть только что завершенный фильм «Дикарь на свободе». Его поставил и частично финансировал известный актер Джордж Скотт, которого наш зритель знает по фильму Стэнли Креймера «Оклахома, как она есть».
Три человека оказались на необитаемом острове — муж, жена, сын. Как, почему? Не очень ясно, да, наверное, и не столь важно для авторов фильма. Главное — это сложные и, по существу, неразрешимые отношения между сыном, матерью и отцом. Что это, еще один киновариант Эдипова комплекса — модели, столь распространенной в европейском кино и, в общем-то, новой для кино американского? Пожалуй. Но и здесь, в этой ленте, есть тот же тревожащий американцев вопрос о неблагополучии мира, их окружающего.
Экран Америки разнообразен и многослоен. Разные тенденции, разные силы, разные явления. … Американский кинематограф — крупное явление культуры страны, которое требует серьезного и вдумчивого изучения, глубокого анализа» (Баскаков, 1976: 67-91).
Баскаков В. Америка кинематографическая // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 5. М.: Искусство, 1976. С. 67-91.