«Настоящими людьми», а точнее «ненэч», называют себя ненцы – коренной народ крайнего севера, настоящие старожилы Арктики, которые не боятся холодов, едят сырое мясо, пьют оленью кровь и, не взирая на суровые условия жизни, всегда сохраняют позитивный взгляд на окружающий мир.
Исследователи полагают, что ненцы, как самостоятельный этнос, сформировались порядка 900 лет назад. По крайней мере, первые упоминания о них встречаются в еще Несторовой летописи, а это, на секундочку, 1096 год. Да и само название «ненцы» появилось значительно позже, а изначально на Руси суровых северян называли не иначе как самоеды. Откуда такое странное название?
Некоторые считали, что у жителей севера существуют специальные обряды, во время которых они, так сказать, вкушают плоть человека, то есть имеет место быть культовое людоедство. Документально, кстати, эта особенность ненцев никак не подтверждена.
Также же существовало мнение, что название «самоеды» пошло от другого народа севера – лопарей, называвших местность, на которой проживали, «Same-jiennam». Русские купцы, торговавшие с лопарями, прислушиваться, а уж тем более разбираться в тонкостях произношения не стали. Услышали «самоед», да и так и решили называть жителей этой местности.
Сами же ненцы, конечно, самоедами себя не считали. Более того, и я об этом я уже упоминал выше, они всегда называли представителей своего народа «ненэч», что означало «настоящий человек». Согласитесь, звучит куда как приятнее?!
Так вот, эти самые «настоящие люди» не всегда проживали в суровой Арктике. Первоначально местом их дислокации являлась Южная Сибирь, однако со временем и под влиянием определенных факторов (агрессии других племен), ненцам пришлось покинуть насиженные места и двинуться вверх по Оби.
Таким образом, в результате вынужденной миграции, они и очутились в арктической тундре, где впоследствии осели на долгие-долгие годы.
Помимо того, что ненцы считают себя «настоящими людьми», они ещё нередко зовутся «детьми оленей», а всё потому, что именно с этим животными связана вся их жизнь.
Олени дают северянам пищу - ненцы едят мясо оленей и пьют их кровь; из оленьих шкур ненцы делают себе одежду и обувь, а из рогов мастерят орудия и предметы быта.
Мясо оленя - самый главный продукт в рационе ненцев, поскольку с другими, как вы понимаете, в тундре напряженка: овощей и фруктов нет априори, а сезон северных ягод крайне непродолжителен. Поэтому оленина является для северян не только пищей, но и основным источником белков, жиров, витаминов и микроэлементов.
Привычным делом для «настоящих людей» является употребление в пищу оленьей крови. Ненцы делают это для укрепления иммунитета и в качестве профилактики цинги.
И, кстати, своих оленей ненцы никогда не режут, как обычную скотину - это считается неуважением по отношению к животному, которое обеспечивает их всем необходимым для жизни. Оленей сперва оглушают ударом обуха топора, а затем острым ножом поражают его в самое сердце, чтобы ни одной капли драгоценной крови не было потеряно.
Ещё олени выполняют функции нянек, и рядом с ними ненцы частенько оставляют своих детей. А оленята в немецких семьях являются чем-то вроде домашних любимцев - кошек или собак. Их называют «авками» и на ночь даже забирают в чум, чтобы те ночевали в тепле и рядом с ненецкими детьми.
Ну и, конечно же, только благодаря оленям ненцы по сей день ведут кочевой образ жизни и долго на одном месте не задерживаются.
Как только олень выедает весь ягель на пастбище, всё ненецкое поселение снимается с места и отправляется на поиски нового пастбища. Так что ненцев можно смело назвать «цыганами Арктики».
Тем более, что и живут ненцы в передвижных дома, чумах, которые путешествуют по тундре вместе со своими хозяевами. Чум для северян - не просто дом, а настоящая модель мира в миниатюре.
Отверстие в крыше символизирует связь с солнцем и луной, шесты-опоры отвечают за связь с богами, а очаг посередине чума является входом в подземный мир.
Внутри чума тоже все подчинено особому порядку. У каждого члена семьи есть своё место и своё занятие. Мужчина занимает угол хозяина семьи, а женщине отводится половина чума.
Также в домике оленеводов есть почетное место, куда усаживают (или укладывают) дорогих гостей, а также места для стариков и детей. Пожилые ненцы, как правило, чинят одежду, женщины готовят еду и следят за очагом, дети постарше помогают отцу, а малыши играют игрушками, сделанными из... клювов уток и гусей.
Такая игрушка называется кукла "нухуко", в которой птичий клюв играет роль головы, а привязанная к нему тряпочка - одежды. Если в качестве основы для куклы используется утиный клюв, то это кукла-девочка, если гусиный - мальчик.
И, кстати, о детях. Как нетрудно догадаться, маленькие ненцы вынуждены рано взрослеть, чтобы помогать отцу и матери. Поэтом уже с 4-х лет мальчики учатся управляться с оленями, а девочки - вести хозяйство.
Но не думайте, что дело ограничивается приготовлением пищи и поддержанием очага. Именно на женских плечах лежит ответственное дело - сборка и разборка чума. Да-да, это исключительно женское занятие. К тому же, именно ненецкие женщины считаются собственниками чума, который получают в приданое от своих родителей.
Глядя на быт северных людей, у стороннего наблюдателя может сложиться неверное впечатление об этом народе: мол, ненцы совсем отстали от жизни, и так, в чуме, среди оленей и вдали от цивилизации, уже никто не живёт.
На самом деле, «настоящие люди» не оторваны ни от внешнего мира, ни от технического прогресса. Они вовсю пользуются мобильной связью, возят с собой небольшие генераторы и запас топлива, а в некоторых чумах можно встретить телевизоры и другую технику.
Одно у ненцев осталось неизменным - кочевая жизнь, без которой они не представляют своего существования.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!