Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

«Ночной портье» (Италия) и «Лакомб Люсьен» (Франция)

«Чудовищная кощунственность замысла Лилианы Кавани — рассматривать историю нацистского преступника-убийцы и его жертвы (надо добавить, что Люция — еврейка) в свете «эро*ических импульсов» и «исследования палачески-жертвенных комплексов», якобы живущих в «каждом из нас»,— само­очевидна»

Читаем фрагменты старой статьи киноведа и кинокритика Георгия Капралова (1921-2010), опубликованной в 1976 году:

«Ночной портье» итальянского режиссера Лилианы Кавани и «Лакомб Люсьен» француза Луи Малля. Оба они получили широкую извест­ность, вызвали шумные дискуссии, протесты с одной стороны, аплодисменты — с другой.

Герои каждого из данных фильмов так или иначе связаны с фашизмом: в «Ночном портье» его главные персонажи — бывший шеф нацистского концлагеря и узница того же лаге­ря; в «Лакомбе Люсьене» юноша, по имени которого назван фильм, служит в вишистской полиции, этом национальном ответвлении гитлеровского гестапо, помогавшем фашистским оккупантам расправляться с французскими патриотами, уча­стниками движения Сопротивления.

-2

Как видим, личности, поставленные в центр произведений, так или иначе являются «функционерами социально-политиче­ского механизма». Однако именно на этой почве и рождается двусмысленность данных фильмов, искажающих подлинную реальность предлагаемых художниками фактов.

Действие «Ночного портье» происходит в наши дни. В од­ной из венских гостиниц останавливается известный дирижер, приехавший на гастроли. Его жена Люция в холле отеля встречается взглядом со служащим этого заведения — ночным портье.

-3

По реакции героев зритель сразу же ощущает, что здесь есть какая-то тайна. И вот портье (его зовут Макс) присутствует на представлении оперы Моцарта «Волшебная флейта». Впереди него в первом ряду, непосредственно за спи­ной мужа-дирижера, сидит Люция. На сцене разыгрывается одна из самых очаровательных сцен моцартовского шедевра: Папагено поет свою арию, обращенную к окружающим его зверям и птицам. А Люция в это время, словно какая-то неодо­лимая сила движет ею, несколько раз поворачивает голову назад и встречается взглядом с Максом. В эти моменты зри­тельный зал исчезает, и на экране возникают камеры пыток концлагеря, его темные подвалы и застенки. Выясняется, что Макс устраивал там садомазохистские «игры». Сделав Люцию своей любовницей, он одновременно был и ее палачом. Он мучил ее и... дарил ей головы своих жертв.

-4

Последняя часть картины посвящена развитию «роковой страсти» Макса и Люции уже в новых условиях. Люция, в то время как ее муж уезжает в Берлин, остается в Вене и встре­чается с Максом. Макс состоит в тайной нацистской орга­низации, которая уничтожает всех свидетелей былых пре­ступлений.

Обнаружив Люцию, заговорщики требуют от Макса убить и ее. Он отказывается и укрывается с любовницей где-то на окраине города, в большой полупустой квартире.

Однако террористы продолжают преследование: отключают в квартире воду, электричество, газ, вынуждают хозяев ближайших лавок не продавать Максу и Люции продукты.

-5

В квартире в это вре­мя возрождается атмосфера концлагеря — публично** дома, в котором Макс и Люция все время меняются местами. Они, как утверждает в своем фильме Кавани, — палачи-жертвы. Теперь уже она может, например, заставить Макса ходить босиком по битому стеклу. А он в свою очередь сажает ее на цепь. …

Чудовищная кощунственность замысла Лилианы Кавани — рассматривать историю нацистского преступника-убийцы и его жертвы (надо добавить, что Люция — еврейка) в свете «эро*ических импульсов» и «исследования палачески-жертвенных комплексов», якобы живущих в «каждом из нас»,— само­очевидна.

-6

Автор фильма явно сочувствует своим героям, когда романтизирует их гибель. Она устраивает целое представле­ние, которое, очевидно, должно восприниматься по контрасту с идиллическими картинами любви в «Волшебной флейте». Фильм завершается тем, что Макс и Люция (он — надев фор­му СС, в которой когда-то с хлыстом и револьвером в руках палачествовал в концлагере, она — в полосатой робе узницы) выходят ранним утром на пустынную улицу и направляются к мосту.

За этим мостом они спасутся от своих преследовате­лей. Следует торжественно-театрализованный проход и траги­ческое «восшествие» на мост, как на Голгофу, где беглецов настигают убийцы.

Хотя в фильме показана целая организация фашистских преступников, никакого социально-политического анализа их деятельности картина не содержит.

Более того, можно со всей определенностью утверждать, что все происходящее в фильме разворачивается в чисто условной среде и окружении. Не слу­чайно некоторые критики сравнивают «Ночного портье» со знаменитым фильмом
«В прошлом году в Мариенбаде» Рене и Робб-Грийе.

Такое сравнение справедливо, ибо и тут и там — полупризрачный мир, попытка дать картину «чистой психоло­гии».

Это сравнение еще беспощаднее обнажает позицию автора «Ночного портье», который, спекулируя на интересе к политическим проблемам века, создает кровавый эро*ический балаган, охотно посещаемый буржуазной публикой, ищущей в кино острых, шоковых ощущений.

-7

Если социально-политический камуфляж итальянского фильма разоблачить легко, то с французской картиной «Лакомб Люсьен» дело обстоит сложнее.

Показав своего героя как существо интеллектуально слаборазвитое, почти прими­тивное, инстинктивное, действующее под влиянием импуль­сов жестокости, Малль выводит его частную, исключительную историю на уровень очень широкого обобщения.

-8

Ему подчи­нена вся стилистика фильма, вся структура взаимоотноше­ний героев. …

…поста­новка социально-политической проблемы в воображаемом, но реально не существующем аспекте «дистиллированной» психо­логии приводит к самым реакционным выводам, служит тем, кто хотел бы реабилитировать преступления фашизма, свести их к «самой природе человека». …

…итальянский фильм Этторе Сколы «Мы так любили друг друга». Через историю жизни в послевоенной Италии трех ее главных героев авторы картины прослеживают бег времени, изменения, происходящие в обще­стве. Судьбы героев складываются не только как результат их несхожих характеров, неповторимых индивидуальностей, но и как следствие тех социальных «магнитных полей», в сферу действия которых они попадают. Друзья оказываются на раз­ных ступенях социальной лестницы, и это изменяет их психо­логию, калечит или закаляет их души.

Такие фильмы, как «Мы так любили друг друга», суще­ствуют сегодня в Италии не единично, а в заметном ряду подобных же произведений, создаваемых известными и популяр­ными художниками — Франческо Рози, Дамиано Дамиани, Джулиано Монтальдо, Джилло Понтекорво, Элио Петри и другими. …

Боевой социальный фильм все шире привлекает сегодня внимание передовых кинохудожников Запада. Расширяется и его зрительская аудитория. Исторический оптимизм, который отличает эти произведения, находит свою опору в реальном развитии мирового революционного процесса, в том непобеди­мом движении вперед прогрессивных сил планеты, которое характеризует последнюю четверть нашего столетия» (Капралов, 1976: 3-32).

Капралов Г. Социальный фильм и тема с вариациями // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 5. М.: Искусство, 1976. С. 3-32.