Найти тему
Medusa Gorgorod

Что имеет значение при изучении языка?

Когда речь заходит об изучении иностранного языка, первым делом упоминается мотивация студента. Обычно, ее уровень измеряется специальными опросниками, вкупе с тестом по владению языком. Исходя из полученных данных, выявляется корреляция между высоким уровнем мотивации студента и его высокими результатами в изучении языка. Таким образом, корреляция может быть позитивной или негативной. Но, на самом деле, мотивацию не так легко измерить, потому что тогда нужно измерять и желание учиться, и возможность, и потребность это делать. Поэтому, конечно, мотивация у человека, изучающего язык, присутствовать должна, но какая именно мотивация (интегративная или инструментальная по Гарднеру) - это абсолютно неважно.

Интеллект

Некоторые исследования говорят о том, что чем выше уровень интеллекта у человека – тем выше его способность к изучению иностранных языков. Но другие исследования, совершенно, не видят связи между этими характеристиками. Традиционно, интеллект измеряется с помощью пресловутых IQ тестов, которые скорее могут показать металингвистические навыки, нежели способность к коммуникации и взаимодействию (что важно при изучении языка). При этом, нередко ученики со слабой академической успеваемостью по всем предметам, демонстрируют успехи при изучении иностранного языка. Ну и конечно, нельзя снова не вспомнить Гарднера, с его теорией о “multiple intelligence”. Он считал, что традиционные тесты могут измерить лишь какую-то одну область интеллекта, а их, на самом деле, – много: в области музыки, спорта, межличностных отношений и др. Я абсолютно согласна с этой теорией и считаю, что ни в коем случае нельзя измерять интеллект кого бы то ни было (а особенно ребенка) по успеваемости в школе.

Языковая способность

Джон Керолл (1991) назвал языковой способностью человека умение быстро усваивать язык. Здесь ключевым является слово – быстро. Т.е человек, без языковой способности сможет так же усвоить необходимый материал, но ему на это понадобится больше времени. Также, этот концепт языковой способности включает хорошую оперативную память (short-term memory). Давайте рассмотрим два экстремума континуума языковой способности. Некоторым людям, даже с хорошей академической успеваемостью, действительно, очень тяжело дается изучение иностранного языка. И только с огромными усилиями им удается достичь неплохого уровня. Здесь встает вопрос о методиках, которые будут подходить каждому конкретному ученику, для того, чтобы облегчить ему этот нелегкий процесс. На другом конце континуума у нас будут люди, которые, как говорится, схватывают на лету. Для них изучение иностранного языка является удовольствием, но и тут нужно правильно подбирать методику и материалы, чтобы не загасить интерес.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что языковая способность – это нечто врожденное, не связанное ни с интеллектом, ни с социальным статусом, ни с личными характеристиками. Тем не менее, для успешного освоения языка, волевой компонент всегда остается актуальным, т.к только при помощи волевых усилий, ученик может преодолевать трудности, сохраняя перед собой конечную цель и личную стратегию.