Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Башкортостан - донор рабочих рук для Татарстана. Иному не бывать

Оглавление

Расстояние между ядрами агломерации - Альметьвском и Октябрьским - составляет 107 км. Несмотря на то, что в плане экономического развития Октябрьский значительно уступает Альметьевску (объем среднедушевых инвестиций ниже в 11 раз, объем отгруженной продукции на душу населения – в 15 раз), они оба являются центрами притяжения рабочей силы: на Альметьевский муниципальный район приходится 25,1% всей численности работников предполагаемой агломерации, на городской округ Октябрьский – 10,2%.

По материалам Р.Ф. Гатауллина и А.Г. Атаевой "Альметьевско-Октябрьская агломерация"

В совокупности 1/3 всех ее работников сосредоточена в двух городах. С точки зрения внутрирегиональной миграции только эти два муниципальных образования — центры притяжения населения (характеризуются положительным внутрирегиональным миграционным приростом), а Альметьевск в составе Альметьевского муниципального района также является центром притяжения населения из других регионов (положительный межрегиональный миграционный прирост).

Альметьевск
Альметьевск

Оценка миграционных связей (маятниковая миграция)

Ключевым показателем, определяющим формирование межмуниципальных и трансрегиональных агломераций, является приток трудовых ресурсов, формально определяемый как маятниковая трудовая миграция.

Она представляет собой челночные поездки на работу жителей из одного муниципального образования в другое и является фактором мобильности (подвижности) населения, напрямую определяющим ситуацию с трудовыми ресурсами региона, а именно, оттоками и перетоками трудового капитала.

Как и следовало ожидать, минимальный уровень маятниковой трудовой миграции в экономических центрах условной трансграничной агломерации – Новошешминском и Альметьевском муниципальных районах. Они являются центром притяжения трудоспособного населения соседних районов.

Примечательно, что почти все районы, территориально находящиеся в Башкортостане, характеризуются высоким уровнем маятниковой трудовой миграции, что еще раз подтверждает тот факт, что Башкортостан является донором трудовой силы для районов Татарстана.

-3

Оценка транспортной связанности

Для определения возможных границ агломерации оценим транспортную доступность от ядра агломерации – Альметьевска до административных центров и наиболее отдаленных населенных пунктов муниципальных районов условной трансграничной агломерации.

Транспортная доступность будет оцениваться по времени поездки на автомобиле и количеству автобусных маршрутов. Согласно большинству классических подходов, транспортная доступность между поселением и ядром агломерации должна составлять не более 2-х часов.

Анализ автобусных маршрутов показывает сильные межрегиональные связи на границе регионов. Так, число маршрутов в Ютазинский район из Октябрьского РБ значительно выше, чем из Альметьевска. Это же касается и Бугульмы. Между ядрами агломерации также достаточно большое число автобусных маршрутов – 15 в неделю.

Октябрьский
Октябрьский

В целом анализ автобусных рейсов позволяет сделать вывод, что если Альметьевско-Октябрьская агломерация имеет место быть, то ее ключевым транспортным узлом окажется Бугульма. Она – точка отправления и прибытия 6 рейсов из 19 различных городов, без учета промежуточных автостанций, которых существенно больше.

-5

Исходя анализа транспортной доступности до обоих ядер агломерации и отсутствия транспортной связанности, из состава условной трансграничной агломерации исключим

  • Нурлатский,
  • Аксубаевский районы Республики Татарстан,

а также

  • Бакалинский и
  • Бижбулякский районы РБ.

Новошешминский, Заинский и Сармановский районы в большей степени тяготеют к Набережночелнинской агломерации, более того, согласно «Схеме пространственного развития Республики Татарстан», два последних района будут включены в состав широкой агломерации.

Так, число автобусных маршрутов из Новошешминска в Альметьевск составляет 3 в неделю, тогда как в Набережные Челны – 7, Нижнекамск – 4. Число маршрутов из с.Сарманово в Альметьевск – 3 в неделю, в Набережные Челны – 31, из с. Заинск в Альметьевск – 35, в Набережные Челны – 101, Нижнекамск – 44 в неделю.

В связи с этим предположим, что сила связи с Альметьевском у них значительно ниже, чем с городами Набережночелнинской агломерации.

Таким образом, в состав предполагаемой Альметьевско-Октябрьской агломерации включаются

  • Альметьевский,
  • Азнакаевский,
  • Ютазинский,
  • Бавлинский,
  • Бугульминский,
  • Лениногорский,
  • Черемшанский районы Республики Татарстан,
  • Шаранский,
  • Буздякский,
  • Туймазинский,
  • Белебеевский,
  • Ермекеевский районы и
  • городской округ Октябрьский Республики Башкортостан с общей численностью населения 934 тыс. чел.
-6

По показателю людности (численности населения ядер агломерации) Альметьевско-Октябрьская полицентрическая трансрегиональная агломерация может считаться большой агломерацией.

Альметьевская агломерация – экономически развита больше по фактору людности агломерации, формирование которой обусловлено одной экономической специализацией: добычей нефти. Три центра агломерации относительно независимы, здесь нет отношения «центр – пригород».

Агломерация не является бурно развивающейся, численность населения за последние 5 лет снижается, города и районы не являются привлекательными для мигрантов (в отличие от Казанской агломерации), что подтверждают низкие темпы строительства жилья. Перспективы развития агломерации связаны с диверсификацией экономики.

Октябрьская агломерация с большой натяжкой может считаться средней агломерацией, состоящей из двух городов. Ее формирование также связано с добычей нефти, однако из-за исчерпания сырьевой базы двух групп нефтяных месторождений – Октябрьско-Туймазинского и Шкапово-Белебейского, ее экономическая специализация перестроилась на нефтесервисную, что подтверждает спрос на объекты складской инфраструктуры в пределах городского округа Октябрьский. Близость к нефтедобывающим районам РТ, относительно благоприятная экологическая ситуация делает Октябрьско-Туймазинскую агломерацию и близлежащие районы привлекательными для мигрантов, что подтверждает рост численности населения и активное жилищное строительство в муниципалитетах на границе Республики Башкортостан, а также высокая маятниковая трудовая миграция.

Агломерация, по сути, является донором трудовой силы, и ее развитие в значительной степени зависит от экономики соседнего региона.

Выводы

Таким образом, сила экономического притяжения муниципальных образований между Татарстаном и Башкортостаном приводит к формированию трансрегиональной агломерации, которая по классическим параметрам оценки делимитации и агломерированности может считаться более развитой агломерацией, чем две изначальные.

Региональные власти двух республик не могут помешать постоянно усиливающейся экономической связи двух агломераций, но они способны возглавить этот процесс, не обязательно в виде институционального оформления агломерации, возможно, просто путем усиления межрегионального взаимодействия в этих муниципалитетах для решения вопросов как местного значения (непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования), так и общерегионального (снижения внутрирегиональных диспропорций и формирования точек роста).