Найти тему
Блог Сапсанчика

Зона отчужденя в Нижнем Новгороде, о которой вы не знаете

В г. Нижний Новгороде, на ул. Интернациональной находится мукомольный завод. Скоро он может уйти в историю. Территорию завода выкупили две строительные фирмы и собираются возвести на месте мукомольного завода очередной жилой комплекс. Причины продажи, варианты "спасения" этого комплекса я не буду рассматривать. Как говорил один известный артист - "Это уже совсем другая история".

Мое знакомство с мукомольным заводом (МЗ - прим.), а точнее с железной дорогой началось еще в детстве, когда я с дедушкой гулял к реке Оке. Мы проходили мимо ныне закрытой кондитерской фабрики "1 Мая", затем мимо Дома культуры железнодорожников и уходили немного левее от основного железнодорожного хода.

Общая карта территории Мукомольного завода
Общая карта территории Мукомольного завода

Мы с дедушкой часто ходили гулять именно туда. Мне нравилось смотреть на поезда, благо, что движуха была будь здоров.

стоянию на 2005 г. За воротами "кипела" жизнь
стоянию на 2005 г. За воротами "кипела" жизнь

На бывшей территории завода специальных автомобилей построен жилой комплекс. Немного странно, что стрелку и буквально 20-30 метров оставили.

Путь, ведущий на территорию Мукомольного завода
Путь, ведущий на территорию Мукомольного завода
Вид в обратную сторону. За спиной автора - МЗ.
Вид в обратную сторону. За спиной автора - МЗ.
Знак выезда с территории АО "Мельинвест". Пути заросли кустами и деревьями
Знак выезда с территории АО "Мельинвест". Пути заросли кустами и деревьями

По данным фото надо написать подробнее.

У Мукомольного завода было две территории. За спиной автора - основная, впереди - вторая часть. Видневшиеся рельс - это путь выезда с территории № 2, левее от него находится котельная. Скорее всего, данный путь использовался для подвоза топлива на территорию котельной. Далее этот путь примыкает к основному. Фото из Гугол карт датированы 2018 годом.

Пути - "потеряшки".
Пути - "потеряшки".

История этого пути - он выходит из основного, который идет на завод. Стрелки не видно, все заросло кустами и деревьями. Скорее всего разобрана. На территории завода - заканчивался тупиком около погрузочного терминала.

Состояние основного пути на июнь 2024 года.
Состояние основного пути на июнь 2024 года.

На фото 1 подборки - дальние пути - "потеряшки". Ближние - основной путь и примыкающий от котельной. Фото 2 и 3 подборки - перья стрелки. Фото 4 - вид на отклонение примыкающего пути, идущего на территорию котельной. Помните - выступающий рельс из-под земли? Это - правый рельс примыкающего пути. "А где левый рельс этого пути?" - спросите вы. Погребен под толстым слоем времени. Пятая фото - концовка правого пера стрелки.

-11

Мачтовый одинокий входной светофор. Не работает достаточно давно. Установлен перед въездом на территорию завода.

-12

На территории мукомольного завода. Снято через сетку ворот. В кустах спрятались вторые ворота, за которыми через 100-200 метров начинается весьма приличное путевое развитие - 4 тупиковых пути и несколько ответвлений. Теперь что за железная конструкция и башня.

Из детских воспоминаний - под эту конструкцию подходил путь-"потеряшка" (несколько выше я упоминал о нем). На него загоняли вагон-платформу и выгружали груз. Далее этот путь заканчивался тупиком.

Тем временем я вернулся в исходную точку начала исследования территории.

Заезд на территорию предприятия "Мельинвест"
Заезд на территорию предприятия "Мельинвест"

Левый путь - выезд/въезд в ворота АО "МЕльИнвест" относительно действующий. Он входит в путь, который собственно и ведет на Мукомольный завод. В него входил ныне разобранный и на 99% засыпанный временем путь, который выходит там, где стоит знак "Осторожно переезд".

-14

Горловина грузовой станции "Молитовская пристань". Что видим - один путь налево уходит - это на Мукомольный завод. В него входят почти действующий путь с АО "Мельинвест", разобранный и засыпанный второй путь с АО "Мельинвест". Справа - два пути. Самый правый - действующий путь, связывающий АО "Пивзавод "Волга" со станцией "Нижний Новгород-Московский". Ближний правый путь - отвлетвление от действующего в районе дома культуры железнодорожников. Впереди - пошерстный съезд на второй правый путь и еще немного вперед ответвление на тупиковый путь.

Вид назад от горловины грузовой станции "Молитовская пристань".
Вид назад от горловины грузовой станции "Молитовская пристань".

Небольшой комментарий - накатанный левый путь - АО "Пивзавод "Волга" - ст. Н.Новгород-Московский, второй путь - входящий/исходящий в действующий. Путь уходящий направо - на Мукомольный завод, с последующим путевым развитием.

Путевое развитие
Путевое развитие

Пошерстный съезд с правого пути (со ст. "Н. Новгород-Московский") на левый путь. После стрелки он становится главным. Стрелка направо - дает запасной путь, заканчивающийся тупиком. Пути действующие, накат присутствует.

Стрелка
Стрелка

На тупиковом пути периодически отстаиваются несколько вагонов специального назначения.

Путевое развитие - вид назад
Путевое развитие - вид назад
Второй пошерстный съезд.
Второй пошерстный съезд.
Крестовина
Крестовина
Свежие шпалы
Свежие шпалы

Завершение грузовой станции - самый крайний левый путь упирается в тупиковую призму, путь на котором выгружены свежие шпалы - через 100 метров также упрется в тупиковую призму.

Все что осталось от второго въезда/выезда с территории АО "Мельинвест".

Ст. "Дом культуры железнодорожников"
Ст. "Дом культуры железнодорожников"

В этом месте второй путь входит/выходит с/в основной (-го) пути. Чуть дальше - стрелка на недействующий тупиковый путь, который обслуживал кондитерскую фабрику "1 Мая".

Вы познакомились с историей участка промышленной железной дороги, ведущей от ст. "Нижний Новгород-Московский" на предприятие АО "Пивзавод "Волга", с промежуточной остановкой в АО "Мельинвест".

Спасибо за внимание.